#Эхо136: атака на монополию Google и Apple

Время от времени ко мне заезжает один курьер, который не прочь поболтать. Забирая тестовые смартфоны, он спрашивает: «Ну, как? Стоит ли обновить мой Pocophone F1». И каждый раз мы проходим через один и тот же диалог. Первым делом мужчина интересуется не какой внутри установлен чипсет, а частотой гигагерц на ядро. Логика очень простая: чем больше частота, тем быстрее работает телефон. Следующий вопрос: какая видеокарта в телефоне? В игры он не играет, но высокая частота, как и мощная видеокарта нужны, чтобы быстро отрисовывать интерфейс и быстро загружать страницы в интернете. Вот.

Пару раз я пробовал объяснить некоторые пробелы в его логике, но у меня это не получилось. Так что теперь я советую оставаться на «покофоне», потому что, несмотря на то, что со времени Pocophone F1, работающем на Snapdragon 845, сменилось несколько поколений чипсетов, но частоты быстрее 2.8 так и не появилось. По факту чипсеты же стали даже хуже. Потому что у Snapdragon было 4 ядра, работающих с частотой 2.8 ГГц, а у нового Snapdragon 888 всего 1 ядро на 2.84 ГГц, а остальные три ядра выдают всего 2.42 ГГц. Такая вот деградация технологий в отдельно взятом сознании.

Table of Contents

Гейминг в Китае

Прежде, чем говорить про гейминг, хочу с вами поделиться забавной новостью. Китайский суд признал незаконной систему »996», распространенную в китайских технологических компаниях. 996 означает работу с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. Честно говоря, я с таким решением несогласен. Мне больше импонируют слова Джека Ма, который сказал, что »996» — это халява, в его компании сотрудники должны работать по 12 часов каждый день.

За китайцев, у которых появятся выходные, можно только порадоваться. Но кто тогда будет дешево собирать телефоны?

Вернемся к теме игр. Долгое время Китай был одним из самых привлекательных рынков для игровых компаний. Китайцы много курят и много играют. Согласно статистике, в стране курит примерно 50% мужского населения (зато практически не курят женщины — менее 2%). Геймеров в Китае ещё больше. По последним данным: 665 миллионов.

Вероятно, так как геймеров больше, чем курильщиков, то борьбу решили с них и начать. Сперва под раздачу попали дети. Прозвучит, как шутка, но теперь ребенок может играть лишь 3 часа в неделю. По 1 часу в день с пятницу по воскресенье. Тут, к слову, следует помнить, что и до этого действовал запрет, который мы, кстати, уже разбирали в одном из выпусков. Тогда разрешили играть 90 минут в день и 3 часа по выходным.

Как показывают отзывы в китайских СМИ, то практически все родители отнеслись к запрету с воодушевлением. Ну, а детей не спросили. Разумеется, СМИ накручивают, но ещё с прошлого запрета в газетах постоянно всплывают заголовки, как тот или иной ребенок угрожал суицидом, бросался на родителей с ножом, поджигал дом, устраивал голодовки. Один не самый умный ребенок даже попытался повеситься на китайской люстре (неудачно, но получилось веселое видео).

-AdRiver-

Логично, что дети легко могут обойти запрет при участии родителей. Достаточно, чтобы с ними поделились взрослым логином.

Наибольший интерес представляет вопрос, чем же всё закончится. Можно предположить, что у детей освободиться больше свободного времени, она станут лучше учиться. Или, может, по достижению 18 лет в стране произойдет бум дорвавшихся геймеров? И, конечно, любопытен вопрос, может ли государство таким образом вмешиваться в вопросы воспитания детей? И какова вероятность, что со временем инициатива перейдет на взрослое население? Учитывая внедряемую в Китае рейтинговую систему, то сделать это будет относительно просто.

Тим Кук продал акции Apple

Тим Кук отработал на посту CEO 10 лет и получил пакет акций, обещанный ему за хорошее выполнение обязанностей.

Интересно, что господин Кук сразу решил окэшиться, реализовав акции на сумму в 750 млн долларов.

Тим Кук одинок. Ему 60 лет. Он трудоголик. И в интервью говорил, что планирует раздать большую часть своего состояния.

Нельзя сказать, что Кук резко продаёт акции. Ещё в прошлом году он озвучил план по продаже акций. Это нужно было сделать, чтобы всё было в соответствии с положением об инсайдерской торговле.

