Запись звука и отображение громкости на Android
Всем привет! Меня зовут Юрий Дорофеев, я Android-разработчик и преподаватель в Mail.ru Group. Если вы когда-нибудь записывали аудиосообщения, то видели, как анимируется интерфейс в зависимости от громкости вашего голоса. Давайте повторим этот эффект:
Доступ к микрофону
Чтобы начать запись внутри Android-приложения, нужно сначала дать ему доступ к этой функциональности. Создадим в Android-манифесте тег uses-permission
и укажем разрешение RECORD_AUDIO
:
Также нам придётся запросить его в runtime«е при помощи ActivityCompat.requestPermission
:
ActivityCompat.requestPermissions(
this,
arrayOf(android.Manifest.permission.RECORD_AUDIO),
777,
)
Запросим доступ сразу в методе onCreate
нашего Activity
. Конечно, в реальных приложениях так код не пишут, мы это делаем только для иллюстративных целей.
Запись звука
Для записи звука создадим класс RecordController
. У него должны быть два основных метода: start
и stop
. Для записи голоса хорошо подходит кодек ААС:
fun start() {
Log.d(TAG, "Start")
audioRecorder = MediaRecorder().apply{
setAudioSource(MediaRecorder.AudioSource.MIC)
setOutputFormat(MediaRecorder.OutputFormat.AAC_ADTS)
setAudioEncoder(MediaRecorder.AudioEncoder.AAC)
setOutputFile(getAudioPath())
prepare()
start()
}
}
Записывать аудио будем во временную директорию:
private fun getAudioPath(): String {
return "${context.cacheDir.absolutePath}${File.pathSeparator}${System.currentTimeMillis()}.wav"
}
После окончания записи нужно применить к медиарекордеру stop
и release
:
fun stop() {
audioRecorder?.let {
Log.d(TAG, "Stop")
it.stop()
it.release()
}
audioRecorder = null
}
Чтобы работать с состоянием, нужно его каким-то образом получать. Для этого сделаем функцию, которая будет говорить, ведётся ли сейчас запись:
fun isAudioRecording() = audioRecorder != null
Кнопка записи
Теперь сделаем кнопку записи. Создадим новое View
и расположим его в центре экрана. Почему это не кнопка, а View
? Потому что мы сейчас будем её анимировать и нам не нужны стандартные визуальные эффекты нажатия, тени и прочего.
По клику на кнопку будем выполнять методы start
или stop
. При первом клике мы начинаем запись, а при втором останавливаем, поэтому берём из рекордера состояние, в зависимости от которого применяем нужную логику:
private fun onButtonClicked() {
if (recordController.isAudioRecording()) {
recordController.stop()
} else {
recordController.start()
}
}
Если сейчас запустим приложение, то кнопка будет кликаться и даже будет работать запись аудио, но визуально это никак не отображается.
Громкость
Теперь давайте сделаем отслеживание громкости записи. Чтобы получать её значение в текущий момент, добавим соответствующую функцию:
fun getVolume() = audioRecorder?.maxAmplitude ?: 0
На самом деле функция возвращает не значение в текущий момент времени, а максимальное значение со времени последнего вызова, но мы будем считать это текущим значением.
При начале записи активируем таймер для опрашивания громкости. Пусть он каждые 100 мс забирает данные с микрофона:
private fun onButtonClicked() {
if (recordController.isAudioRecording()) {
recordController.stop()
countDownTimer?.cancel()
countDownTimer = null
} else {
recordController.start()
countDownTimer = object : CountDownTimer(60_000, 100) {
override fun onTick(p0: Long) {
val volume = recordController.getVolume()
Log.d(TAG, "Volume = $volume")
handleVolume(volume)
}
override fun onFinish() {
}
}.apply{
start()
}
}
}
Анимация
Теперь решим следующую задачу: при нажатии кнопки визуально непонятно, идёт ли запись и насколько громко. Создадим метод handleVolume
, реагирующий на громкость и меняющий размер кнопки. У View
есть множество способов анимирования, самый простой — это animate
, который позволяет очень удобно задавать простые анимации.
Насколько нужно увеличивать кнопку? MediaRecorder
возвращает значение громкости в виде 16-ти битного int с максимальным значением 32767 (не очень удобно, что это число нигде явно не описано). Давайте рассчитаем, насколько далеко мы находимся от этого предела, чтобы пропорционально увеличить кнопку:
private fun handleVolume(volume: Int) {
val scale =min(8.0, volume / MAX_RECORD_AMPLITUDE + 1.0).toFloat()
Log.d(TAG, "Scale = $scale")
audioButton.animate()
.scaleX(scale)
.scaleY(scale)
.setInterpolator(interpolator)
.duration= VOLUME_UPDATE_DURATION
}
Интересно, что эта анимация работает автоматически: если мы несколько раз в цикле запустим animate
, то наложения не произойдёт, каждая новая анимация будет завершать предыдущую. Только надо не забыть завершать запись и анимацию в методах onDestroy
или onPause
на случай поворота экрана или других событий, связанных с Activity
.
Для более живой анимации воспользуемся OvershootInterpolator
'ом, он позволяет выходить за границы доступного диапазона: кнопка будет словно пульсировать, кратковременно выходя за верхнюю границу:
Всё оказалось достаточно просто. Можно вместо изменения размера рисовать гистограмму громкости или ещё что-нибудь, что придёт в голову вам или вашему дизайнеру