10 необычных психических расстройств
Синдром Котара. Если вам кажется, что ваш друг пересмотрел фильмов про зомби и бредит, приглядитесь к нему по-внимательнее. Возможно, это синдром Котара — редкое заболевание, когда больному кажется, что он умер, его не существует, у него нет органов, не течет кровь и т. д. Французский невролог Жюль Котар впервые описал заболевание, назвав его «синдром отрицания». Его пациенткой была женщина, которая категорически отказывалась есть, потому что отрицала наличие в себе жизни, уверяя, что она уже мертва — и в итоге умерла от истощения.
У расстройства три стадии, от небольшой подавленности до хронической депрессии и мании. Для всех случаев характерна изоляция и невнимательность к себе — в общем, логично: зачем заботиться о себе, если ты мертв? Как правило, бредовые идеи страдающих синдромом Котара — яркие и красочные, полные фантастических идей и нередко сопряжены с маниакальным бредом величия. Человек может утверждать, что все вокруг мертвы, причем потому, что это он заразил мир смертельной болезнью. Синдром Котара обычно связан с другими психическими расстройствами и лечится нейролептиками.
Синдром Парижа. «Увидеть Париж и опсихеть» — такой сценарий, безо всяких шуток, может угрожать впечатлительному туристу. Но не любому, а туристу из Японии. Это одно из редких психических расстройств, которое поражает жителей конкретной страны. Как и другие синдромы, спровоцированные культурным шоком, синдром Парижа проявляется у тех, у кого изначально были предпосылки для душевных расстройств, и визит на другой край света, резкая перемена обстановки сработали как детонатор.
В основе синдрома Парижа — чувство сильнейшего разочарования. Дело в том, что в Японии воспевается культ Парижа. Едва ли ни каждый японец уверен, что Париж — это квинтэссенция красоты, моды, любви и мировой гармонии. На этом ловко играют маркетологи французских модных брендов, торгуя не столько товаром конкретного дома мод, сколько «идеей Парижа» вообще. И вот представьте себе человека, который копит полжизни на поездку в тот самый — ах! — Париж, чтобы прикоснуться своими недостойными руками к «Великому и Прекрасному», а приезжает… в Париж. С его этническим котлом, суетой, типичной для любого мегаполиса, и т. д. В общем, реалии настолько не оправдывают ожиданий, что у туриста происходит нервный срыв, нередко приводящий к суициду. Синдром Парижа встречается достаточно часто, и при посольстве Японии во Франции работает отдельная горячая линия для тех, кому вдруг стало нехорошо.
Синдром Стендаля, он же синдром Флоренции — еще одно заболевание, связанное с туризмом и культурным шоком. «Каждый год десятки туристов валятся в обморок или в истерику где-нибудь на пути из Уффици в Академию. Чувство подавленности возникает быстро — вместе с чувством вины…», — пишут П. Вайль и А. Генис в книге «Гений места». Впервые подобный недуг описал Стендаль в своих заметках о путешествиях в Италию («Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»): он сам испытал недомогание от изобилия шедевров во Флоренции.
Симптомы у синдрома Стендаля разнообразны, но в целом на первом этапе это похоже сильное, глубокое впечатление от произведения искусства, а после наступает тревожность, перевозбуждение, учащение пульса, обмороки, сильные мигрени, галлюцинации и т. д. Некоторые отмечают, что начинают «чувствовать» картину или становятся словно ее частью. Этот довольно жуткий процесс хорошо изображен в фильме Дарио Ардженто «Синдром Стендаля».
Синдром Диогена. Даже тот, кто не читал античных философов, наверняка слышал о Диогене, который жил в бочке. Он, правда, делал это не из экономии или желания уединиться. Однако такой набор симптомов, как стремление к изоляции, апатия и накопление, назвали синдромом Диогена. Иногда встречается и другое название, синдром старческого убожества — потому что чаще всего недуг поражает людей в возрасте, страдающих старческим расстройством.