С другой стороны, всё равно интересно, зачем ему столько денег наличными. Если в ближайшее время станет известно о каких-то благотворительных инициативах, то понятно. А если нет, то есть ли вероятно того, что сам Кук считает, что Apple достигла своего потолка и больше роста не будет?

Попутно в сети стали циркулировать слухи, что Тим Кук перед своим уходом из Apple хочет запустить некую новую большую товарную категорию. В принципе это может быть что угодно. Apple давно разрабатывает свой автомобиль, а Тим Кук не раз признавался в любви к дополненной реальности.

Уход Кука планируется не раньше, чем в 2025 году, когда он получит ещё выплату. Так что у Кука есть время, чтобы придумать, кто станет следующим CEO.

Ну, и раз заговорили про Apple, то в сериале с Apple TV+ «Тед Лассо» (рекомендую!) показали iPhone вообще без выреза. Хотя скорее всего это компьютерная графика. Вероятно, сделали специально, чтобы подразнить народ.

Снова про экономический национализм

В третьем выпуске «Эхо», вышедшем в январе 2019 года, мы разбирали одно интервью CEO Microsoft Сатьи Наделлы, в котором он предсказал текущий мировой тренд. По мнению Наделлы, мир перешел в стадию экономического национализма:

Глобализация — это круто, hi-tech компании оказались в наиболее удачной позиции. Им не требуется физически присутствовать в конкретной стране для реализации своей продукции. Но конфликт между США и Китаем показал, что эпоха глобализации закончилась. Текущее противостояние — это не что-то, что закончится через месяц-другой и всё станет по-старому. Каждая страна начинает задаваться вопросом: «А какой мне плюс, если на моей территории действует некая компания, получающая все бонусы и почти не несущая никакой ответственности?».

На протяжении последних лет мы наблюдали, как по всему мира закручиваются гайки. У стран по всему миру появляются требования о создании офисов и представительств иностранных IT-компаний, требуют локальные сервера, чтобы данные оставались внутри страны, некоторые страны победили Netflix, заставив стриминговый сервис производить и покупать местный контент.

15–17 лет с начала 2000-х годов, вероятно, можно сравнить с эпохой освоения дикого запада, когда IT-компании с гиканьем и улюлюканьем захватывали иностранные рынки. И все были рады. Туземцы радовались, что у них есть «бусы» (Netflix, Spotify, Uber), компании радовались прибыли и отсутствию ответственности, а чиновники (хоть и не очень понимали происходящее), но были довольны, что страна как бы современная — все чего-то там в смартфонах делают.

Однако в последнее время наметился тотальный пересмотр правил игры, который требуют как сами игроки на рынке, так и правительства стран. Показательный пример со стороны рынка — это баталия между Apple и Epic Games, в которой Apple проигрывает и сдаём позиции. К слову, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на всю популярность, симпатии народа оказались на стороне Epic Games. Все потому, что Epic выбрала грамотное позиционирование — такой вот Дон Кихот, бесстрашно бросающийся на капиталистическую мельницу.

Однако не менее интересны события, которые разворачиваются в Южной Корее. В стране решили, что Apple и Google поступают несправедливо, обдирая южнокорейских разработчиков. Страна хочет запретить взымать комиссию за покупки внутри приложений. А также хотят, чтобы Google и Apple разрешили проводить оплату через сторонние сервисы. В плане денег ситуация не такая уж и критичная, на двоих компании потеряют 1.7 млрд долларов.

Однако ужас в том, что за Южной Кореей последуют и другие страны, которые начнут вводить похожие требования.

Попутно тут следует пояснить, что и для Google, и для Apple магазины приложений — это курица, несущая золотые яйца. Согласно отчетам, маржа Google на магазине приложений 62%, а у Apple и подавно около 80%.

На самом деле ход умный и тонкий. Например, Apple всегда упиралась, не позволяя появиться альтернативным магазинам приложений на iOS. Корейцы и не заставляют давать альтернативу. Они понимают ценность продукта Apple. И они не требуют отказаться от всех денег, а только от комиссий внутри приложений.

Наибольшую выгоду от подобного получат производители «донатных» игр и различные подписочные сервисы. И сразу отвечу на ваш вопрос. Нет, пользователи не будут платить меньше. Но разработчики смогут зарабатывать больше. Ну, и, возможно, смогут проводить больше распродаж.

Пара слов про электромобили

В скором времени нас ждет бум электромобилей, а текущие ДВС-производители будут повержены. Я не говорю, что все произойдёт в один момент. Все начнется с Азии, потом продолжится в США. При этом поначалу процесс будет незаметным, так как большинство легковушек вокруг по-прежнему будет ДВС или гибридами от знакомых нам брендов. Зато многочисленные сервисные автомобили — такси, службы доставки, логистические грузовик — станут электрическими.

