Новая статья: Shenmue III — столько лет, столько лет, где тебя носило? Рецензия
Жанр | Приключение |
Издатель | Deep Silver |
Издатель в России | «Бука» |
Разработчик | Ys Net |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5–4460 3,2 ГГц/AMD FX-8350 4,0 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650/AMD Radeon R7 260, 100 Гбайт на жестком диске, аккаунт в Epic Games Store |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7–7700 3,6 ГГц/AMD Ryzen 5 2500×3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070/AMD Radeon RX Vega 56 |
Дата выхода | 20 ноября 2019 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PS4
В этом году несколько старых игровых серий вернулись на компьютеры и консоли. Что-то фанаты очень долго ждали (Devil May Cry V), что-то оказалось приятным сюрпризом (Marvel Ultimate Alliance 3: The Black Order), что-то лучше бы не воскрешали (Rune II). Одной из ожидаемых игр была Shenmue III, анонсированная во время вошедшей в историю конференции Sony на E3 2015. Оглушительный успех кампании на Kickstarter означал лишь одно — фанаты, на протяжении почти двух десятков лет надеявшиеся увидеть третью часть, не забыли о Рё Хадзуки и хотели бы вернуться в эту вселенную.
⇡#Давно не виделись
Очевидно, незнакомым с Shenmue пробовать новинку не стоит. Хотя в меню есть предыстория, рассказывающая о предшествующих событиях, многие эпизоды в продолжении не вызовут никаких эмоций, а к персонажам трудно будет привязаться. Нужно либо игнорировать серию полностью, либо ознакомиться с переизданиями первых двух частей — они сделаны абы как, но всё же доступны на актуальных платформах. Заодно можно будет примерно понять, что представляет собой Shenmue III, поскольку временами она слишком уж похожа на прошлые игры.
Настолько чистых и невинных персонажей, как Шенхуа, даже в играх редко встретишь, не то что в жизни
Другая причина не притрагиваться к проекту без знакомства с серией заключается в том, что в нем не рассказана цельная история. Грубо говоря, если третий «Ведьмак» не станет хуже для новичков, не читавших книги и не проходивших старые части, то с Shenmue III ситуация иная. Как известно, её создатель Ю Судзуки никогда не планировал делать лишь трилогию — история мести Рё может затянуться на десяток игр. Поэтому и в триквеле, несмотря на столь долгое ожидание, сюжет едва продвинулся вперёд. В курсе ли фанаты? Да, их честно предупредили. Правильно ли это? Как знать — не исключено, что Shenmue IV мы так никогда и не увидим.
Поэтому поклонники, которые внимательно читали описание на Kickstarter, получили то, что хотели. Это действительно Shenmue III, однако если раньше эта серия была инновационной и предлагала что-то уникальное, то третья часть будто бы создана в эпоху Dreamcast, а сейчас ее просто нашли, стряхнули пыль и привели в божеский вид. В ней нет почти ничего, что не делали раньше в других играх, она цепляется за прошлое и не пытается выделяться. В этом одновременно и ее очарование, и ее недостаток.
⇡#Все как в жизни
Shenmue всегда была эдаким симулятором жизни — здесь нет карты, много занятых своими делами персонажей, полно развлечений и магазинов, а в углу экрана расположен циферблат. Когда наступает вечер, Рё нужно отправляться домой и спать до утра, чтобы потом покинуть дом и пойти дальше. Можно игнорировать сюжет и забыться в мини-играх, можно разговаривать со всеми подряд в надежде услышать новые диалоги, даже полноценная работа со стабильным заработком есть — идете колоть дрова и получаете сумму, зависящую от успехов.