Аутофагия — слово происходит от др-греческих «аутос» (т.е. «сам», «себя») и «фагейн» («есть»), т. е. по сути самопоглощение. Этот термин употребляется в двух значениях: для описания естественных процессов, когда организм поглощает свои собственные ткани (за исследования этих механизмов, кстати, в 2016 году была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине японскому ученому Ёсинори Осуми), и для наименования психического расстройства.
В легкой форме аутофагия встречается едва ли ни на каждом шагу, проявляясь, например, в привычке грызть ногти или жевать омертвевшую на губах кожу. Такие мелочи, конечно, не повод бежать к психологу, но игнорировать их не стоит — они сигнализируют о повышенном уровне стрессе. А вот в более тяжелых формах человек может себя покалечить, переходя к самоканнибализму. Природа расстройства пока не изучена.
Трихотилломания— таким сложным словом называется навязчивое вырывание волос (не только на голове, но и по всей поверхности лица и тела, включая брови и ресницы). Человек может сам не замечать этого процесса, не фиксируя внимание на своих действиях, или вовсе отрицать его. Чаще всего синдром сопровождается либо стрессом, либо другим психическим расстройством, а также органическими заболеваниями мозга. В последние годы прорабатывается версия, что некоторые люди, страдающие трихотилломанией, имеют повреждение гена. Правда, генная природа болезни на данный момент не подтверждена.
Андрофобия, если в двух словах, это боязнь мужчин. Подчеркнем: ненормальная боязнь мужчин. Причины ее индивидуальны, они могут скрываться в каких-то травмах прошлого или в других синдромах, таких как социофобия. Конечно, все это звучит как повод для юмора на гендерные темы, но симптомы не так смешны, как может показаться. Андрофобия проявляется на соматическом уровне, т. е. на фоне страха возникают реальные физиологические изменения: одышка, потливость, сухость во рту и т. д. Любопытно, что это не типично женская болезнь — андрофобией, хоть и реже, страдают и мужчины.
Библиомания. Нет-нет, не надо путать библиоманов с библиофилами! Последние — это про любовь к книгам, а первые — про нездоровое собирательство, патологическую страсть к коллекционированию книг. Как и любая мания накопительства, это желание обладания (вспомните про «мою прелесть», вот это примерно так же). Причем навязчивая идея обзаводиться книгами совсем не обязательно связана с желанием их прочесть. Такое поведение может быть следствием невротического механизма защиты, связанного с какой-либо травмой в прошлом или другими расстройствами.
Как обнаружить библиоманию? Стоит задуматься, если кто-то из вашего окружения накапливает безумное количество книг, испытывает непреодолимую тягу к их приобретению и чувство облегчения при покупке, а также не готов с ними расставаться — то есть не готов ни подарить, ни дать почитать (это может быть не жадность, а симптом).
Боантропия. Если вы не слышали прежде такого термина, не удивляйтесь тому, насколько странно прозвучит его описание. Боантропия — это психическое расстройство, когда человек считает себя коровой или быком. Сперва это появляется на уровне фантазии, затем навязчивой идеи, а потом человек начинает вести себя как крупный рогатый скот. Безо всяких метафор: ест траву, мычит, бодается.
Такое расстройство лечится с помощью гипноза, но главное, что лечение здесь обязательно. Синдром не только поражает психику человека, но в итоге сказывается и на его внутренних органах: наша пищеварительная система не приспособлена к тому, чтобы поглощать такое количество травы и сена, которое поедают люди, больные боантропией.
Эротомания. «Хоботов, ты тайный эротоман!» — говорила героиня «Покровских ворот». Однако будь это правдой, фильм вряд ли выдержал бы комедийный жанр. Эротомания — это бредовая иллюзия, что человек кем-то любим. Печально звучит, неправда ли? Объектами эротомании чаще всего бывают знаменитости, что подчеркивает нездоровый характер идеи. Эротомания может длиться годами. Человек верит, что к нему кто-то проявляет тайные знаки внимания, посылая всяческие «сигналы», включая телепатические. Звучит словно отчаяние невзаимной любви, но к этому стоит отнестись серьезно: эротомания обычно возникает при других психических расстройствах, таких как шизофрения или маниакально-депрессивный психоз.