Звук с разных сторон: как его воспринимают представители разных профессий
Звук — вещь неоднозначная. Одни слушают музыку через EarPods, а другие — работают над созданием музыкальных произведений на профессиональной аппаратуре. Для третьих звук играет роль дополнения к спорту или лайфхака для хорошего самочувствия, а для четвертых — это не более чем математика.
С экосистемой звука связано множество специальностей, и в каждой он играет свою роль. В этом материале мы рассмотрим, как воспринимают звук те, кто с ним работает.
Фото Pinnacle_College / CC-BY
Идеального звука не бывает
Существует мнение, что чем дороже аппаратура, тем ее звучание ближе к «профессиональному» студийному звуку. На самом деле, это не совсем так.
«Как в студии» музыка звучит только в студии, считает вокалист группы Chester French Дэвид Воллак (David Wollach):
«Единственный способ услышать музыку так, как ее слышит музыкант во время записи, — слушать ее на той же самой аппаратуре в том же самом помещении»
До релиза композицию прослушивают на разном оборудовании и добиваются такого звучания, чтобы оно устраивало широкую аудиторию слушателей.
Более того, стремление к тому, чтобы услышать композицию в том виде, в котором она вышла из студии, может привести к не самым приятным «открытиям» и разочарованию. На профессиональном оборудовании вы сможете услышать некоторые «неровности» и огрехи, допущенные при работе с композицией, если она была записана наспех.
«HD-разрешение позволяет разглядеть каждую пору, каждый недостаток на лице человека. Наушники могут сделать то же самое: если музыка записана некачественно», — пишет Дэвид.
Даниел Добош, ударник группы BCB, тоже уберегает обычных слушателей от покупки профессиональной акустики: «Купив профессиональные мониторные акустические системы, человек будет слушать дома, наверное, записи, приготовленные для домашней системы. Соответственно, что-то [в звуке] полезет немного другое»
Даниел отмечает, что профессиональная аппаратура нужна звукорежиссерам, чтобы они могли дорабатывать материал в процессе записи и обработки. Покупать такую для дома даже с условием, что вы найдете высококачественные записи, смысла нет. Для домашнего использования нужно покупать соответствующую аппаратуру из пользовательского сегмента.
«Это просто очень тонкий инструмент. Зачем резать сыр медицинским скальпелем? Это же бесполезно. Очень точно, зато вообще не быстро и неудобно.
И наоборот, делать операции кухонным ножом тоже как-то нехорошо. Так же и здесь. Это очень тонкий инструмент, но он для работы»
В теории, идеальный звук существует, но добиться его практически невозможно. Главное, чтобы людям нравилось звучание определенной системы. Поэтому нужен выбор — ведь хочется пользоваться тем, что подходит именно тебе, пусть это и не идеал. Такого мнения о звуке придерживается аудиоинженер Юрий Фомин:
«Есть такое утверждение, что акустика вообще не должна искажать звук. И оно правильное. Но дело в том, что все почему-то не обращают внимание, что на самом деле акустика — это такой же инструмент. Представьте себе, мы с точки зрения технического понимания сделали все, чтобы акустика не имела нелинейных искажений.
Но самое интересное, что громкоговоритель является генератором собственных шумов. Он, передавая музыкальные аккорды, сам генерирует какие-то гармоники, присущие только данному громкоговорителю. То есть избавиться от нелинейных искажений априори невозможно»
Искажения тех или иных комплектующих учитывают при создании аппаратуры. В соответствии с этим вносят коррективы, которые и формируют конечное звучание.
«Я не говорю, лучше звучит или хуже, не нам судить. Судить будут люди, которые аудиосистему выберут или не выберут»
Для тех, кто хотел бы познакомиться с процессом создания собственных акустических систем мы разработали специальный «конструктор». Изучить аудиосистему, модернизировать ее по своему усмотрению и даже организовать свое небольшое производство может любой желающий.
«Каждая модель громкоговорителей имеет свой характер звучания. У кого-то есть тяготение к небольшим формам, у кого-то — к большему звуковому давлению. Весь набор громкоговорителей и коробок дает возможность собрать фактически любую вещь», — объясняет Юрий Фомин.
Фото из обзора нашего «конструктора» Audiocore Kit (плюс свежий материал по теме на GT)
У звука, акустики и аудиоконтента есть разное предназначение
Качественный звук — это замечательно, но в некоторых ситуациях он отходит на задний план. Например, на больших концертных площадках. Бывает, что звукорежиссер «не справился» со звуком, и люди слышат «кашу», не различая отдельных инструментов и порой даже вокала. И при этом остаются довольны — настолько мощной была энергетика. В этом и заключается одна из основных задач того звука, который мы привыкли слышать на концертах.
«Если взять гигантскую площадку, там о качестве звука речи не идет. Там главное, чтобы все было слышно. Нужно передать энергетику на большой стадион», — объясняет ударник группы BCB Даниел Добош.
«Профессиональное» качество звука на концертах порой даже мешает. Особенно, если площадка не предназначена специально для проведения подобных мероприятий.
«Один раз я был на концерте электронной музыки. Там стояли профессиональные акустические системы Funktion-One. Они выдавали очень мощный звук.
Он был достаточно чистый и хороший, но настолько мощный, что все мое тело вибрировало, а рубашка ходила ходуном. Звук был неплохой, но это был перебор и хотелось куда-то отойти», — делится Даниел.
