Законы России о новых сферах: занимательные факты, или почему плачет тупик
Наверняка у каждого есть свои любимые статьи на Хабре: те, что можно найти даже не в избранном, а проще — по памяти. Одна из таких у меня лично — вот эта: о закрытии LibertyReserve.
В первую очередь потому, что о ней вспоминаю, в последнее время особенно, всё время, когда мне говорят о запрете криптовалют, ICO, блокчейн-проектов, VPN, TOR’а и т.д. Судите сами:
- В мае 2013 года закрывают крупнейшую (!) платёжную централизованную (!) платёжную систему: в Forbes сразу появляется статья «После закрытия LibertyReserve следующи Биткоин?»
- В апреле 2013 — марте 2014 крупнейшая на тот момент крипто-биржа начинает свои нечистые по смыслу и назначению операции и закрывается: 15 апреля 2014 года биржа закрывается. К тому же в тот период было не мало взломов, связанных с btc-проектами. И казалось бы — дискредитация p2p-систем достигла апогея…
- Но давайте посмотрим на график ниже:
Сейчас тот pump кажется несущественным, но на тот момент это был просто огромный рывок.
К чему это?
К тому, что государство, не важно в США или России, Китае или Бангладеше, всегда ошибается, когда считает, что прямые запреты могут решить любую проблему: словно разрубание гордиева узла.
По крайне мере именно это вижу последние годы в РФ:
- Закон о запрете ТОРа и других p2p-сетей — это абсурд, который в итоге приведёт, как минимум, к двум направлениям: развитию ещё более сложных симбиозов Тёмной стороны, чем терминалы + анонимные сим-карты + скорость с одной стороны; с другой — порождение уже не децентрализованных, а распределённых систем глубинного интернета, скажем, через те же блокчейн-проекты. Поэтому нужно учиться управлять: иначе зона контроля станет недосягаемой.
- Огромные пласты экономики после вмешательства государства, или, что одно и то же — монополий, в них приводит к стагнацию, а чаще — спаду всех основных показателей: у меня в подшивке можно найти про e-money, e-commerce, думаю, что скоро это будут товарные агрегаторы. Кроме того, не стоит забывать и малый бизнес в целом: уже летом 2017 года малого бизнеса стало якобы больше. Но только на цифрах: по факту это была оптимизация больших, а ведь в 2017 г. закон об онлайн-кассах вступает во вторую стадию и нормы, в нём содержащиеся, сильно ударят по тем, кто привык работать по упрощённой системе (ЕНДВ, патенты).
- Наконец, но не в последнюю очередь очень часто государственный аппарата на столько не в силах разобраться в явлении, что делает всё, чтобы подобный феномен не замечать или сразу табуировать. И в том, и другом случае получается плохо. Рассмотрим же на конкретном примере.
Кратко экскурс выглядит так (подробней можно найти здесь):
- в 2014 ЦБ инфописьмом сказал, что «суррогаты запрещены», что это значит, что такое суррогаты и т.д. — никто не понял, да и не мог понять: не было терминологии и норм с санкциями;
- в 2015 Минфин решил всех сажать: сначала решили, что до 4 лет, потом — аж до 7 (ближе к 2016);
- в 2016 появляется знаменитый тезис: «мы за блокчейн, но против криптовлают»;
- в 2017 мы вдруг решили «возглавить криптореволюцию»;
- в 2017 выходит новая информация ЦБ, подтверждающая тезисы 2014;
- в 2017 выходит запрос ГД РФ на разработку закона о крипто-сфере.
И всё на фоне действия ряда экспертных групп: той, что возглавляет Э. Сидоренко, экспертного совета при ГД РФ и т.д. То есть за три года было сделано следующее: обвинены все и вся, в первую очередь — речью Главы ЦБ РФ, но ничего сделано не было. Ровным счётом — ничего. Кроме утверждений, что что-то сделано.
При этом наш бюджет, как известно, имеет огромную брешь, называемую «недофинансированием». Возникает резонный вопрос: «а где логика?». Судите сами: рынок ICO уже сейчас близок к 2 000 000 000 долларов — и это только начало, т.к. вливания каких-то достойных сумм начались совсем недавно. Если бы РФ сделала адекватный налоговый режим, продекларировала защиту инвесторам и, главное, фаундерам, отказалась бы от непонятной позиции по ICO, то не все, но хотя бы российские проекты с первичным размещением токенов могли бы оставить неплохие оборотные средства в низколиквидном бюджете страны. Чтобы цифры стали ощутимей, давайте откроем сводную таблицу по регионам РФ. Или посмотрим на график ниже.
