10 российских автомобилей, за которые не стыдно
Российский автопром иногда рождает на удивление актуальные и востребованные модели.
Не все доходят до покупателя ввиду ограниченного рынка и особенностей местного восприятия автомобилей, не всем дают «зеленый свет» менеджеры, некоторые оказываются слишком революционными для своего времени или убиваются внешними факторами в виде доступных старых иномарок.
Тем не менее, посмотреть есть на что. И о многих хочется посетовать: многим из нас одна из таких машин (возможно, в более современном воплощении) была бы актуальнее чем все то, что есть на российском рынке даже с учетом полулегальных «японок» с Дальнего Востока и Абхазии.
1. Tagaz Aquila
Производитель: Таганрогский Автомобильный Завод (ТагАЗ)
Класс: спортивный седан
Особенности: спорткар российской разработки с невероятно низкой ценой
Статус: производится во Франции под названием MPM Erelis
Ближайшие аналоги: Pontiac Grand AM
Уникальный Tagaz Aquila стал первым серийным российским спорткаром. До и после аналогичные модели оставались штучными концептами либо мелкосерийными переделками производимых крупной серией автомобилей.
Aquila проектировался как спортивный автомобиль, доступный для народа. Низкая цена, эффектный внешний вид и относительная доступность позволила автомобилям обосноваться в большей части крупных городов России, хотя серийный выпуск продолжался только 2 года с 2013 по 2014.
К сожалению, последующие экономические события и банкротство ТагАЗ заставили владельца перенести производство во Франциюю Потребовалась серьезная модернизация и ещё несколько лет.
Сегодня европейцы довольно активно приобретают Aquila под новым названием, но производство остаётся штучным.
Техническая реализация автомобиля оказалась неожиданно удачной, хотя и с множеством недочетов, появившихся из-за многоступенчатого удешевления.
Так, стеклопластиковый кузов не блещет качественной сборкой, внутренние поверхности изготовлены из предельно дешевого пластика. Двигатель — серийный устаревший Mitsubishi 4G18S из Китая.
Взамен на эти уступки покупатель получает агрессивный дизайн, отличную динамику и низкий ценник. Аналогов даже сегодня нет.
2. ВАЗ-1151 «Гном»
Производитель: Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ), Renault Group
Класс: микролитражный городской автомобиль
Особенности: 4-местный автомобиль размером с мотороллер
Статус: опытный образец
Ближайшие аналоги: КАМАЗ «Ока», Daewoo Matiz
Ультракомпактный «Гном» начали проектировать ещё в конце восьмидесятых годов. Планировалось даже, что к началу девяностых на базе АвтоВАЗа появится отдельная сборочная линия мощностью 10 тысяч машин в год.
Для упрощения проектирования за основу взяли шасси «Оки», которое в ходе разработки было укорочено и оптимизировано.
В результате получился самый компактный советско-российский автомобиль. Уже не «инвалидка»: 3 двери, 4 полноценных посадочных места, 280 килограмм снаряженной массы, 120 километров в час максимальная скорость.
Важнейшее отличие «Гнома» от уже упомянутой «Оки» — внутренний габарит. Авто получилось удобнее, стильное даже сегодня (посмотрите на «Матиз» середины нулевых) и удобное.
То, что нужно в городе для поездок из дома на работу и обратно. К сожалению, перестройка полностью погубила проект, хотя наработки легли в основу следующей модели «вазовского ультракомпакта» с электродвигателем: двухместный LADA Elf, совершенно не нужный в 1996 году.
3. LADA Revolution I-III
Производитель: Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ), Renault Group
Класс: двухдверный родстер
Особенности: гоночный болид от АвтоВАЗа для кольцевых гонок
Статус: концепт
Ближайшие аналоги: Porsche Boxster, Alfa Romeo Spider, Mazda MX-5
Хотя до Revolution инженеры АвтоВАЗа имели опыт создания спортивных автомобилей, до мелкосерийного производства все никак не доходило. Однако в 2004 году для концепта был создан отдельный этап гонок «Национальной гоночной серии «АвтоВАЗа».
Производство автомобилей и соревнования продлились до 2008 года, когда в результате мирового кризиса этап Lada Revolution пришлось свернуть в угоду более дешевым спортивным версиям «Калины».
Тем не менее, концепт получил 3 реализации в виде разных поколений, принципиально отличных друг от друга по мощности, динамике и даже дизайну. Последнее поколение из-за недостатка средств было представлено только в виде ходового макета.
В случае выхода Lada Revolution на рынок при адекватной стоимости покупатели бы нашлись даже с учетом того, что машина полностью изготовлена из узлов собственной разработки завода.
Легкосплавная ходовая часть, углепластиковый кузов, свой мощный мотор, снаряженная масса в 670 килограмм. Звучит как насмешка. А как на счет разгона? До 100 базовая Revolution «топит» за 6,5 секунд, а ведь существовали форсированные версии.
