План по импортозамещению ПО в российских школах провалился — там тотально доминирует иностранный софт

Реализация плана импортозамещения иностранного ПО российскими аналогами в школах находится под угрозой. Согласно результатам всероссийского исследования, проведённого «Академией АйТи», в проникновение отечественных программ в российских школах не превышает 6%, а 30% участвовавших в опросе учителей ничего не знают о разработанном в стране софте.

https://www.cnews.ru/

Ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов. Источник: cnews.ru

Между тем замена иностранного ПО предусмотрена постановлением Правительства России »Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как показали результаты исследования «Применение российского ПО в школьном образовании», проведённого «Академией АйТи», 88,8% опрошенных отметили использование Windows в качестве основной операционной системы и только 6% школ оснащены программным обеспечением российского происхождения (операционными системами и офисными программами). Всего в исследовании, проведённом в марте-апреле текущего года, приняли участие более 5000 педагогов-предметников и представителей административного персонала со всех российских регионов.

https://www.cnews.ru/

По словам к. э. н., ректора «Академии АйТи» Игоря Морозова, структура намерена ежегодно отслеживать соответствующую динамику и тенденции в российском среднем образовании, а также «реализовывать образовательные инициативы в области импортозамещения», включая масштабное обучение и стимулирование спроса на российское ПО.

На текущий момент отечественные операционные системы в школах представлены разнообразными версиями Linux. В частности, 3,2% рынка принадлежит ОС Astra Linux, 1% — «АльтОбразование», 0,5% — «Ред ОС» и 0,5% — Rosa Fresh. В остальных случаях респонденты назвали операционную систему просто «Linux».

Российские и свободные офисные приложения представлены: OpenOffice (СПО) — 22,7%, «МойОфис» — 18,6%, LibreOffice — 5%, «Р7-Офис» — 1%. При этом точно знают, какое офисное ПО установлено в школах всего 47,3% опрошенных.

Использование вычислительной техники в образовании отметили 94% опрошенных, из них 43% оценили степень работы как «очень активную». Кроме того, 25% заявили об уверенном владении отечественным ПО и свободном программном обеспечении, 27% изучали, но не применяли ПО, 18% респондентов знакомы только с названиями, а 30% и вовсе ничего не знают о российском ПО.

https://www.cnews.ru/

Почти половина педагогов готова к переходу на российское ПО при условии систематического обучения, поддержки и бесплатных лицензий для школ и пользователей. Большинство опрошенных отметили несовместимость отечественных программ с другими программами и современным оборудованием. Например, программы для оценки работ для ВПР, ЕГЭ, ОГЭ написаны под Windows. Добавляет трудностей и необходимость регулярного переобучения, особенно педагогов старшего возраста. Многие опрошенные отметили, что возможность установки отечественного софта дома у школьников и педагогов обычно отсутствует. Кроме того, многие жалуются на отсутствие современного оборудования, особенно — в сельских школах. Так, 78% опрошенных считают, что российская сфера образования пока не готова к импортозамещению программного обеспечения.

https://www.cnews.ru/

https://www.cnews.ru/

Как сообщает портал Cnews со ссылкой на авторов исследования, основной проблемой импортозамещения, по сути, является отсутствие чётких ориентиров и планов перехода на отечественное ПО. Одним из важных препятствий на этом пути можно назвать проблему совместимости софта, а также недостаточно активное продвижение российских продуктов, что требует значительных усилий для вытеснения более привычных большинству иностранных аналогов.

© 3DNews