10 крутых изобретений, сделанных... мамами в декрете
Сибилла Мастерс: молотковая зерновая мельница. Сибилла Мастерс, в девичества Райтон, вышла замуж за господина Томаса Мастерса, крупного торговца из Филадельфии, в конце 17-го века. У пары было семеро детей, из которых выжили только четверо. Несмотря на семейные хлопоты и родительские обязанности, Сибилла нашла время и для своих проектов, став первой американской изобретательницей. Сперва она придумала новый тип кукурузной мельницы, где вместо традиционных колес использовались молотки. Так как Пенсильвания в те годы еще не выдавала патенты, Сибилла отправилась через Атлантику, чтобы оформить патент в Англии, что ей удалось в 1715 году — правда, он был оформлен на имя ее мужа, поскольку женщины на такую роскошь не имели права. Ожидая одобрения суда по поводу первого патента, она подала заявку на второй — на этот раз ее творческая мысль коснулась технологии изготовления соломенных шляп. В Лондоне изобретательная женщина открыла магазин, где торговала одеждой, сшитой из материалов собственного производства. Позже она вернулась в Новый Свет, где построила вместе с мужем мельницу — естественно, по собственным технологиям.
Марта Костон: сигнальные ракеты. В 1847 году 21-летняя Марта Костон овдовела и оказалась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. Среди бумаг покойного мужа Марта обнаружила проекты сигнальных ракет. Перед смертью ее супруг разрабатывал ракеты, которые были бы заметны на больших расстояниях. Вместо того чтобы впасть в уныние, оставшись практически без средств к существованию, не получившая формального образования миссис Костон решила довести дело мужа до конца. Она обнаружила ряд ошибок, переосмыслила концепцию сигнальных ракет, позаимствовав некоторые технологии у фейерверков и в 1859 году получила патент на «пиротехнические ночные сигналы». В дальнейшем она основала свою компанию, которая производила сигнальные ракеты, а потом продала патент ВМС США. Надо ли уточнять, что ее изобретение спасло жизни многих моряков, чьи корабли потерпели крушение.
Мелитта Бенц: бумажные фильтры для кофе. Во-первых, все гениальное — просто. Во-вторых, чтобы добиться успеха, надо быть немного одержимым и не идти на компромиссы. Об этом история Мелитты Бенц, матери двоих детей из Дрездена. Мелитта страстно любила кофе и не желала мириться с тем, что половину кофейной кружки занимает не собственно напиток, а кофейная гуща. Отвергнув имевшиеся на тот момент «технологии» — тканевый фильтр, который надо было мыть после каждого заваривания, или другие методы приготовления кофе, которые делали его вкус более горьким — Мелитта изобрела бумажный фильтр. Для этого смекалистая хозяйка всего лишь продырявила дно в кастрюльке и положила туда промокательную бумагу (которой пользовался ее сын-школьник). В 1908 году Мелитта Бенц получила патент на свое изобретение. Надо сказать, что фрау Бенц оказалась дамой предприимчивой. Они с мужем быстро организовали производство, Мелитта, как сказали бы сегодня, продвигала свой продукт, устраивая «кофейные посиделки». Компания Melitta стремительно развивалась, завоевывая мировую кофейную нишу, и счастливо существует по сей день.
Рут Грейвс Уэйкфилд: печенье с шоколадной крошкой. Печенье с шоколадной крошкой считается типичным для американской кухни, как борщ для украинской, пицца для итальянской и так далее. Но у этой традиции не столь глубокие корни, как у других блюд национальной кухни — знаменитые печенья появились в 1938 году на кухне Рут Грейвс Уэйкфилд. Вместе с мужем Рут открыла гостиницу «Tollhouse» в городе Уитмен, штат Массачусетс, и много лет управляла рестораном, ставшим одним из самых популярных во всем штате — туда заглядывала даже президент Дж. Кеннеди. Шоколадное печенье пекли и прежде, из специального шоколадного теста, но чтобы получить печенье с шоколадной крошкой, надо было додуматься добавить в обычное тесто шоколад (он не может расплавиться полностью, и потому получаются кусочки шоколада в печенье). Вместе со спросом на новое лакомство подскочили цены и на сам шоколад. Миссис Уэйкфилд заключила договор с производителем шоколада, компанией Nestlé: она продала свой рецепт Nestlé всего за 1 доллар — в обмен на неограниченное (и бесплатное) использование их шоколада.
