Новая статья: МойОфис. Эволюция проекта
Большинство читателей нашего сайта конечно же слышали о программном комплексе МойОфис, но с самим продуктом знакомы не слишком близко. Стоит признаться — как и мы сами: через год после громкого анонса проекта в 2015 году компания несколько исчезла из поля зрения рядовых пользователей, и наш обзор стартовой версии офисного пакета стал первой и последней крупной публикацией, посвященной проекту компании «Новые Облачные Технологии». Однако читатели, внимательно следящие за новостями на нашем сайте, знают, что МойОфис активно развивается и за последние несколько лет вырос из набора офисных приложений в полноценную комплексную платформу для автоматизации рабочих мест.
Мы решили заполнить образовавшийся информационный пробел и рассказать о компании, людях, которые в ней работают и продукте, который она разрабатывает — в конце концов не так много молодых российских компаний способны предложить продукт подобного уровня. Однако обзор состава и возможностей платформы МойОфис в ее актуальном состоянии стоит предварить рассказом об истории развития компании «Новые Облачные Технологии», которому мы и посвятим этот материал, а обзору продукта компании будет посвящен следующий.
⇡#Идея создания
В начале 2000-х ни у кого не возникало даже мысли, что слово «офис» в значении «пакет для редактирования документов» может означать что-то иное, помимо Microsoft Office. Американская компания умело воспользовалась своим практически монопольным положением на рынке ПК для продвижения этого продукта. MS Office и используемые им форматы файлов представлялись незыблемым стандартом и места на рынке для других решений, казалось бы, не было. Однако за то мы и любим ИТ-индустрию, что ничего незыблемого в ней не бывает, а за «почивание на лаврах» она наказывает очень строго.
Уже в 2005–2006 году произошли первые сдвиги, впоследствии оказавшиеся тектоническими. В 2005-м компания Apple выпустила пакет iWorks, который не пытался соревноваться с MS Office в количестве функций, но зато те возможности, которые были реализованы, превосходили соответствующие наработки Microsoft. А годом позже произошла мало кем замеченная в тот момент революция — компания Google приобрела две компании, которые занимались разработкой онлайн-редакторов текста и таблиц. Именно эти проекты стали в итоге основой представленного в 2009-м году решения Google Docs, показавшего всему миру, что облачный офис имеет право на существование.
И хотя российская компания «Новые Облачные Технологии» появилась лишь через три с лишним года — в 2013-м, как рассказывает основатель и генеральный директор компании Дмитрий Комиссаров, именно тогда, в конце первой декады двухтысячных, стало понятно, что рынок офисного ПО ждут глобальные изменения и появилась идея создания российского проекта: «В 90-х я был одним из тех, кто развивал версию российского текстового редактора «Лексикон» для Windows. Так что можно сказать, что с тех пор офисное ПО прочно вошло в зону моего интереса. Довольно долго было не ясно, какие у сегмента перспективы развития, кроме улучшения возможностей уже существующего софта. Однако в 2008–2009 годах Google на примере своих «Документов» наглядно показал, что такому ПО есть куда развиваться — оно может работать в облаке. Поэтому до 2013 года мы дорабатывали концепцию будущего продукта, формировали команду программистов и искали инвесторов».
⇡#История успеха
Официальным моментом рождения проекта МойОфис принято считать лето 2013 года, когда была основана компания «Новые Облачные Технологии», в которую вошло более 100 инженеров, работавших ранее над текстовым редактором «Лексикон» и мобильным редактором QuickOffice. Основателем, акционером и генеральным директором МойОфис является Дмитрий Комиссаров, имеющий более 25 лет опыта работы в IT-индустрии. Дмитрий работал на руководящих позициях в компании АрсеналЪ, возглавлял компании IBS DataFort, «Пингвин Софтвер» и разработчика российского ПО «Роса».
