Законы природы объективны или всё же субъективны?

9dddc0c4c82bf4200b21be726cd1515c.jpg

Иммануил Кант, немецкий философ (XVIII век): «Однако не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать  из него  путем восприятия, а сама связь есть функция рассудка. Этот принцип есть  высшее  основоположение во всем человеческом знании».   

Закономерности

В окружающем нас мире очень много закономерных явлений: — регулярно, на протяжении миллиардов лет, всходит и заходит солнце — осенью с деревьев опадают листья — все обладающие массой тела притягива­ются — одинаковые электрические  заряды  отталкиваются — если воду нагреть до 100 градусов, она закипает — из посаженного маленького семечка вырастает большое растение — нажимая на включатель, в комнате зажигают свет.

Отрицать закономерность явлений в нашем мире просто нелепо. Закономерные явления существуют, и это  неоспоримый факт.  Другое дело задать вопрос -, а насколько эти закономер­ности существуют  вне нашего человеческого восприятия Мира, то есть объективны и абсолютны, а также  насколько  они вечны и как далеко простирается сфера их действия?      

Для начала «закономерными» мы будем  на­зывать повторяющиеся, непосредственно связанные между собой явления. Или иными словами — «закономерным» мы будем  назы­вать  такой процесс, при котором явление «А» в некоторых оп­ределенных условиях «порождает» явление «В» и все это  проис­ходит неоднократно.

Лично я придерживаюсь философской концепции (более подробно здесь) в рамках которой ответ на поставленный выше вопрос будет следующим:  «Никаких абсолютных закономерностей в Мире не существует, любые закономерности субъективны, относительны и существуют только в условном мире того или иного  субъекта,   для которого они являются действительными (таковыми)».  Или, говоря иначе,  поскольку все явления в Мире  субъективны, относительны, то и любая их взаимосвязь также субъективна, относительна.

Это означает, что при описании любой закономерности, мы всегда должны указывать относительно какого субъекта она существует и такова. 

Примеры ограниченности и относительности закономерностей

— химических элементов и связанных с ними закономерностей, отражённых, в частности, в таблице Менделеева, очевидно не существовало первые 400 тысяч лет с момента образования нашей Вселенной

— законов генетики не существовало до появления на Земле первых живых организмов

— с появлением у живых существ такого органа как «глаз», появились и новые оптические закономерности и иллюзии, а с появлением «мозга» возникли ментальные закономерности

— вся фармацевтика основана на создании новых закономерностей, она комбинирует вещества в пропорциях, которые ранее, возможно, не встречались в природе, и изучает их воздействие на человека

— после открытий Коперника и законов Ньютона прежние закономерности движения планет, собранные в птолемеевских таблицах утратили своё значение

— с появлением Общей Теории Относительности Эйнштейна, область применения законов гравитации Ньютона сократилась

— с открытием квантовых явлений стало понятно, что многие прежние закономерности материальных макро-процессов в микромире не работают

Как появляются «законы природы»? Что означает «открыть закономерность»?

Карл Поппер, австро-британский философ и социолог (ХХ век): «Ни один ряд, скажем, из трех или более причинно связанных конкретных событий не выстраивается в соответствии с каким-то одним законом природы».

Весь окружающий нас мир как-то взаимосвязан, это, в общем, понятно. «Закон природы» — это наиболее устойчивая,   заметная взаимосвязь некоторых явлений. Каким же образом мы, люди, открываем для себя «законы природы»?

Допустим, что мы хотим выявить какую-то закономерность в Мире. Но для этого нужно выделить нечто в Мире, что мы хотим проследить и исследовать. То есть мы должны как-то отграничить это нечто от всего остального и ввести какие-то критерии, параметры выделенного. Но возможно ли это сделать каким-то вне-субъективным способом?

Я полагаю, что нет. И любой исследователь окружающего его мира работает исключительно с субъективно воспринимаемыми им явлениями, событиями и процессами, хотя они могут быть примерно одинаково воспринимаемыми, то есть относительно объективными, для довольно большой группы других субъектов, например для всех существующих на Земле людей.

Поэтому вся суть исследования заключается в том, что ранее этот исследователь (субъект) мог просто не выделять эти явления, или не выделять те или иные параметры этих явлений, а также мог не рассматривать связь этих явлений или их параметров. А теперь начал это делать и установил некоторую закономерность, которая оказывается действительной и для некоторых других субъектов, то есть в какой-то степени объективна.

Тем самым  я хочу сказать, что как такового данного «закона природы» ранее могло и не существовать.  Мир «на самом деле» бесконечно-образен и взаимосвязан и выделять в нём какие-то отдельные явления или параметры, указывать на их связь, это во многом прерогатива самого наблюдателя-субъекта. Субъект по разным причинам выделяет те или иные явления или параметры и находит, что они как-то взаимосвязаны. Впоследствии он ориентируется на эту взаимосвязь и использует её, если она приводит к важным для него последствиям.

Таким образом, любая закономерность есть результат, во-первых, того, что происходит в Мире «самом по себе», и во-вторых, того, как это проявляется в условном, субъективном мире данного субъекта. И поэтому нельзя говорить, что закономерность это фантазия, порождённая самим субъектом. Нет, она обусловлена некими процессами, которые происходят в Мире «самом по себе». Но, с другой стороны, мы и не можем сказать, что данная закономерность абсолютно объективна, действительна для всех без исключения субъектов, так как именно данный конкретный субъект выделяет её из Мира и как-то для себя обозначает. То есть эта закономерность действительно существует и такова именно для данного конкретного субъекта, а для другого может и не существовать вовсе.