Работа есть работа
Продвигаться по сюжету тоже нужно нестандартными методами, беседуя с местными и собирая таким образом информацию. Рё ведёт дневник, куда записывает все свои действия, но очень редко указывает, к кому именно нужно подходить. Говорят, какого-то мужчину видели на рынке? Нужно поговорить с торговцами. Кто-то обмолвился, что он выпивает? Зайдем в магазин с алкогольными напитками. Нужно узнать о событиях, произошедших несколько десятков лет назад? Играющие на площадке дети вряд ли в этом помогут, а вот бабушки и дедушки лучше осведомлены. Хотя и у них память не идеальная.
Однако если такая механика в основе своей смотрится выигрышно даже сегодня, в ней все же есть сильно устаревшие элементы. Реплики нельзя проматывать и ускорять — для быстро читающих субтитры это будет адом. Некоторые диалоги сильно затягиваются в начале, и не дай бог вам понадобится еще раз беседовать с тем же человеком — готовьтесь слушать то же самое вступление вновь. Выбора реплик нет, но почему-то, как в старые добрые, периодически приходится нажимать Х для продвижения диалога.
Да и бывают странные ситуации, когда очевидно, что нужно делать дальше, но при попытке покинуть локацию Рё разворачивается и отказывается уходить. Дескать, недостаточно информации он ещё собрал. К примеру, один раз он записал в дневнике, что следующим шагом станет посещение рынка, и я подошел к указателю, увидел там нужное название и пошёл туда. Рё, в свою очередь, не захотел идти в ту сторону — сначала надо было поболтать со случайным дедулей, от него услышать, где этот рынок, и только тогда отправляться.
Люди не всегда переходят сразу к делу — некоторым хочется позадавать вопросы
⇡#Старость не радость
Однако в большинстве случаев логика в игре все же присутствует, и чаще всего обращаться за помощью необходимо к тем, на кого в первую очередь «падает подозрение». И это замечательно, поскольку потраченное на лишнюю беготню время в Shenmue III означает, что ваша выносливость уменьшилась, нужно закупаться в любой лавке едой и плотно кушать, иначе Рё сможет только медленно ходить. А поскольку выносливость и здоровье — это одна и та же шкала, то чем меньше игрок ест, тем более хрупким он будет в драках с хулиганами.
Честно говоря, я так и не смог найти хоть одно достоинство у этой системы голода. То есть она делает игру «реалистичнее» и заставляет задумываться о последствиях своих действий, но в то же время сильно мешает. Ничего нет сложного в том, чтобы накупить в лавке целебного лишайника и чеснока (они восполняют больше всего здоровья), вот только кошелек не резиновый — приходится либо за гроши колоть дрова, либо делать ставки на черепашьих бегах или продавать хлам в ломбарде. Возможно, таким образом разработчики хотели заставить игрока больше взаимодействовать с миром, но этого можно было добиться другими методами.
Другой занудный элемент — прокачка персонажа, без которой в драках у него нет никаких шансов. Она состоит из нескольких этапов. Во-первых, Рё необходимо тренироваться на деревянных манекенах и с их помощью увеличивать выносливость и силу атаки. То есть участвовать в двух тупейших мини-играх, в одной из которых вы нажимаете на Х, когда две полоски объединяются, а в другой жмете на ту же кнопку в пять раз чаще, чтобы Рё не поднимал руки выше изображенной черты. Во-вторых, в додзе нужно искать партнеров для спарринга и оттачивать навыки, повышая уровень каждого приема.
Драки становятся легче, когда прекращаешь спешить
Эти приемы желательно использовать в драках, в которые Рё периодически ввязывается по сюжету. Причем воспроизводить комбинации не обязательно — можно привязать нужный прием к кнопке R2 и нажимать только на нее. Вообще боевая система здесь устроена странным образом — вы не методично нажимаете на разные кнопки, чтобы последовательно ударить рукой и ногой, а должны как можно скорее набрать нужную комбинацию, после чего герой ее исполнит. На деле же просто давишь на «треугольник» и «круг», как рекомендует экран обучения. Плюс тут есть отдельная кнопка блока и возможность отступать в сторону. Если персонаж достаточно прокачан, трудностей почти не возникает.
