10 экспериментальных подлодок, которые с треском провалились

Первую действующую подводную лодку построил голландец Корнелиус Дреббель — дело было в 1620 году. С тех пор появилось немало оригинальных и экспериментальных подлодок, которые, прямо скажем, не оправдали своего назначения.
  • Вы полагаете, что строительство подлодок — странное хобби? Французский врач Жан-Баптист Петит определённо с вами бы не согласился. Он собирал экспериментальные субмарины своими руками ещё в начале XIX века. В одной из них он и задохнулся 5 августа 1834 года, в проливе Ла-Манш, неподалёку от Сен-Валери-сюр-Сомм. Подлодка успешно спустилась на морское дно, но обратно не поднялась.
    Вы полагаете, что строительство подлодок — странное хобби? Французский врач Жан-Баптист Петит определённо с вами бы не согласился. Он собирал экспериментальные субмарины своими руками ещё в начале XIX века. В одной из них он и задохнулся 5 августа 1834 года, в проливе Ла-Манш, неподалёку от Сен-Валери-сюр-Сомм. Подлодка успешно спустилась на морское дно, но обратно не поднялась.
  • Немецкая подлодка U-1206 была чудом техники. Даже её туалет был высокотехнологичным — нечистоты под высоким давлением сбрасывались прямо в воду. К туалету прилагалась сложная инструкция, которую по легенде проигнорировал командир Карл Шлитт. В результате океанская вода попала в аккумуляторный отсек, начал выделяться хлор, а экипаж стал задыхаться. Подлодка всплыла и тут же попала под бомбардировку британской авиации.
    Немецкая подлодка U-1206 была чудом техники. Даже её туалет был высокотехнологичным — нечистоты под высоким давлением сбрасывались прямо в воду. К туалету прилагалась сложная инструкция, которую по легенде проигнорировал командир Карл Шлитт. В результате океанская вода попала в аккумуляторный отсек, начал выделяться хлор, а экипаж стал задыхаться. Подлодка всплыла и тут же попала под бомбардировку британской авиации.
  • Осенью 1915 года Уильям Дено прокладывал подводный кабель по дну реки Чикаго, как вдруг натолкнулся на странную подлодку, увязшую в иле. Через три месяца её вытащили на сушу, обнаружив внутри кости человека и собаки. История попала в газеты, распространившись, как пожар, — субмарины в те времена были не то чтобы повседневной технологией. До сих пор неизвестно, кто построил эту подлодку и погиб в ней.
    Осенью 1915 года Уильям Дено прокладывал подводный кабель по дну реки Чикаго, как вдруг натолкнулся на странную подлодку, увязшую в иле. Через три месяца её вытащили на сушу, обнаружив внутри кости человека и собаки. История попала в газеты, распространившись, как пожар, — субмарины в те времена были не то чтобы повседневной технологией. До сих пор неизвестно, кто построил эту подлодку и погиб в ней.
  • Британский священник Джордж Гаррет был плодовитым изобретателем. Его подлодку Resurgam, построенную в 1879-м, забраковали ВМС США за нестабильность, и та действительно утонула на испытаниях. Гаррет на этом не остановился, заключил-таки контракт со шведской фирмой и построил ещё три подлодки Nordenfeldt. Одну купила Греция, другую Турция, от третьей, к счастью, отказалась Россия.
    Британский священник Джордж Гаррет был плодовитым изобретателем. Его подлодку Resurgam, построенную в 1879-м, забраковали ВМС США за нестабильность, и та действительно утонула на испытаниях. Гаррет на этом не остановился, заключил-таки контракт со шведской фирмой и построил ещё три подлодки Nordenfeldt. Одну купила Греция, другую Турция, от третьей, к счастью, отказалась Россия.
  • HMS M2 — экспериментальная британская субмарина-авианосец, запускающий небольшой самолёт в воздух с помощью катапульты. Проблема была в том, что M2 строили на основе субмарин К-класса, называемых не иначе как «катастрофой». Количество недостатков этих подлодок перевешивало любые положительные моменты, и в конце концов M2 затонула в заливе Лайма в январе 1932-го.
    HMS M2 — экспериментальная британская субмарина-авианосец, запускающий небольшой самолёт в воздух с помощью катапульты. Проблема была в том, что M2 строили на основе субмарин К-класса, называемых не иначе как «катастрофой». Количество недостатков этих подлодок перевешивало любые положительные моменты, и в конце концов M2 затонула в заливе Лайма в январе 1932-го.
  • USS Alligator — первая официально принятая на вооружение подлодка США. Первоначально после постройки в 1861 году её назвали Propeller, но переименовали в соответствии с зелёной раскраской и рядами вёсел, напоминающими ноги рептилии. Лодку планировали использовать против броненосца КША Virginia, но к тому времени, как закончили строительство, тот уже затонул. В 1863-м та же судьба ждала и Alligator — её отцепили от корабля как балласт во время шторма.
    USS Alligator — первая официально принятая на вооружение подлодка США. Первоначально после постройки в 1861 году её назвали Propeller, но переименовали в соответствии с зелёной раскраской и рядами вёсел, напоминающими ноги рептилии. Лодку планировали использовать против броненосца КША Virginia, но к тому времени, как закончили строительство, тот уже затонул. В 1863-м та же судьба ждала и Alligator — её отцепили от корабля как балласт во время шторма.
  • Эксперимент времён Гражданской войны в США под названием Intelligent Whale («умный кит»). Несмотря на название, это была очень простая машина — погружалась она, просто выбрасывая два огромных якоря. Для таки водолазы должны были выходить наружу и ставить мины. Поговаривают, что «кит» несколько раз тонул (экипаж при этом погибал), но наверняка не известно. Зато известно, что повоевать подлодке так и не удалось.
    Эксперимент времён Гражданской войны в США под названием Intelligent Whale («умный кит»). Несмотря на название, это была очень простая машина — погружалась она, просто выбрасывая два огромных якоря. Для таки водолазы должны были выходить наружу и ставить мины. Поговаривают, что «кит» несколько раз тонул (экипаж при этом погибал), но наверняка не известно. Зато известно, что повоевать подлодке так и не удалось.
  • H. L. Hunley — первая и единственная подлодка КША, спущенная на воду в 1863 году. Эта машина смерти за время испытаний и в ходе первых погружений погубила 21 члена экипажа, включая своего создателя, Хораса Ханли, но после каждой аварии её снова вводили в эксплуатацию. Лишь в своей последней атаке Hunley уничтожила шлюп ВМС США Housatonic, принеся хоть какой-то толк.
    H.L. Hunley — первая и единственная подлодка КША, спущенная на воду в 1863 году. Эта машина смерти за время испытаний и в ходе первых погружений погубила 21 члена экипажа, включая своего создателя, Хораса Ханли, но после каждой аварии её снова вводили в эксплуатацию. Лишь в своей последней атаке Hunley уничтожила шлюп ВМС США Housatonic, принеся хоть какой-то толк.
  • Немецкий конструктор Вильгельм Бауэр был настоящим везунчиком. Его первая подлодка Brandtaucher, построенная для обороны Киля во время Первой датско-прусской войны, затонула в 1851-м, но Бауэру и двум членам экипажа удалось спастись. Вторую подлодку, Seeteufel, он продал России — и та показала себя несколько лучше, погрузившись суммарно 130 раз перед тем, как затонуть.
    Немецкий конструктор Вильгельм Бауэр был настоящим везунчиком. Его первая подлодка Brandtaucher, построенная для обороны Киля во время Первой датско-прусской войны, затонула в 1851-м, но Бауэру и двум членам экипажа удалось спастись. Вторую подлодку, Seeteufel, он продал России — и та показала себя несколько лучше, погрузившись суммарно 130 раз перед тем, как затонуть.
  • В 1774 году каретных дел мастер Джон Дэй задумал создать подводную лодку. Первый вариант был удачным, его карета-лодка погрузилась на 9 метров, а Дэй захотел большего. Он начал принимать ставки на повторное погружение на глубину в 40 метров в субмарине больших размеров. В июне 1774 он погрузился на глазах сотен зрителей — и не всплыл, вероятнее всего, раздавленный массой воды.
    В 1774 году каретных дел мастер Джон Дэй задумал создать подводную лодку. Первый вариант был удачным, его карета-лодка погрузилась на 9 метров, а Дэй захотел большего. Он начал принимать ставки на повторное погружение на глубину в 40 метров в субмарине больших размеров. В июне 1774 он погрузился на глазах сотен зрителей — и не всплыл, вероятнее всего, раздавленный массой воды.