В 2014-м с МойОфис познакомился Андрей Чеглаков — известный бизнесмен, инвестор, меценат, основатель компании «Стиплер», один из создателей игровых приставок Dendy, экс-владелец команды Формулы 1 Marussia, бывший вице-президент компании «Ростелеком». Однако на старте он довольно скептически отнесся к идее продукта: «Шесть лет назад мы жили в устоявшемся мире, где главенствующую роль в офисном ПО играла одна компания, разрабатывающая пусть не идеальный, но уже привычный офисный софт. И вокруг никого, кто вдруг встал и сказал бы, что привычную модель можно и нужно реализовать иначе, лучше, чем сейчас. Альтернативой было свободное ПО, но энтузиасты, делавшие его, не предлагали ничего качественно иного, просто воспроизводили уже существующую архитектуру».
А по-настоящему прорывным для проекта стал 2015-й. К весне этого года была подготовлена бета-версия МойОфис и объявлено о предстоящем запуске и начале закрытого тестирования. А в июне компания представила проект на конкурс стартапов конференции Startup Village 2015, который принес платформе МойОфис грант на 120 тыс. долларов. Средства пошли на развитие и тестирование облачных версий продукта.
Тогда же к проекту в качестве инвестора присоединился и Андрей Чеглаков: «Я увидел слаженный коллектив с опытом создания сложных оригинальных продуктов и крепким задором бросить вызов миру. Было бы жаль упустить такую возможность. Два фактора, профессионализм и отвага, составляют пропорции столь желанного всеми напитка — победного шампанского. В команде это было». В 2015 году Чеглаков приобрел 40% компании. На сегодняшний день он владеет самым крупным пакетом акций и о своих инвестициях не жалеет. Важно, что Андрей Чеглаков выкупил доли «Новых Облачных Технологий» у иностранных совладельцев компании, сделав ее таким образом полностью российской.
Разумеется, рассказывая о развитии компании нельзя обойти стороной вопрос импортозамещения, давшего компании возможность «взять штурмом» отечественный рынок, где львиная доля пользователей работала с продуктами Microsoft. МойОфис оказался, что называется, в правильном месте в правильное время — полностью российская компания, располагающая готовым продуктом для автоматизации рабочих мест. Основными клиентами МойОфис стали органы власти и госкорпорации — клиенты, по словам представителей компании, консервативные и въедливые. «Мы действительно скорректировали продуктовую стратегию, добавив функции, которые не планировали разрабатывать при запуске, — поясняет Дмитрий Комиссаров. — Это решение было оправданным, объем рынка — почти 10 миллионов рабочих мест, а заинтересованность госзаказчиков в продукте оказалась значительно выше, чем мы ожидали. Это прекрасная возможность понять, в чем именно пользователи нуждаются, и сформировать у них привычку работать с нашим продуктом».
Сегодня проект без сомнения можно назвать состоявшимся и успешным. В числе пользователей МойОфис — РЖД, Почта России, Управление делами Президента, «Аэрофлот», Минкомсвязь и многие другие государственные структуры и компании с госучастием. В компании работает более 400 человек, она растет и ищет новые кадры.
Отдельно стоит отметить инвестиции компании в сферу образования: с 2017 года запущен продукт «МойОфис Образование». «Тягу к открытиям нужно прививать со школьной скамьи, давать детям возможность испытать что-то новое, попробовать различные варианты решения привычных задач», — объясняет Дмитрий Комиссаров. — «Поэтому школам и другим средним учебным заведениям мы отдаем свои программы бесплатно, а вузам — со скидкой 93%. Так готовимся к появлению пользователей нового поколения — тех, кто рос и формировался в информационно проницаемой среде». В компании говорят, что отзывы этой категории пользователей очень ценны для разработчиков иным взглядом на многие привычные вещи.
