GPL утрачивает позиции. Исследование показывает рост доли пермиссивных лицензий
Одним из столпов свободного программного обеспечения долгое время являлись копилефт-лицензии, такие как GPL, LGPL и AGPL. В 2012 году их использовало 59% всех открытых проектов. Однако, по данным компании WhiteSource, по состоянию на 2019 год их осталось всего 33%. Остальные же открытые программные продукты доступны под пермиссивными (разрешительными) лицензиями.
wikipedia.org
Специалисты проанализировали 4 млн открытых пакетов и 130 млн файлов на 200 языках программирования. Как сообщается, причиной такого изменения могла стать новая ситуация на рынке. По словам одного из руководителей WhiteSource, само понятие «копилефт» возникло как антоним «копирайту», когда свободное ПО являлось главным оружием противостояния корпорациям.
В начале 2000-х именно копилефт-лицензии позволяли не допустить использования открытого кода для продажи (хотя некоторые всё же ухитрялись это делать). А пермиссивные лицензии стали применяться в последние годы. Причиной этого стало сращивание корпораций и сообществ, примером чего могут стать приобретение компанией Intel разработчика Red Hat или покупка GitHub корпорацией Microsoft.
Кроме того, открытое ПО всё активнее встраивается в бизнес-процессы, а для этого нужны соответствующие юридические обоснования. Таковыми и стали пермиссивные лицензии. Проще говоря, исчезла причина вражды между открытыми и проприетарными программами.
Этим, кстати, и обусловлена разница между GPL и, к примеру, MIT и Apache. В первом случае копилефт-лицензии подразумевают, что производные продукты также должны быть открытыми. Тогда как пермиссивные лицензии допускают вариант их использования в закрытых проектах.
К слову, сейчас на рынке набирает силу новое противостояние. Облачные сервисы зачастую используют открытые продукты для своих систем, но не помогают в их разработке. Из-за этого проекты вынуждены переходить на проприетарные лицензии.
Источник:
© 3DNews