Вы полагаете, что строительство подлодок — странное хобби? Французский врач Жан-Баптист Петит определённо с вами бы не согласился. Он собирал экспериментальные субмарины своими руками ещё в начале XIX века. В одной из них он и задохнулся 5 августа 1834 года, в проливе Ла-Манш, неподалёку от Сен-Валери-сюр-Сомм. Подлодка успешно спустилась на морское дно, но обратно не поднялась.
Немецкая подлодка U-1206 была чудом техники. Даже её туалет был высокотехнологичным — нечистоты под высоким давлением сбрасывались прямо в воду. К туалету прилагалась сложная инструкция, которую по легенде проигнорировал командир Карл Шлитт. В результате океанская вода попала в аккумуляторный отсек, начал выделяться хлор, а экипаж стал задыхаться. Подлодка всплыла и тут же попала под бомбардировку британской авиации.
Осенью 1915 года Уильям Дено прокладывал подводный кабель по дну реки Чикаго, как вдруг натолкнулся на странную подлодку, увязшую в иле. Через три месяца её вытащили на сушу, обнаружив внутри кости человека и собаки. История попала в газеты, распространившись, как пожар, — субмарины в те времена были не то чтобы повседневной технологией. До сих пор неизвестно, кто построил эту подлодку и погиб в ней.
Британский священник Джордж Гаррет был плодовитым изобретателем. Его подлодку Resurgam, построенную в 1879-м, забраковали ВМС США за нестабильность, и та действительно утонула на испытаниях. Гаррет на этом не остановился, заключил-таки контракт со шведской фирмой и построил ещё три подлодки Nordenfeldt. Одну купила Греция, другую Турция, от третьей, к счастью, отказалась Россия.
HMS M2 — экспериментальная британская субмарина-авианосец, запускающий небольшой самолёт в воздух с помощью катапульты. Проблема была в том, что M2 строили на основе субмарин К-класса, называемых не иначе как «катастрофой». Количество недостатков этих подлодок перевешивало любые положительные моменты, и в конце концов M2 затонула в заливе Лайма в январе 1932-го.
USS Alligator — первая официально принятая на вооружение подлодка США. Первоначально после постройки в 1861 году её назвали Propeller, но переименовали в соответствии с зелёной раскраской и рядами вёсел, напоминающими ноги рептилии. Лодку планировали использовать против броненосца КША Virginia, но к тому времени, как закончили строительство, тот уже затонул. В 1863-м та же судьба ждала и Alligator — её отцепили от корабля как балласт во время шторма.
Эксперимент времён Гражданской войны в США под названием Intelligent Whale («умный кит»). Несмотря на название, это была очень простая машина — погружалась она, просто выбрасывая два огромных якоря. Для таки водолазы должны были выходить наружу и ставить мины. Поговаривают, что «кит» несколько раз тонул (экипаж при этом погибал), но наверняка не известно. Зато известно, что повоевать подлодке так и не удалось.
H.L. Hunley — первая и единственная подлодка КША, спущенная на воду в 1863 году. Эта машина смерти за время испытаний и в ходе первых погружений погубила 21 члена экипажа, включая своего создателя, Хораса Ханли, но после каждой аварии её снова вводили в эксплуатацию. Лишь в своей последней атаке Hunley уничтожила шлюп ВМС США Housatonic, принеся хоть какой-то толк.
Немецкий конструктор Вильгельм Бауэр был настоящим везунчиком. Его первая подлодка Brandtaucher, построенная для обороны Киля во время Первой датско-прусской войны, затонула в 1851-м, но Бауэру и двум членам экипажа удалось спастись. Вторую подлодку, Seeteufel, он продал России — и та показала себя несколько лучше, погрузившись суммарно 130 раз перед тем, как затонуть.
В 1774 году каретных дел мастер Джон Дэй задумал создать подводную лодку. Первый вариант был удачным, его карета-лодка погрузилась на 9 метров, а Дэй захотел большего. Он начал принимать ставки на повторное погружение на глубину в 40 метров в субмарине больших размеров. В июне 1774 он погрузился на глазах сотен зрителей — и не всплыл, вероятнее всего, раздавленный массой воды.

Причём речь идёт как о занимательных конструкциях XIX века, созданных одиночками-энтузиастами, так и подлодками, над которыми трудились целые команды, а средства, вложенные в них, позволили бы построить десяток-другой более традиционных судов.

©  Популярная Механика