Звуковые гиганты: от «Стены Звука» Grateful Dead до испытаний «Ориона»
Огромные акустические сооружения сложно назвать инновацией. О них стало широко известно после постройки первой «Стены Звука», созданной звукоинженером и звукорежиссером группы Grateful Dead, Owsley (Медведем) Stanley в 1973-м году. В последующем (где-то с начала 80-х) «Стены Звука» постепенно исчезли с концертных площадок, уступив место более прагматичным аудиосистемам.
Несмотря на концертную непрактичность, для таких гигантов по сей день находят ниши. Исполинские аудиосооружения, объединяющие в себе огромное количеством излучателей и мощных усилительных приборов, обладают колоссальным звуковым давлением. Сегодня, поражающие воображение обывателей, аудиомонстры строят для различного рода соревнований (чаще в автозвуке), в качестве выставочных концептов, удивляющих своими параметрами, а также для использования в промышленных испытаниях.
В этом посте я опишу историю и современное состояние этого сегмента звуковой инженерии.
Как появилась идея или, что делает LSD со звукорежиссером
Одним из первых акустических суперсооружений принято считать стену звука группы Grateful Dead, впервые появившуюся на выступлении коллектива в 1973-м году. Как мы уже отметили в начале материала, акустическая конструкция была разработана звукорежиссером банды Осли (Медведем) Стенлеем в период, когда этот замечательный человек усиленно экспериментировал с диэтиламидом лизергиновой кислоты, мескалином и прочими психоактивными веществами. Интересный факт, Медведь был не только звукорежиссером группы, но и человеком, который частично финансировал «благодарных покойников», а кроме того поставлял им один из «творческих элексиров», тот самый LSD-25. Вещество (оставалось полулегальным в США до 1975-го года), предприимчивый химик-инженер сам производил, употреблял и выгодно продавал.
Осли (Медведь) Стенлей — химик и звукоинженер
Предпосылкой к созданию сценического аудиомонстра послужил популярный в то время принцип студийной записи с одноимённым названием «Стена звука», который изобрёл другой видный деятель американской звукоинженерии, саунд-продюсер и звездный убийца Фил Спектор. Записывая альбом The Beatles «Let It Be», Спектор применил оригинальный способ записи, при котором все инструменты записывались сразу (сигналы инструментов через аппаратную подавались к помещению для записи, после чего фиксировались на магнитную плёнку). Результат не понравился только Полу Маккартни, но впечатлил как остальных The Beatles, так подавляющее большинство звукорежиссеров того времени. В числе прочих был и Медведь.
Фил Спектор
Легенда о «Стене Звука» гласит, что в одном из психонавтических путешествий 1969-го (состоявшегося в Новато, Калифорния, где репетировал коллектив), в разгаре «просветлённых» дискуссий о звуке, Медведю пришла гениальная идея повторить эффект «Стены» Спектора на сценической площадке.
Grateful Dead
Дело было так, Бобу Вейр, Джерри Гарсия и Фил Леш, Медведь и несколько преданных почитателей творчества Dead, собрались на репетиционной базе и начали обсуждать никудышные возможности существовавшей тогда звуковой аппаратуры. Как только дискуссия «повернула» в сторону живых выступлений, Медведя осенило, до этого молчавший, он, перебивая собравшихся, произнёс:
«Знаете, решение в саунд-системе. Она должна стоять позади группы»
В тот момент никто всерьёз не отнесся к этому предложению, но сам принцип, когда слушатели и музыканты получают звук из одного источника, впечатлил собравшихся. Этот кислотный треш и угар Это психоделическое переживание, стало отправной точкой для возведения невиданного сооружения — первой «Стены Звука».
Первая «Стена» и её возможности
Существует и более прозаическая версия идеи создания «Wall of Sound». Одной из объективных предпосылок к созданию собственной концертной саунд системы и постройки «стены» стала неудачное выступление коллектива на фестивале Woodstock Music & Art Fair, в том же 1969-м году. Тогда проблемы с оборудованием существенно повлияли и на исполнение, и на восприятие коллектива публикой.
Происходило ли всё из-за LSD-откровений Медведя или в результате анализа ошибок инженеров Вудстока, но к 1972-му году Осли (Медведь) Стенлей завершил проектирование «Стены». В разработке сооружения также приняли участие Рик Тёрнер, Рон Викершем и Джон Карл. К 1973-му году «Стена» была возведена.
RMS громадины был равен 26,400 Ватт. «Стена» позволяла создать звуковое давление в 103 дБ на расстоянии ½ мили (0,8 км). Музыканты выступали перед стеной и не использовали мониторов. Таким образом, как и задумывал Медведь, звук был единым целым — одинаковым для людей, перед сценой и для музыкантов на ней. Как при этом не оглохли участники коллектива ума не приложу, но факт остается фактом.
Усилительным «ядром» системы стали 89 транзисторных (RMS каждого 300 W) и три ламповых (RMS — 350W) усилителя компании McIntosh. Это были легендарные McIntosh MC-2300 (в качестве «каменной» панорамной основы) и не менее легендарные McIntosh MC-3500 (в качестве «теплого» лампового дополнения).
В кабинетах (колонках) «Стены» также применялись 586 динамиков, изготовленных компанией JBL, НЧ (15 дюймов), CНЧ (12 дюймов) и СВЧ (5 дюймов), а также 54 твитера Electrovoice. Всё это великолепие нагружалось 11-тью независимыми каналами звукоусиления, мощностью 2,4 кВт каждый. Четырёх полосное разделение сигнала, подобно некоторым современным Hi-Fi АС начиналось перед усилением, т.е. фактически применялась схема активного кроссовера.
Для предотвращения обратной связи микрофон — АС и образования эффекта естественной реверберации, концертная площадка оснащалась дублированными конденсаторными микрофонами с низкой чувствительностью (дублирующий микрофон располагали на расстоянии 60 мм от основного и повернутыми на 180 градусов по фазе к динамикам. Вокалисту приходилось петь как можно ближе к этой спарке, чтобы не увеличивать чувствительность. По словам музыкантов — это решение было более утомительным, чем использование традиционного динамического микрофона (пожалуй, это единственный недостаток системы, который отмечали участники коллектива).
«Стена звука» на момент появления стала самой мощной концертной акустической системой на планете. Для сравнения, легендарные The Beatles использовали для выступлений концертные системы мощностью не более 800 Вт, а на крупнейшем для того времени рок-фестивале Woodstock Music & Art Fair до конца 70-х мощность саунд-системы не превышала 4-х кВт. После своего появления «Стена» совершенствовалась и росла, сооружение достигло высоты 10 метров и веса несколько сотен тонн уже к концу 1976-го.
«Стена Звука» применялась «покойниками» до начала 80-х, когда группа сочла её применение нецелесообразным, ввиду появления более совершенных и удобных решений.
Монстр звука для монстров рока
Несмотря на почти повсеместный отказ от исполинских саунд-сооружений в 80-е, некоторые мероприятия просто не могли обойтись без таковых. Так случилось с фестивалем Monsters of Rock в Дербишире (Великобритания), который проходил с 19-го по 22-е августа 1988 года. Участники фестиваля, среди которых были Metallica, Van Halen, KISS, David Lee Roth, Megadeth, Guns `N` Roses, Helloween и Iron Maiden хотели действительно мощно выступить перед многочисленной публикой, на фестиваль прибыло 107,000 зрителей.
Для этого была сооружена акустическая конструкция длинной 45 (150 футов) и высотой 10 метров (35 футов), которая имела общую RMS 523 000 Вт (указана не максимальная, а программная рабочая мощность) и обеспечивала звуковое давление в 100 дБ на расстоянии 1,7 мили. Измерения SPL (звукового давления) во время выступления Iron Maiden показали значение от 118 дБ до 124 дБ на расстоянии 90 м от источника звука, пиковые значения достигали 140 дБ.