Наконец, созданную экосистему по достоинству оценила «Лаборатория Касперского» — известный во всем мире разработчик ПО. В апреле 2019 года компания приобрела долю в размере 29,5% и вошла в число собственников «Новых Облачных Технологий». В интервью газете »Ведомости», ее глава Евгений Касперский так объяснил решение вложиться в НОТ: «Мы провели техническую экспертизу этого проекта, и мы считаем, что у него очень большое будущее. Это система, эквивалентная Microsoft Office, но при этом она может работать на совершенно разных операционных системах, не только Windows. Она и на Linux работает, и на мобилках работает. У МойОфис очень правильная архитектура, у которой нет «родовых» травм. Например, Microsoft Office — это набор в общем-то независимых приложений, у них немножко разные форматы, немного разные языки. Если говорить про офис от НОТ — это правильное законченное решение, у которого все компоненты равноправны и каждый компонент имеет одни и те же стандарты. Если бы вы мне сейчас сказали: «Женя, нужно сделать офисный софт», — я бы сделал такой же».
⇡#Развитие продукта
За пять лет, прошедших с появления бета-версии, МойОфис прошел путь от комплекта из пары сырых (будем откровенны) онлайн-редакторов до полноценной платформы, включающей в себя онлайн, локальные и мобильные версии редакторов текстов, таблиц и презентаций, почтового клиента, менеджера контактов, календаря, файлового менеджера, средств совместной работы, защищенного облачного хранилища и даже корпоративного мессенджера!
Сравнительная таблица продуктов МойОфис
Но основная концепция продукта была сформулирована создателями еще в процессе работы над бетой. Во-первых, продукт должен был поддерживать совместное редактирование. Во-вторых, сервис должен был быть облачным, причем давать возможность хранить данные в частном облаке, развернутом на своей инфраструктуре — уже отгремели утечки WikiLeaks и скандал со Сноуденом. Безопасность данных в тот момент уже стала приоритетом даже для обычных людей, не говоря о корпоративных клиентах. Ну и в-третьих, МойОфис должен был позволять полноценно работать на мобильных устройствах. По словам Дмитрия Комиссарова, именно третья возможность стала «точкой, в которой компания могла конкурировать с крупными корпорациями»: будущее было за смартфонами, но интерфейса для удобной обработки документов с экрана гаджета никто не придумал.
Первые релизы готовились исходя из этой установки. В бета-версии протестировали облачный файловый менеджер и два веб-редактора: для документов и таблиц, а также прототипы мобильных приложений для планшета iPad и смартфонов с Android. В компании планировали, что фокус должен быть на мобильные приложения, именно они должны были дать стартапу конкурентное преимущество. «Изначально идея была в том, что мы делаем облачный сервис для совместного редактирования документов, без прицельного фокуса на корпоративных заказчиков. Тогда хотели идти сразу во все сегменты», — рассказывает Петр Щеглов, заместитель директора по продуктам.
Однако в 2014–2015 годах, когда работа над продуктом уже шла вовсю, начал оформляться тренд на импортозамещение ПО. Новый сегмент аудитории стал для компании вызовом и заметно повлиял на направление развития продукта — госструктуры не были готовы работать через мобильный интерфейс и веб-приложения. «Госсектор — это специфическая информационная среда. Большинство рабочих мест там — стационарные компьютеры, часть из них не подключена к сети или подключена только к локальной, то есть в облаке работать не может», — поясняет Петр Щеглов.
Стратегию нужно было скорректировать, и переориентироваться смогли быстро: уже в сентябре 2015-го были готовы приложения для ПК, позволявшие работать в оффлайне. Их коммерческий релиз состоялся в октябре 2015 года. Пакет на том этапе состоял из двух настольных редакторов (для текста и таблиц) и почтового клиента, который позволял работать со всеми популярными почтовыми системами и протоколами. Параллельно доработали облачный файловый менеджер — теперь он поддерживал массовую загрузку и конвертацию файлов из MS Office и LibreOffice. В той версии удалось реализовать и первичную задумку — на всех смартфонах и планшетах появились мобильные предложения для работы с документами и почтовый клиент.
Еще одно направление развития продукта — мультиплатформенность — также стало следствием смещения фокуса на госзаказчиков. «Первые версии были рассчитаны на массового пользователя с распространенной ОС и браузером, но в сегменте корпоративных заказчиков приложения должны были работать с бОльшим перечнем операционных систем и браузеров, и работать корректно», — объясняет Петр Щеглов. Совместимость была важной задачей — значительная доля компьютеров российского госсектора работала на ранних версиях Windows. А в рамках импортозамещения часть организаций начала переход на российские ОС на базе Linux, и настольная версия МойОфис, должна была быть одинаково хорошо совместима со всеми. В данный момент МойОфис работает на десятках платформ.
Эволюция МойОфис шла поступательно: в 2016-м «Новые Облачные Технологии» представили новое решение — корпоративный мессенджер Логос, который позволил пользователям вести обсуждения непосредственно во время совместной работы с документами. Появление принципиально нового продукта в компании объясняют тем, что совместное редактирование требует непрерывного взаимодействия между сотрудниками. Логос — логическое продолжение этого взаимодействия. Мессенджер не только сочетает лучшие практики приложений для корпоративного общения, но и интегрирован с облачной офисной системой.
Еще одним важным приоритетом, по словам Петра Щеглова, стала идея контроля данных. Она закладывалась изначально, а получив обратную связь от клиентов, стало ясно, что вопросы информационной защиты для очень многих стоят на первом месте. Понимая это, в 2015 году в НОТ открыли свой отдел кибербезопасности и в том же году запустили регулярный внешний аудит безопасности продуктов. В результате этой работы в 2015-м появляется «Частное облако» — продукт, который позволяет хранить данные внутри периметра безопасности компании. В третьем квартале 2017 года важные для заказчиков приложения для ПК также научились подключаться к частному облаку — пользователям стала доступна полная облачная функциональность внутри корпоративной сети.
МойОфис давно вышел за рамки обычного пакета программ для офиса. Сейчас пользователь получает готовую платформу для работы с контентом, которая легко встраивается в инфраструктуру крупных корпоративных заказчиков. Петр Щеглов объясняет, что, хотя на старте речь шла о продукте, который самостоятельно решает определенный круг бизнес-задач, это видение сильно изменилось за шесть лет существования компании. «По мере накопления практики внедрения пришло видение «платформы», на базе которой и мы, и наши партнеры могут строить конечные продукты и решения для заказчиков». Сейчас, по его словам, компании стали тесны и эти рамки: «Мы хотим прийти к экосистеме, в которой разработки разных компаний успешно интегрируются на основе технологий МойОфис. Это позволит эффективно решать существенно больший круг задач. Но экосистема — это не только продукт, даже если он очень хороший».
«Новые Облачные Технологии», действительно, трактуют термин «экосистема» широко, подразумевая не только новые решения для пакета МойОфис, но и полноценный сервис на всех этапах жизненного цикла проекта: от помощи партнерам (сейчас только в России дистрибуцией занимается более 1300 компаний) на этапе подготовки сделки до поддержки пользователей. Продажи организовали по модели дистрибуции: распространением пакета в России с самого начала стали заниматься партнеры. НОТ оставили за собой исключительно роль вендора.
О задумках на будущее и следующих шагах в развитии пакета МойОфис представители НОТ стараются не распространяться. Однако Дмитрий Комиссаров, рассказал, что стратегия ближайших лет нацелена на крупных корпоративных заказчиков, а в перспективе планируется международная экспансия, работа с малым бизнесом и выход на массовый рынок.
Евгений Фенюшин, директор по продуктам МойОфис: «Мы понимали еще в 2013 году: не важно работает с офисным пакетом обычный человек или сотрудник крупной корпорации, — пользователю нужен простой, понятный продукт. Он не должен ограничивать или задавать ультимативные условия: работай только в офисе или в нашем облаке», — рассказывает он. Основная задача продукта не менялась с тех пор — «Новые Облачные Технологии» дают пользователям свободу выбора: работать там, где удобно (на ноутбуке, в вебе, со смартфона), экономить время за счет совместной работы над документом группы сотрудников, и при этом полностью контролировать свои данные. Именно эта концепция, говорят в компании, всегда была и остается главным фактором, который определяет приоритеты развития продукта.
© 3DNews