⇡#То самое
И вроде бы многое сделано в Shenmue III как-то криво: и диалоги долго тянутся (если надо что-то купить в магазине, ассортимент вы увидите спустя десять секунд), и драки примитивные, а уж об интерфейсе и говорить не приходится — достаточно лишь знать, что инвентарь открывается кнопкой R1. Но есть в игре та самая чудесная атмосфера Shenmue, которую при столь небольшом бюджете сумели сделать невероятно уютной. Сочетание приятной музыки и замечательно нарисованного окружения и постоянное ощущение того, что ты действительно находишься в живом мире, не исчезает даже при лобовом столкновении с недостатками.
Когда в очередной раз выходишь из дома и начинаешь диалог с Шенхуа, в котором она зовет Рё, спрашивает его, как он спал, и желает хорошего дня, в игру влюбляешься, несмотря на все ее проблемы. Да, этот диалог появляется каждый раз и долго не меняется, но слушать его не надоедает. Часто Shenmue сравнивают с Yakuza — дескать, это старье от Ю Судзуки уже не нужно, когда есть столько качественных частей «Якудзы». Но относился ли хоть кто-нибудь к Кадзуме Кирю так же, как относятся к Рё? Здесь даже бабушка в лавке замечает, что парень пришел сегодня один, а не с подругой, и обязательно упоминает это в беседе.
Кто и зачем решил рисовать персонажей в разных стилях — загадка
Конечно, небольшой бюджет Shenmue III скрыть трудно. Здесь смехотворно ужасное английское озвучение — актеры ни малейшего представления об интонациях не имеют, а Рё всегда остается «деревяшкой». Тексты в диалогах ненамного лучше — даже не носителю языка большинство бесед покажутся кондовыми и нереалистичными. Персонажи нарисованы так, будто одну их часть отдали знакомым с Shenmue художникам, а другую поручили карикатуристам. И ладно бы только злодеи выглядели, как полицейские из We Happy Few, но и некоторые обычные жители почему-то нарисованы таким образом.
***
Но, в конечном итоге, Shenmue III это Shenmue III. Не революционная игра, как первые две, а просто третья часть, которая должна была выйти очень давно, но по многим причинам увидела свет только этой осенью. Очаровательное приключение, аналогов которому не найти — и это связано как с его достоинствами, так и с недостатками. Обходите стороной, если не знакомы с серией — в таком случае совершенно непонятно, чего ожидать, и скорее всего, для вас это будет зря потраченное время. Фанаты в большинстве своем будут довольны, если читали интервью, в котором Ю Судзуки говорил о завершении истории на 40%. Вопрос лишь в том, что будет с серией дальше.
Достоинства:
- атмосфера Shenmue никуда не исчезла;
- здорово нарисованное окружение с большим количеством деталей;
- мир кажется живым благодаря тому, как с ним можно взаимодействовать;
- отличная музыка.
Недостатки:
- архаичные элементы вроде непропускаемых диалогов;
- мелкая, как лужа, боевая система;
- неуместная механика голода;
- сюжет продвинулся не так далеко, как мог бы.
Графика |
С учетом смешного по современным меркам бюджета игра выглядит достойно. Лицевые анимации игнорировать трудно, зато окружение симпатично. |
Звук |
Музыка отличная, а английское озвучение — полный мрак. Русское отсутствует вовсе, и в свете вышенаписанного это даже хорошо. |
Одиночная игра |
Приключение в духе старых частей, состоящее из знакомых фанатам элементов — как хороших, так и плохих. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Раньше Shenmue привносила в жанр инновации, теперь же держится на ностальгии. Она не лучше и не хуже прошлых частей — она просто такая же, но симпатичнее. В каком-то смысле этого достаточно. |
Оценка: 7,0/10
Подробнее о системе оценок
Видео:
© 3DNews