Новая версия набора компиляторов LLVM 3.4
Увидел свет релиз проекта LLVM 3.4 (Low Level Virtual Machine) — GCC совместимого инструментария (компиляторы, оптимизаторы и генераторы кода), компилирующего программы в промежуточный биткод RISC подобных виртуальных инструкций (низкоуровневая виртуальная машина с многоуровневой системой оптимизации). Сгенерированный платформонезависимый псевдокод может быть преобразован при помощи JIT-компилятора в машинные инструкции непосредственно в момент выполнения программы. Основные новшества LLVM 3.4:
Существенно увеличена производительность генератора кода. При использовании флагов оптимизации »-Os» и »-O2» по умолчанию включена поддержка автоматической векторизации циклов, ранее применяемой только при указании флага »-O3». Также включен по умолчанию представленным в прошлом выпуске новый SLP-векторизатор. Сборка по умолчанию бэкэнда для использования в качестве целевой платформы GPU семейства R600 (HD2XXX — HD7XXX). Бэкэнд необходим для компилятора шейдеров LLVM, который в свою очередь требуется для открытой реализации стандарта OpenCL; Внесены заметные изменения в бэкенд для процессоров PowerPC, положительно повлиявшие на качество кода и скорость сборки; Расширены возможности бэкендов X86, SPARC, ARM32, Aarch64 и SystemZ; LLVM 3.4 является последним выпуском, который может быть собран компилятором с поддержкой стандарта C++'98, для сборки следующих версий потребуется компилятор, совместимый с C++'11. Улучшения в Clang:
Обеспечена полная поддержка всех возможностей текущего чернового варианта будущего стандарта C++1y; В Clang Static Analyzer существенно улучшена поддержка C++, сокращено число ложных срабатываний и расширено число выявляемых ошибок; В состав включена новая утилита «clang-format», которую можно использовать для автоматического форматирования кода в текстовых редакторах или интегрированных средах разработки, на основе заданного набора правил стилевого оформления кода; Добавлен экспериментальный альтернативный интерфейс командной строки, обеспечивающий совместимость на уровне опций с компилятором cl.exe из состава Visual Studio, который может применяться для упрощения миграции проектов на Clang без переработки сборочных сценариев; При использовании флага »-O4» теперь не включается оптимизации на стадии компоновки (link-time optimization), для которой следует явно указать флаг »-flto», применяемый при любом уровне оптимизации. Новые субпроекты на базе LLVM 3.4:
Проект Mozilla начал развитие проекта DXR, в рамках которого подготовлен инструментарий для поиска и навигации по большим кодовым базам, таким как исходные тексты Firefox. Поддерживается полнотекстовый поиск, запросы с использованием регулярных выражений и структурированные запросы в форме «найти все вызовы такой-то функции». Обновлена реализация LDC — компилятора для языка программирования D, комбинирующего фронтэнд из состава эталонного компилятора D с бэкендом на базе LLVM, позволяющим генерировать эффективный нативный код. LDC поддерживает генерацию кода для систем x86/x86_64 Linux, OS X, FreeBSD и Windows, и PPC64 для Linux. В разработке находится создание генератора кода для архитектур ARM и AArch64. Представлен LibBeauty, интструментарий для декомпиляции и обратного инжиниринга, построенный с использованием дизассемблера LLVM и LLVM IR Builder. Приняв на входе объектный файл (.o) на выходе генерируется файл в промежуточном представлении LLVM (.bc или .ll). Пока поддерживается только архитектура x86_64. Likely — открытый предметно ориен тированный язык для распознавания изображений. Алгоритмы распознавания на лету компилируются (JIT) при помощи инфраструктуры LLVM MCJIT для выполнения на одно- или многоядерных CPU, а также на GPU с использованием OpenCL SPIR или CUDA. Прогресс в реализации проекта Portable Computing Language OpenCL (PoCL), в рамках которого ведётся разработка полностью открытой реализации стандарта OpenCL, независимой от производителей графических ускорителей. PoCL позволит разработчикам не задумываться об особенностях той или иной реализации стандарта и использовать предоставляемые компилятором оптимизации вместо применения специфических для каждой платформы техник ручной оптимизации. PoCL реализован по модульному принципу, позволяющему использовать различные бэкенды для выполнения OpenCL-ядер на разных типах графических и центральных процессоров; PNaCl (Portable Native Client) — интегрированная в браузер Chrome система, которая позволяет организовать выполнение приложений, написанных на языках C и С++, в специальном изолированном окружении web-браузера, независимо от текущей аппаратной архитектуры. Например, скомпилированный для PNaCl исполняемый файл может быть выполнен в различных версиях Chrome и Chrome OS, независимо от аппаратной архитектуры (x86, x86_64, ARM, MIPS) и типа операционной системы, демонстрируя при этом производительность, близкую к родному для данной целевой платформы исполняемому файлу. В PNaCl вместо генерации машинного кода приложение компилируется в универсальный биткод LLVM и поставляется в непривязанном к конкретной платформе исполняемом формате ».pexe». В процессе запуска приложения промежуточный биткод LLVM транслируется в машинный код текущей платформы на стороне локальной системы пользователя. WebCL Validator — позволяет проверять корректность языка WebCL C, который является подмножеством OpenCL ES 1.1; Из параллельно развивающихся проектов, основанных на LLVM, можно отметить:
KLEE — символьный анализатор и генератор тестовых наборов; Runtime-библиотека compiler-rt; llvm-mc — автогенератор ассемблера, дизассемблера и других, связанных с машинным кодом компонентов, на основе описаний параметров LLVM-совместимых платформ. VMKit — виртуальная машина для Java и .NET; Реализация функционального языка программирования Pure; LDC — компилятор для языка D; Roadsend PHP — оптимизатор, статический и JIT компилятор для языка PHP; Виртуальные машины для Ruby: Rubinius и MacRuby; LLVM-Lua FlashCCompiler — средство для компиляции кода на языке Си в вид пригодный для выполнения в виртуальной машине Adobe Flash; LLDB — новая модульная инфраструктура отладки, использующая такие подсистемы LLVM как API для дизассемблирования, Clang AST (Abstract Syntax Tree), парсер выражений, генератор кода и JIT-компилятор. LLDB поддерживает отладку многопоточных программ на языках C, Objective-C и C++; отличается возможностью подключения плагинов и скриптов на языке Python; демонстрирует экстремально высокое быстродействие при отладке программ большого размера; emscripten — компилятор биткода LLVM в JavaScript, позволяющий преобразовать для запуска в браузере приложения, изначально написанные на языке Си. Например, удалось запустить Python, Lua, Quake, Freetype; sparse-llvm — бэкенд, нацеленный на создание Си-компилятора, способного собирать ядро Linux. Portable OpenCL — открытая и независимая реализация стандарта OpenCL; CUDA Compiler — позволяет сгенерировать GPU-инструкции из кода, написанного на языках Си, Си++ и Fortran; Julia — открытый динамический язык программирования, использующий наработки проекта LLVM. Jade (Just-in-time Adaptive Decoder Engine) — универсальный движок для декодирования видео, использующих LLVM для JIT-компиляции адаптивных конфигураций декодера видео, определённых комитетом MPEG Reconfigurable Video Coding (RVC);
© OpenNet