$100 миллиардов в пустоту: чем недоволен крёстный отец беспилотных машин?
Именно Левандовски впервые привлёк внимание широкой общественности к беспилотникам и заставил людей поверить в них в 2008 году, доставив пиццу через полгорода на автономном автомобиле.
Год спустя он стал сооснователем Waymo, отделения Google по разработке автономного вождения. Потом был переход в Uber, суд за кражу интеллектуальной собственности и помилование Дональдом Трампом в 2020 году.
Несмотря на чудовищные потери для своей репутации, Левандовски остался одним из главных авторитетов в отрасли. Сейчас он продолжает разрабатывать автопилоты в основанном им стартапе Pronto.ai. Казалось бы, человек, зарабатывающий хлеб таким способом, должен излучать уверенность в том, что беспилотники ждёт скорое и очень светлое будущее. Однако в свежем интервью для Businessweek он обрушился с критикой на отрасль.
«Попробуйте найти ещё одну отрасль, которая бы ухлопала столько бабла в разработку, а сделала так мало. Забудьте о прибылях: какова выручка от всех роботакси, робогрузовиков, робо-пёс-знает-чего? Миллион? Может быть. Но по мне, так они ничего не заработали», — сказал он.
Великий и ужасный поворот через встречку
McKinsey подсчитала, что на разработку систем беспилотного вождения цивилизация потратила около $100 миллиардов. Несмотря на это, ряд дорожных ситуаций так и остались крепким орешком для автопилотов любого типа. Одна из них — левый поворот через встречную полосу без светофора. Беспилотные автомобили так и не научились выполнять его достаточно безопасно, о чём говорят, в частности, две почти одинаковые аварии с автомобилями Cruise.
Вторая проблема в том, что искусственный интеллект не удалось научить принимать решения в незнакомой ситуации. Всё, чего позволяет достичь машинное обучение — это дать роботу способность категоризировать уже знакомые объекты, но рассуждать и сделать новый вывод они не могут, поэтому любое непредсказанное изменение поставит их в тупик — например, севшая на мостовую стая голубей.
Левандовски упрекает отрасль за то, что она вводит людей в заблуждение, показывая красивые ролики, на которых беспилотник проезжает улицу за улицей без единого замешательства. «Это иллюзия», — говорит он. За каждой успешной демонстрацией стоят десятки неуспешных проездов, не попавших в кадр.
Скромнее надо быть
Левандовски отличает некоторая предвзятость и радикальность суждений. Однако он подтверждает своё новое видение действиями.
Pronto.ai отказалась от идеи роботакси и без лишнего шума обкатывает свою технологию в карьерах на 50-тонных самосвалах: здесь условия проще, выгода заметнее, а риск причинить ущерб невинным людям минимален. Изначально карьерные самосвалы Левандовски рассматривал как «план Б» — источник денег, который поддержит компанию, пока не получится создать приемлемого автопилота для общественных дорог. Теперь это «план А» ещё на некоторое время.
Он по-прежнему верит, что беспилотное будущее наступит, но придётся подождать момента, когда некий гений дополнит искусственный интеллект искусственной интуицией.