Марион Донован: одноразовые подгузники. В 1946 году Марион Донован была 29-летним главным редактором Vogue в декретном отпуске, воспитывая двоих детей. Ей, как и другим матерям, доставляли немало хлопот тканевые подгузники, которые приходилось стирать изо дня в день. Хочешь сделать хорошо, сделай это сам: не довольствуясь тем, что есть, Марион приступила к созданию собственных непромокаемых подгузников. Миссис Донован использовала парашютную ткань, которая, с одной стороны, не допускала «утечки», с другой — не вызывала раздражения чувствительной кожи младенцев. В 1951 году Марион Донован получила патент на изобретение, но не остановилась на достигнутом: следующей ее инновацией стали одноразовые подгузники из прочной абсорбирующей бумаги. Удивительно, но гениальная идея, которая сегодня облегчает жизнь всем родителям, прошла долгий путь до выхода на рынок. Марион безуспешно убеждала представителей бумажных компаний, что ее продукт полезен, пока Виктор Миллс из компании P&G не взялся за это дело, поверив в успех.
Бетт Несмит Грэм: корректор. Будучи матерью-одиночкой, Бетт Несмит трудилась секретарем в одном из банков Далласа, соответственно, ежедневно работала с печатной машинкой. Любая опечатка вынуждала переделывать документ заново. Однажды Бетт увидела, как мужчина наносит рекламный текст на витрину: допуская ошибку, он не стирал ее, а закрашивал в цвет фона. И тогда Бетт, вооружившись акварелью-темперой, стала экспериментировать. Итогом стало появление белого водорастворимого вещества, совпадающее с цветом бумаги. Ее сын Майкл Несмит (ныне продюсер и гитарист группы The Monkees) привлек к процессу учителя химии, чтобы усовершенствовать состав «замазки». Первые 5 лет Бетт Несмит Грэм пользовалась своим изобретением втайне — не все работодатели отнеслись бы благожелательно к такой инновации. Но видя спрос (коллеги-секретари то и дело просили у нее чудо-жидкость для исправления ошибок), она запатентовала корректор и запустила собственное производство.
Патрисия Бат: лазерная хирургия против катаракты. Доктор Патрисия Бат стала первым чернокожим врачом-офтальмологом в Нью-Йоркском университете, где она заканчивала резидентуру в начале 1970-х годов, воспитывая при этом дочь. А в 1988 году доктор Батт стала еще и первой афроамериканской женщиной-врачом, получившей патент на изобретение. Ее Laserphaco Probe — это хирургическое устройство, которое с помощью лазера максимально точно удаляет катаракту.
Ивонн Брилл: двигатель космических кораблей. Ивонн Брилл, вкладывая всю душу в воспитание детей (ее сын назвал Ивонн «лучшей матерью в мире»), разработала — всего лишь! — электротермический гидразиновый двигатель для космических кораблей. Брилл трудилась над многими проектами НАСА, и ее технологии используют сегодня для своих спутников такие компании, как GE и RCA. За свои изобретения Ивонн Брилл удостоилась в 2011 году Национальной медали за достижения в области технологий и инноваций.
Ширли Энн Джексон: телекоммуникационные технологии. В 1973 году Ширли Энн Джексон, а вернее, доктор Джексон, стала первой афроамериканкой, получившей докторскую степень в стенах Массачусетского технологического института. Она плодотворно работала в качестве физика-теоретика в AT&T Bell Laboratories, но основные ее достижения выпали на время декретного отпуска. После рождения сына доктор Джексон разработала технологии, благодаря которым сегодня существуют сенсорные телефоны, телефоны с тональным набором, оптоволоконный сети, портативный факс и многое другое.
Эль Роули: слинг-шарф. Порой изобретением может стать не новая идея, а усовершенствованная старая. Эль Роули, родив второго ребенка, невольно создала новый тип детского слинга, просто обернув малыша платком так, как ей показалось это удобным. По словам самой миссис Роули, она и не думала, что сделала что-то выдающееся — ведь подобные приспособления для переноски младенцев существовали и прежде —, но друзья и родственники убедили молодую маму, что ее вариант гораздо комфортнее, практичнее и легче. Спустя шесть лет ее домашняя придумка превратилась в полноценный бизнес, а в семье Роули появились еще двое малышей.