Увы, разработка осталась исключительно внутризаводским изделием для собственных нужд, даже точное число изготовленных прототипов неизвестно.
Алё, АвтоВАЗ, мы хотим такие «жигули»!
4. УАЗ-3165 «Симба»
Производитель: Ульяновский Автомобильный Завод (УАЗ)
Класс: полноприводный минивэн
Особенности: объемный кузов с высокой снаряженной массой при небольших габаритах, высокая проходимость.
Статус: концепт
Ближайшие аналоги: ВАЗ-2120М
Один из наиболее перспективных автомобилей для российской реальности погубила череда кризисов, собственный маркетинг и тотальное безденежье россиян. Фактически «Симба» является своеобразной заменой привычной «буханки» на узлах УАЗ-3162.
Оба родственных автомобиля были актуальны и активно приобретались. К сожалению, «Симба» оказалась дороже обычного внедорожника и почти вдвое дороже сельского грузовика, поэтому проект не поступил на конвейер.
На фоне основной массы российских микроавтобусов «Симба» выделялся компактными габаритами и внушительным объемом. Списывать со счета полный привод и относительный комфорт »3162» тоже не стоит — на заре проекта в России подобные машины не выпускались.
Тем не менее, завод регулярно показывал кроме базовой версии на 7–9 человек новые модификации, такие как: 13-местный удлиненный вариант, грузовик с платформой, дизель-электрический гибрид.
В результате спустя почти 10 лет бортовой грузовик получил воплощение в УАЗ «Карго» с узлами «Патриота». Спустя ещё пару лет минивены на российском рынке исчезли вовсе.
Наверное, этим обусловлена невероятная популярность полноприводного микроавтобуса ГАЗ «Соболь», нишу которого ещё в 1999 мог занять «Симба». Но завод не рискнул, оставив нас с «Патриотами».
5. LADA Rapan
Производитель: Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ), Renault Group
Класс: 4-местный хэтчбек
Особенности: электрический экспериментальный автомобиль с большой площадью остекления
Статус: прототип, подготовлен к серии
Ближайшие аналоги:
Появление «Рапана» в 1998 буквально взорвало Международный Парижский Автосалон: футуристичный чистый электромобиль был готов к серийному запуску, ожидая партнеров-энергетиков.
Кроме невероятного дизайна, обеспечивающего беспрецидентный круговой обзор полуторатонный городской автомобиль предлагал шикарную вместимость, скорость до 90 километров в час и совершенно уникальное управление.
Все приборы уместили в рулевое колесо, в котором не смотря на это нашлось место для подушки безопасности. После такого стеклопластиковый кузов на каркасе кажется вполне разумеющимся.
Увы, подвели партнеры: никто из энергетиков не рискнул создавать инфраструктуру. Да и никель-кадмиевые батареи были ещё слабоваты. А сегодня о «Рапане» даже не вспоминают, хотя зарубежные производители нет-нет да и повторят то лобовое стекло, то ещё что-то.
Сегодня такой автомобиль нужен в качестве основного. И батареи подходящие есть, даже инфраструктуру недолго запустить. Не «тесла», конечно. Но много ли нужно российскому автолюбителю в глубинке?
6. ВАЗ-1121 Ока-2
Производитель: Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ)
Класс: микролитражный хэтчбек
Особенности: предсерийная микролитражка в биодизайне с люксовым салоном
Статус: прототип, подготовлен к серии
Ближайшие аналоги:
«Ока-2» стала логичным продолжение идеи советской «инвалидки», приспособленной к рыночным реалиям. Первая модель помогла КАМАЗу пережить тяжелые времена и дорасти до крупных госконтрактов. А вот обновленной модели не повезло.
Выпуском новинки должны были заняться на АвтоВАЗе, но в 2003 году мощностей не нашлось: планировали снять «классику», но популярность моделей заставила руководителей пересмотреть планировку предприятия.
Отдельную линию завод строить не рискнул. Взамен были предложены площади АМО ЗИЛ, но микролитражку «закрыли» на четвертом опытном образце.
Назвать автомобиль революционным нельзя: фактически, это современный «Матиз» в 2 раза дешевле. С нормальной электросистемой, кондиционером, подушками, электроприводами.
Ранние варианты предлагали довольно оригинальный кузов, но к предсерийным машинам «Ока-2» приобрела более традиционные внешние обводы. Впрочем, она и сегодня смотрится неплохо. А микролитражек в стране нет, хотя именно сегодня они востребованы как никогда.
Тем более, что «Ока-2» получила увеличенные по сравнению с прародителем внутренний объем, неплохую компоновку, тяговитый двигатель. Планировались и электрические, и стеклопластиковые варианты с минимальным увеличением цены.