В состав системы вошли — 300 кабинетов TMS-3 и 60 сабвуферов TSW-124, нагруженные 460-ю отдельными каналами QSC и BSS усиления, разделёнными на 4 полосы. Все АС были произведены компанией Turbosound. Более половины оборудования принадлежало группе Iron Maiden. Закономерным итогом стало занесение в 1990-м году этой громадины в Книгу Рекордов Гиннеса, как самой большой саундсистемы из когда-либо звучащих.
Концепт DESPACIO от McIntosh и Джеймса Мерфи, побивший рекорды 70-х
Одна из видных разработок в области сверхмощных саунд систем несколько лет назад появилась у известной американской компании McIntosh, как и в случае со стеной звука, проект DESPACIO стал плодом сотрудничества инженеров и музыкантов. Очередной звуковой «колосс» был спроектирован Джеймсом Мерфи из электроклэш проекта LCD Soundsystem в сотрудничестве со звукоинженером из Jordan Acoustics (дистрибьютор McIntosh в США).
Как заявили авторы проекта, они разработали саунд систему с суммарной мощностью 55 000 Вт для сохранения старых традиций живых выступлений. Мерфи и инженеры макинтош подчеркивают, что в 2 раза превысили мощность «Стены Звука» Greatful Dead. Система состоит из 7 кабинетных стоек, высотой около 4-х метров. Общая масса усиления системы составляет 4,5 тонны. Подчеркивая концептуальную преемственность с «покойниками», McIntosh провели первые презентации системы в New Century Hall, который оформлен в стиле конца 60-х, начале 70-х.
Society of Sound — выставочный концепт от Bowers & Wilkins
На WOMAD 2014 легенды true High End компания Bowers & Wilkins представили своё сверхмощное сооружение с пафосным названием Society of Sound. Система была спроектирована на основе комбинации классических фазоинверторных сабвуферов с трёхполосными кабинетами (Mid-bass, СЧ, ВЧ), изготовленных из березовой фанеры.
Всего в состав системы входят 16 сабвуферов и 16 сателлитов с общей RMS 120 Вт. Подобно первой «Стене звука» для изготовления саунд-системы применялись динамики 2-х производителей, для НЧ и СЧ спектра использованы динамические головки Rohacell, пищалки являются собственной разработкой Bowers & Wilkins и известны применением в Bowers & Wilkins Nautilus. Итого: 144 динамических излучателя.
Приобрести это звуковое чудовище (зачеркнуть) эту концептуальную разработку можно всего за 1 миллион Евро.
Испытания Orion на Lokheed Martin
Массово не востребованные на концертных площадках с начала 80-х годов, сверхмощные акустические конструкции нашли себе применение в космической промышленности. Об этом свидетельствует сооружение такой системы на верфях авиационной компании Lokheed Martin, при испытаниях корабля «Орион» в 2011-м году. «стена звука» для космических испытаний была установлена в специальной акустической камере, где создавала звуковое давление более 150 дБ, что сравнимо со звуковым давлением при запуске ракетных двигателей при стартах космических аппаратов.
Для создания тестового стенда были использованы 1500 кабинетов. Рабочее звуковое давление для испытательных «запусков» составляет 143 дБ (максимальное превышает 155).
Система воспроизводит звук работы реальных ракетных двигателей, записанный при помощи 100 микрофонов, что позволяет с высокой точностью воссоздать акустические условия на стартовой площадке космодрома.
Итог
Несмотря на некоторую утопичность и иррациональность аудиоколлосов, они продолжают находить применение не только в шоу-бизнесе, но и в серьезных инженерных разработках. В одном из материалов о легендарных усилителях прошлого и настоящего я усомнился в практической ценности тороидального усилителя Opera Only, однако, ближе познакомившись со сверхмощными саунд-системами, этот монстр уже не кажется таким бесполезным.
В публикации использованы фотоматериалы: roniker.ru