Но помимо этого есть ведь и другие, монетизируемые, направления:
- Майнинг. Разделить его на профессиональный и «домашний» (скажем, по мощности) и всё — будет полная аналогия с хостингом, когда за свой личный я никому и ничего не должен, а вот за пром. масштабы — даже очень, ещё и специальные разрешения плюсом идут.
- Рынок труда. Программисты, тестировщики, юристы, экономисты и бухгалтеры, дизайнеры, верстальщики… И ещё множество людей разных специальностей задействованы в блокчейн-индустрии. Зачем же забирать у госбюджета такой большой и перспективный рынок?
- Инвесторы и фаундеры из-за рубежа: конечно, здесь-и-сейчас никто в экономику РФ не кинется вливать. Боятся. Но раз уж такие неоднозначные проекты, как ZrCoin, Колионово, SandCoin и ряд других привлекли внимание, то почему бы не сделать ставку и на этом? Живые деньги даже в виртуальной среде — это всегда возможность пустить деньги в оборот.
Могу продолжать, но факт состоит в том, что на сегодня мы сами лишаем себя ликвидности, дополнительных депозитов, новых рабочих мест и главное — перспектив развития: рынок крипто сейчас в пике — менее 200 000 000 000 долларов. И это — за каких-то полтора года интенсивного развития. Дальше — нас ждут триллионы, т.к. будут заходить институциональные инвесторы, скажем, из Японии.
Все боятся последствий от VPN/TOR, развития интернет-агрегаторов, пузыря ICO… Но проблема заключается в том, что всё это всё равно будет развиваться: просто с нашим или без нашего участия.
Скажем, что толку от страха перед очередным перегретым рынком? Не легче ли на всей территории страны ввести наконец-то бесплатные курсы финансовой и, если хотите, блокчейн грамотности? Сразу же отпадут те, кто пытается учить, сам не понимая чему, главное, что учит. Во-вторых, умный человек никогда не станет просто так, без элементарного хеджирования, «залазить» в высокорискованные проекты.
Недавно, например, мне попалось несколько таксистов, которые смело и рьяно рассуждали о Биткоине: о том, что всё это без государственной поддержки — пирамида и не более. Вроде бы, ничего особенно. Проблема лишь в том, что все их посылы в итоге заканчивались тирадой о том, как бы заработать побольше и побыстрее, но так, чтобы не опасно. По-моему, эти «слабые руки» как раз то — что рынку никогда не нужно. Нужно спекулянтам, чтобы им манипулировать.
Поэтому моё резюме по новациям формата «закон Яровой», закон о запрете… (чего — выберете сами) простое:
- Запретительная политика уже привела Россию туда, где мы есть — в стан постоянно догоняющих стран в области IT. Если мы не научимся применять точечное регулирование, не нарушая всякий раз принципов, заложенных в Конституции, Кодексах и т.д., никогда не сможем сделать нужного рывка вперёд.
- Только бесплатное и повсеместное образование может решить проблемы правильного использования той или иной технологии: никакие ограничения и искусственные меры вмешательства этого не сделают лучше. Принципы личной гигиены на мой взгляд — отличный пример.
- Наконец, скоропалительное принятие законов привело к тому, что в момент, когда ГД РФ, СФ РФ и другие структуры сталкиваются с новациями, они не могут сформировать адекватного понимания для регулирования этих явлений, что в свою очередь приводит к косности нормативно-правовой базы с одной стороны, а с другой — постоянной её переделке, которая не обеспечивает стабильность финансово-экономических отношений, а, напротив, девальвирует её как одну из основ бизнеса.
Конечно, это не всё, что мне хотелось бы сказать, но всё, что хотелось бы донести в связи с последними заявлениями Президента, Главы ЦБ, Минфина и ряда других государственных структур.
P.S. Забавно, что именно в момент написания этой статьи появилась позиция И. Шувалова:
Мы еще сами не знаем, вредно или нет, а уже стремимся запретить и закрыть. Если наше место среди передовых стран, и мы хотим в этой конкурентной гонке преуспеть, и даже создавать лучшие стандарты жизни, чем наши партнеры, на которых мы смотрим, на их социальные экономические стандарты, надо быть чуть смелее
Вопрос, наверное, в том, что смелее быть просто некому?