И поэтому первооткрыватель закономерности говорит примерно следующее: «если мы из всего многообразия Мира выделим в дополнении к уже известным формам ещё и эти, или вместо тех форм и параметров будем рассматривать другие, то между указанными формами и их параметрами прослеживается вот такая-то связь, которая приводит к таким-то достаточно важным для нас последствиям. А прежний взгляд на Мир, прежнее деление его на формы и присущие им параметры было, как мне представляется, не совсем удобно».

Реальные, объективные и идеальные закономерности

Закономерности действительные для большинства людей (но не действительные, к примеру, для животных) —  мы  будем  называть  »реальными».  К реальным  закономерностям можно отнести звуковую гармонию, живопись, речь, письменность.

Закономерности,   действительные  для большинства «живых существ», мы будем называть »объективными». Примерами  объек­тивных  закономерностей являются: кипение воды, смена времен года, движение массивных тел и так далее.

К »идеальным» закономернос­тям можно отнести: память, мысли, сны, фантазии, галлюцинации отдельного человека-индивидуума. Эти  закономерности  действи­тельны  только для него и не действительны для других людей. Полагаю, что и у любого живого организма также есть свой «идеальный мир» со своими «идеальными» закономерностями.

Количество закономерностей связано со сложностью самого субъекта

Фридрих Ницше, немецкий философ (XIX век): «Мы, одни мы сочинили и причины и последовательности, зависимости, относительность, принуждение, число, закон, свободу, основание, цель; примешивая мир этих знаков, как таковых, существующих «в себе», к вещам, присочиняя его к вещам, мы в очередной  раз  поступаем так,   как поступали всегда, — мы мифологизируем. «Видимость» есть прилаженный и упрощённый мир, над которым поработали наши практические инстинкты, он для нас совершенно истинен, а именно: мы живём в нём, мы можем в нём жить,- это есть доказательство его истинности для нас….В основе лежит всегда вопрос «что это для меня ? (для нас, для всего живущего и т.д.)»

На субъективность закономерностей указывает еще такой факт — чем более сложен, тонок,   чувствителен  субъект,   тем большее  количество закономерностей он может наблюдать.

Это можно объяснить тем, что более  чувствительный субъект  различает  в своем мире больше явлений (форм), чем субъект менее чувствительный. «Сам по себе» Мир бесконечно многообразен и тонок, и только от субъекта «зависит», большим  или меньшим числом  явлений будет  представлен ему Мир, грубыми или тон­кими будут эти явления.

Правило замкнутых систем, Основной закон мира субъекта

Карл Поппер (ХХ век): «Вообще мы можем предсказывать физические события только в условиях искусственного  экспериментального  изолирования. Даже  в физике мы едва ли способны точно предсказать результаты некоей конкретной ситуации». 

Ричард Докинз, английский эволюционист (ХХ век): «Мир населён стабильными объектами. Стабильный объект это совокупность атомов, которая достаточно стабильна  или обыкновенна, чтобы заслужить собственного имени».

Я полагаю, что наша Вселенная случайно возникла в Мире и когда-то исчезнет. Но, существуя некоторое (неопределённое, также случайное) время наша Вселенная пребывает в более-менее стабильном состоянии относительно условного наблюдателя (в нашем случае «жизни») по основным своим параметрам, тем не менее, постоянно меняясь в деталях. Это означает, что большинство «внутренних процессов» идущих во Вселенной, также относительно стабильны. И мы «люди», называем эти процессы «законами природы».

Исследуя любую условно замкнутую систему в нашем физическом мире, мы замечаем, что некоторые её параметры не меняются при любых процессах внутри данной системы. Такие закономерности мы, люди, называем «законами сохранения» и они, очевидно, играют важнейшую роль в нашем действительном, реальном для нас, мире.

И поэтому, наверное, самый главный закон Действительного мира субъекта — это закон «сохранения определённых параметров замкнутой системы». Запишем его так:»Определённые параметры замкнутой системы не могут изменяться произвольно». И наша задача, определить какие именно эти «параметры стабильности». Но ещё раз напомню, что все эти параметры, а также границы так называемой «замкнутой системы», субъективны.

Резюме

Карл Поппер (ХХ век): «Ясно,   что в естественных  науках мы никогда не можем уверенно сказать, являются ли наши законы универсально  значимыми или же они действительны только для какого-то определенного периода, или лишь для определенного региона».       

• «Закон природы» — это удобное для большинства людей описание связи между явлениями и процессами, позволяющее им делать важные для себя предсказания.

• Но уточняя «закон природы» или вводя новый «закон», можно ли говорить, что мы стали ближе к истинному пониманию Мира? — Нет. Так как, изучая Мир (природу), мы лучше узнаём не каков он «сам по себе», а каков он по отношению к нам, людям.

• Закономерности существуют в Мире и с их помощью действительно можно предсказывать те  или иные явления Мира. Но в то же время необходимо отметить, что:

— любая закономерность охватывает собою только ограниченное количество явлений Мира; «область распространения» и «время  действия»  любой закономерности ограниченны;

— с исчезновением явлений, составляющих данную закономерность, необходимость в ней отпадает; с изменением субъекта, использующего некоторую  закономерность, она также может измениться, а с исчезновением субъекта необходимость в ней также отпадает;

— закономерность, действительная для одного субъекта, в общем случае не действительна для другого субъекта;   закономерность обозначается символами, «понятными» данной группе субъектов, объяснить эту закономерность другим  субъектам в общем случае невозможно.

Все  это  указывает на то, что любая закономерность условна, относительна, субъективна. Абсолютных, действительных для всех субъектов закономерностей не существует.

Александр Коробов, физик, философ

al.korobov.nd@gmail.com

© Habrahabr.ru