По всему миру сформировалось множество гигантских IT-компаний. Они занимаются разным — поиск, смартфоны, онлайн-коммерция и.т.д. Объединяет их одно. Этим компаниям уже стало тесно в их нишах. И это несмотря на то, что каждая из них максимально разрослась. У Amazon есть всё — от облачных серверов до умных колонок. Аналогично дело обстоит и с Google, Apple, Xiaomi и другими компаниями.

В последнее время стало очевидно, что большинство хай-тек гигантов обратили своё внимание на автомобили. Полагаю, вы всегда думали, что конкурентом Tesla будут BMW или Mercedes. Правда в том, что скорее Tesla падёт от руки Apple.

Очередная новость в эту копилку. Amazon довела своего карманного производителя электромобилей Rivian до IPO. Планируется, что компанию оценят в 70 млрд долларов (для сравнения Ford — это 52 млрд).

Rivian делает для Amazon фургоны для доставки. Компания заказала 100 тыс. штук. Первые 10 тысяч штук выедут на дороги уже в 2022 году. Тут следует обратить внимание на тот факт, что вместо покупки у производителя с опытом, в Amazon предпочли вырастить собственную компанию (инвестиции были сделаны ещё в 2021 году, а сама Rivian была основана в 2009 году).

Совсем скоро свои автопродукты представят все современные IT-гиганты. И возникает вопрос, а чем ответят традиционные автопроизводители? Основной поддерживающих их фактор — это отсутствие инфраструктуры. Но давайте проведем мысленный эксперимент. Если бы в городах и на трассах появились бы станции для подзарядки, то была бы для вас разница — купить электромобиль от BMW или от Amazon? Если бы речь шла про классические ДВС, то, конечно, бы я отдал предпочтение BMW, так как у компании большинства опыта. Но в случае с электромобилями мне подсознательно кажется, что автомобиль от Apple или Amazon будет лучше, чем у Volkswagen. А вы как считаете?

Вместо заключения: King«s Bounty 2 и Intel

Во-первых, 21 августа вышла King«s Bounty 2. Помню, как играл в первую часть, как впечатлила уютная рисовка, небольшая, но очень приятная карта, занимательный сюжет и хорошая боевая система. И вот выходит King«s Bounty 2, в которой разработчики постарались реализовать открытый мир и вид от третьего лица. Слышал, что игру даже описывают как «самый масштабный отечественный проект».

Не кажется ли вам, что это провал? Разработчики в попытке осовременить игру лишили её всей магии предыдущих частей, при этом современная 3D-графика как будто бы уступает Ведьмаку 3, а прокачка своей мини-армии занимает несерьезно много времени. Делитесь в комментариях своими впечатлениями. А то вдруг я придираюсь.

Во-вторых, Intel провела Intel Architecture Day 2021. К сожалению, не успел вовремя посмотреть, так как мероприятие прошло в одни даты с 6-м международным Конгрессом «Любовь и секс с роботами».

Однако ивент Intel в какой-то степени тоже был очень достойным. Несколько приятных мыслей, озвученных на презентации:

Во-первых, Intel постаралась привязать к себе Microsoft. Рассказывая про 12-е поколение процессоров, в Intel отметили, что это будет не процессор, а чипсет (то есть система на чипе), который будет включать в себе отдельный контроллер, который поможет Windows 11 лучше контролировать активные и бэкграунд-процессы, что положительно скажется и на производительности, и на времени автономной работы.

Во-вторых, как нам было уже известно (но дополнительно подтвердили), новые процессоры будут, как и мобильные чипсеты, обладать быстрыми (производительными) и медленными (экономными) ядрами.

В-третьих, мне очень понравилось сравнение с Формулой 1. Как сказал главный архитектор Раджа Кодури: «Самые быстрые гоночные автомобили в мире, такие как Формула-1, используют гибридную технологию для достижения максимальной производительности. В дополнение к обычным двигателям с турбонаддувом, которые дают им максимальную скорость и достаточный запас хода, чтобы добраться до финиша на топливном баке, они добавляют электрическую мощность, чтобы получить взрывное ускорение при выходе из поворотов, которое не может быть достигнуто с помощью обычных двигателей».

Ну, наконец-то что-то новенькое от Intel. Будем ждать!

©  mobile-review