Знамя НТР: серия интервью
Этой статьей начинается цикл интервью с нашими соотечественниками, добившихся значительных результатов на поприще инженерной мысли в современной России.
Несколько лет назад, увлекшись 3Д принтерами, а затем робототехникой и в некоторой степени, радиотехникой, волею судьбы получил возможность общаться с интересными людьми. Эти люди, чем-то напоминают «поколение шестидесятых». Современные инженеры, конечно, не такие романтические безсеребренники, какими были их деды.
Жизнь сегодня другая. Современный инженерный человек, как правило, с виду лыс, злобен и равнодушен. Но за этой защитной маской, вынужденно носимой в жестоком мире развивающегося капитализма, проявляется замечательный ум, предприимчивость и поистине железная устойчивость к невзгодам.
Мои собеседники проявили себя в самых различных ответвлениях научно-технического прогресса.
Объединяет их всех, пожалуй, характерная особенность — эти люди встали на самое острие технологического вектора современного мира. Здесь, очевидно, уместна аналогия между началом прошлого века и нашим временем: оба периода характеризуются как невероятный технический прорыв. Технический прогресс начала двадцатого века, получил свое, понятое современниками воплощение, только в Великую войну 1914–18 гг.
Те люди, которые в начале 1900 годов увлеклись моторами, самолетами, электричеством, слыли редкими чудаками (редкими — здесь в буквальном смысле, на весь земной шар тогдашних инноваторов приходилось, вероятно, тысяч пять-семь, не более), хотя основали Рено, Дизель, Сименс, Сикорский Эрк.
Наши современники также взялись за решение самых разных и самых сложных задач современности. Не все из них станут миллиардерами сегодня, но пусть через много лет, имена их займут заслуженное место на знаменах прогресса цивилизации.
Сегодня у нас краткая беседа с Константином Поповым.
Константин Попов — наш соотечественник, инноватор, предприниматель. По итогам 2016 года вошел в Top Intel Software Innovators of 2016 и занял второе место в США.
1) Константин, когда мы пару лет назад, беседовали за чашкой кофе в «Шоколаднице» на Таганке, ты как раз начинал свой новый проект, речь шла об использовании 3D технологий для электронной коммерции. Расскажи, как возникла идея, что послужило толчком, заняться именно решением по созданию и интеграции 3D контента для электронной коммерции?
Мы начали работать с технологиями автоматического создания 3D контента еще в 2013 году. В начале мы изучали 3D сканирование для собственных нужд, так как разрабатывали видеоигры и нужно было дешево и быстро производить контент. Позже настолько увлеклись R&D, что решили закрыть бизнес по производству игр и открыть новую компанию, которая будет решать только одну проблему — как быстро и дешево сделать 3D. С другой стороны на нас оказало влияние решение Apple купить PrimeSense.
Вот так и была основана компания Cappasity. Одновременно с R&D мы искали нишу где можно наиболее эффективно выстрелить и в результате остановились на электронной коммерции.
Сейчас Cappasity — это облачная платформа для электронной коммерции, которая позволяет увеличить конверсию благодаря интеграции 3D технологии в бизнес-процессы. Интеграция подразумевает оцифровку товаров и подключение их просмотра в режиме 3D и VR к имеющимся электронным магазинам или сайтам.
Интерактивный просмотр товаров в 3D позволяет передать больше информации покупателю, поскольку у покупателя появляется возможность приблизить и детально рассмотреть продаваемый товар с любой стороны. Интерактивность дополнительно задерживает внимание покупателя на товаре и позволяет лучше его запомнить. Кроме того, подобный режим взаимодействия снижает риск возврата товара, так как клиент имеет лучшее представление о том, что он собирается купить.
2) Что представляет собой продукция Вашей фирмы:
Мы предоставляем бесплатное программное обеспечение для 3D оцифровки товаров и доступ к платформе для интеграции 3D в сайты интернет-магазинов. Так что любой владелец бизнеса может попробовать создать 3D для своей продукции, загрузить на облако и встроить результат на сайт.
3) Чего ты больше всего опасался и что ты больше всего желал, когда начинал новую тему?
У нас не было каких-либо опасений — все движение и этапы роста Cappasity были запланированы изначально. Некоторые риски сработали, но мы были к этому готовы. Все-таки, до этого, уже запускали компанию в США и поэтому второй раз было легче. Нам пришлось потратить около года, прежде чем мы составили для себя список необходимых, обеспечивающих преимущество характеристик продукта, для выхода на рынок. Нам нужно было обойти конкурентов по гибкости решения и обеспечить то, что они не смогли сделать до нас.
4) Что казалось самым сложным, и что оказалось на самом деле сложным в процессе?
Самым сложным на этапе планирования, было предсказать, какое технологическое решение действительно подойдет. Мы выбирали между 3D камерами, комбинацией 3D камер и камер DSLR и обычными фотокамерами. В результате самым сложным было остановиться на самом простом для пользователей — теперь контент можно делать с помощью обычной фотокамеры, которая есть у любого владельца магазина.
Изначально мы поставили себе цель сделать простое решение для бизнеса, так как большинство владельцев магазина не обладают должными техническими знаниями. Мы должны были сделать решение, где все происходит по нажатию одной кнопки. И это оказалось непростой для нас задачей.
5) Как тогда ты относился к политике правительства нашей страны, в сфере инноваций?
Попросту сказать, сложно ли «пробиться»?
Мы не занимаемся политикой и не работаем с правительственными учреждениями. Я не знаю, что у нас происходит в сфере инноваций и что считается инновациями. У России всегда был свой путь.
Если твой рынок международный и ты создаешь востребованный продукт, то ты можешь сам выбрать, в какой стране хочешь его развивать. Пока наше правительство дает такую возможность и за это ему спасибо.
6) Поменялись ли твои взгляды сегодня, что изменилось, на твой взгляд?
Так как мы ориентируемся на международный рынок, то для нас в России принципиально ничего не изменилось. Разве что появилось больше желающих инвестировать в международные и в частности в Американские компании. И здесь мы как раз предоставляем такую возможность, так как привлекаем в том числе и частный капитал. Поэтому текущий кризис в России способствует развитию бизнеса Cappasity.
7) Очевидно, при осуществлении столь интенсивно развивающегося проекта, ты приобрел гигантский опыт и как менеджер проекта, и как управленец. Что для тебя является самым ценным приобретением профессионального характера?
Из глобального — мы реалистичнее стали смотреть на циклы закрытия сделок, которые связаны с продвижением продукта в США. Все остальное из вновь приобретенного опыта, опять же связано с маркетингом, пониманием рынка e-commerce — это достаточно узкий опыт, но без него не получается здесь продавать SaaS.
Но самое интересно у нас впереди — платформа только начинает свой путь выхода на рынок.
8) Такой простой вопрос: много ли приходилось трудиться?
Если ты не живешь стартапом, то ничего не взлетит. Я не считаю часы.
9) Как при таком напряженном режиме работы, складывалась личная жизнь?
Счастливо женат, две дочки. Надо стараться находить время на все.
10) Сегодня в нашей стране создаются ЦМИИТы, Технопарки, Секции роботов, как оцениваешь полезность таких нововведений, можешь сравнить с зарубежным опытом?
К сожалению, я мало общаюсь с местными ЦМИИТами и технопарками. Могу сказать только то, что все это не видно здесь (США). То есть большинство активных стартапов, которые что-то действительно смогли сделать в Долине, не сидят в российских структурах, а просто работают здесь.
Но тут все зависит от того продукта, которые делает компания. Зарубежные акселераторы и инкубаторы являются единственными правильным местом для развития международного стартапа, так как они имеют необходимые связи именно на международном рынке. Российские структуры эффективны только для тех, кто работает исключительно на Российском рынке.
В этом вопросе множество факторов — от уровня менторства/сети и до географического местоположения.
11) Вкратце, планы на ближайшее будущее?
Мы вышли на рынок и сейчас начинаем интеграцию Cappasity с TOP-10 площадками по созданию электронных магазинов. Это больше 2 млн. активных магазинов по миру. Так что весь год будет посвящен росту клиентской базы.
12) Твои пожелания молодым ребятам –технарям, будущим инженерам –изобретателям?
Смотрите сразу на международный рынок. Это позволит правильно ставить цели. А любое желание может стать реальностью!
Константин, спасибо за точные, лаконичные ответы!