7. ВАЗ-2120 (Лада Надежда)
Производитель: Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ), Renault Group
Класс: минивэн
Особенности: переднеприводной 7-местный автомобиль на платфоре 5-дверной «Нивы»
Статус: мелкосерийное производство завершено в 2006 году
Ближайшие аналоги: ГАЗ «Соболь», Lada Largus
ВАЗ-2120 стал первым серийным минивэном в российском автомобилестроении. Для «Надежды» разработали унифицированную платформу, полноприводной вариант которой ушел в серийное производство LADA 4×4 5D (5-дверная «Нива»).
Первые серии получили полный привод, от которого в дальнейшем отказались в пользу переднего привода. Все 8 лет автомобиль беспрерывно модернизировался, получав несколько вариантов двигателя, трансмиссии и даже пройдя интересный рестайлинг.
Актуальный на первых порах автомобиль погубила невозможность глубокой модернизации и высокая цена: к 2006 году «Надежду» вытеснили дешевые импортные минивэны.
Двигатель в 1,7 литра и отсутствие не лучшая реализация ходовой (точнее, переход на передний привод) оказались фатальными. Ни динамики, ни грузоподъемности.
Тем не менее, «Надежды» активно продаются на «Авито», являясь самым дешевым минивэном в России как по стоимости, так и в обслуживании. Поэтому АвтоВАЗ периодически возвращается к идее запуска современной версии на обновленном шасси рестайлинговой «Нивы»-2019.
8. Marussia F2
Производитель: Marussia Motors
Класс: кроссовер
Особенности: футуристичный 7-местный автомобиль повышенной проходимости со сдвижными задними дверями
Статус: концепт
Ближайшие аналоги:
Вслед за спортивной Marussia B2 в 2010 году первый российский автомобильный стартап представил уникальный и по сей день «паркетник» с неповторимым дизайном.
Выглядит эта машина просто сногсшибающе. Ничего подобного в серии не было, и ближайшее время вряд ли появится. К тому же, автомобиль проектировался под очень востребованный СЕГОДНЯ класс автомобилей: семейный однообъемник с возможностью преодолеть сугроб, проехать по гололеду и штурмовать бордюры.
Mitsubishi и Toyota этого класса очень популярны, но явно недотягивают до F2. Одни только сдвижные двери и эргономичные, но удобные сиденья в стиле «мешки с бобами» чего стоят.
Приборная панель концепта выглядит и сегодня невероятно. И дело вовсе не в цифровых приборах — кабина буквально стилизована под самолет. А как на счет 340-сильного с 4-ступенчатым автоматом и пружинной подвески с дорожным просветом полноценного внедорожника?
Жаль, но стартап закрылся до того, как смог реализовать серийный выпуск. Перспективные модели оказались слишком дорогими для мелкосерийной сборки, а строить в России новый автомобильный завод по всей видимости просто не рентабельно.
9. Aurus-4124 Комендант
Производитель: ФГУП «НАМИ»
Класс: кроссовер
Особенности: перспективный полноразмерный кроссовер представительского класса
Статус: в разработке
Ближайшие аналоги:
О перспективном представительском внедорожнике (?) семейства Aurus для правительства известно немного: его должны показать в этом году, но перенесли на 23.08.2020. И никак не раньше.
Технические подробности так же пока не разглашаются. Все, что есть от «Коменданта» — единственное полноразмерное фото, патент и презентация разработчика. Эпичное, как все правительственные проекты.
Дело в том, что первые серии будет выпускать не концерн Sollers (читай УАЗ), а сама НАМИ. И начнется оно только в следующем году. Поэтому приобрести однообъемник на единой автомобильной платформе смогут только приближенные.
А вот потом авто станет доступно для всех. И уже сейчас ясно: в России будущего это будет самый крутой кроссовер, на который будут менять «гелики» и прочие представительские паркетники.
10. El-Panda
Производитель: отсутствует
Класс: микролитражный хэтчбек
Особенности: электрический модульный автомобиль, приближающийся к классу квадроциклов
Статус: концепт (отсутствует производитель)
Ближайшие аналоги:
Трехметровая «Панда» презентована в 2017 году, но с тех пор так и не удалось определиться с производственной площадкой: кризис не дал открыть производство в Тольятти.
Главная фишка автомобиля — модульная платформа, позволяющая устанавливать любой кузов. Базовая версия является двухместным хэтчбеком, но в планах есть даже развозной грузовичок.
Основу платформы составляют фирменные мотор-колеса мощностью 15 кВт, ставшие камнем преткновения. Меньшая мощность снижает динамику, но текущая не позволяет регистрировать «Панду» в качестве квадроцикла.
А это позволило бы обойтись владельцам правами категории «М» и водить «мобиль» с 16 лет. Интересный бонус, особенно для одной из представленных версий с пандусом вместо задней двери и без кресел вовсе.
Увы, промышленность пока не готова к производству уникального ситимобиля. В Китае аналоги уже завоевали популярность благодаря возможности парковаться где угодно и невероятной экономичности.
Россия — не Китай, не США и даже не Германия. Поэтому остается ждать.
P.S. А какой автомобиль нужен лично вам? Есть ли он в продаже?