Тем, кто занимается радиовещанием, приходится думать не только о качестве (здесь существенную роль играет сжатие, да и других забот хватает). Например, в ряд основных задач входит формирование плейлиста.
Этим на радиостанции занимаются отдельные люди — они выбирают, подходит ли композиция для эфира, и ведут переговоры с правообладателями. Музыку отбирают по нескольким критериям:
- У песни должен быть потенциал. Она не должна быть популярной здесь и сейчас, а стать таковой в процессе ротации.
- Длина — до 4 минут. Даже популярные треки обрезают, если они слишком длинные.
- Должны отсутствовать моменты с полной тишиной и длинные вступления.
Это не «железобетонные» критерии, но их стараются соблюдать на всех станциях. После того, как треки отобрали, их делят на категории. У каждой станции есть свой подход.
Порядок этих треков составляют при помощи специальных программ, но взять и просто перемешать плейлист для эфира не получится. Нельзя проигрывать несколько похожих песен подряд: грустная музыка должна разбавляться веселой, мужской вокал — женским.
Задачи, которые решают радиостанции, кардинальным образом отличаются о тех, с которыми сталкиваются, например организаторы концертов (о которых мы говорили выше).
Фото Joe007 / CC-BY
В кино и видеоиграх звук и музыка должны подчеркивать происходящее на экране. Более того, в играх звук — это нередко часть геймплея. Речь идет не только о Guitar Hero, TapTap и аналогах, но и, например, о World of Warcraft. Там характерный звук невидимости вносит баланс в игру.
Более подробно о роли звука в играх вы можете прочитать в нашем материале на GT.
В кинематографе звукорежиссер должен позаботиться, чтобы саундтрек не просто подчеркивал видеоряд, но порой и «подслащал» его. Грустные мелодии усиливают драматический эффект, а в хоррорах скрипящая и «стонущая» музыка порой пугает зрителя больше всего остального.
Существует также профессия шумовик — это люди, которые создают звуковое сопровождение для фильмов. Звук шагов, шуршание одежды, лязг доспехов записывают отдельно, а не во время съемок. А иногда нужны такие звуки, которых вообще не существует в реальной жизни.
«Если это что-то нереальное, нужно извернуться, включить смекалку и творческое воображение, — рассказывает о своей работе звукорежиссер Евгений Переяславцев. Например, в мультфильме, к которому я писал шумы, был момент, когда издалека летит и садится на стекло божья коровка. Надо было подобрать звук для ее крыльев.
Понятное дело, звуков таких нет. А так как мультфильм гротескный, я бы сказал, немного психоделический, то звук должен был быть чем-то большим, чем он есть в живой природе. Поразмыслив, мы придумали записать звук таким образом: мы взяли пластиковую карточку и водили ей вдоль клавиш пианино.
Этот пластиковый механический треск очень хорошо лег в картину фильма. Когда мы видим эту летящую божью коровку, звучит именно треск пластиковой карточки по клавишам пианино»
Не только развлечение, но и область для научной работы
Ученые изучают звук с самых разных сторон. В том числе и то, как он влияет на продуктивность. Музыка может повышать производительность труда, если он связан с монотонной деятельностью, помогает лучше сконцентрироваться на происходящем и поднять эмоциональный фон.
Другие ученые изучают связь музыки и физиологии — например, мурашек. У этого явления даже есть название — фриссон, и музыка может его вызвать. Такому эффекту подвержено от 55 до 86 процентов людей (примеры научных работ: 1 и 2). Но наиболее часто он случается с теми, кто открытыми новому опыту и обладает богатым воображением.
Нейробиолог Дэниел Левитин считает, что музыка — мощный инструмент для формирования социальных связей. В своей книге он писал, что это единственное, что может заставить человека присоединиться к двадцатитысячной толпе.
Музыка напрямую влияет на эмоциональный фон: из-за нее вырабатываются «гормон счастья» дофамин, поднимается уровень серотонина и окситоцина, а также активируются восприимчивые к другим гормонам нейрорецепторы.
Биологи изучают то, как воспринимают звук животные. У многих из них нет ушей, но они все равно слышат. Например, у кузнечика для этого на передних лапках есть специальные мембраны.
Музыка для животных звучит не так, как для человека. Ваша кошка не различит, Дорна вы включили или Black Sabbath — для нее и то, и другое будет набором звуков и шумов, не всегда приятных. Часть из них человек не слышит.
Тем не менее, композитор Дэвид Теи (David Teie) записал музыку для кошек. Он говорит, что это расслабляющие композиции. До конца не понятно, понравилось кошкам или нет, но они определенно реагируют.
Инженер-программист и музыкант Эндрю Дункан разобрал музыку с точки зрения комбинаторики. Он посчитал количество вариаций 12-тонной хроматической гаммы. С этой целью он объединил ноты в круг из 12 элементов (полутонов). Если конкретный полутон присутствовал в выбранной тональности, интервале или аккорде, он окрашивался белым. В противном случае — черным. Дункан получил 2^12=4096 комбинаций, из которых строится музыка.
Больше о том, как связаны музыка и математика, вы можете прочитать в нашей статье «Число 5 и немного о том, как «видят» музыку юзабилист и программист».
Другие материалы в нашем «Мире Hi-Fi».: