Закон о едином операторе цифровой рекламы: недовольных всё больше, сроки всё дальше

3e462732fb36f5f8409127544e92328b.jpg

Законопроект о едином операторе цифровой рекламы продолжает вызывать противоречивые мнения: сейчас его принятие снова откладывается, но есть вероятность, что он вообще не будет утверждён. Среди причин — опасность монополизации рынка, которая приведёт к застою в отрасли и недополучению бюджетом 86 млрд рублей, а также сложности в достижении компромисса участниками рынка и представителями ветвей власти. «Ведомости» опросили своих инсайдеров и попытались спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.  

Законопроект предусматривает, что в России появится единый оператор цифровой наружной рекламы, он создаст и будет контролировать ресурс, через который станет размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц. Единый оператор, кроме того, будет заниматься проверкой рекламного контента на соответствие законодательству, определением цен на его размещение и защитой персональных данных пользователей ресурса. Более того, такой оператор сможет остаться участником рынка и без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций, а также транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.

Компания, претендующая на статус единого оператора, не может контролироваться иностранцами и должна быть системообразующей организацией российской экономики, иметь собственные цифровые щиты на государственном и муниципальном транспорте, в том числе в городах федерального значения. Под эти критерии на момент внесения законопроекта попадала одна компания — Russ Outdoor.

Автор законопроекта, зампред думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов, внёс документ на рассмотрение 8 июля этого года. После одобрения нижней палатой парламента ожидалось, что к законопроекту будут собраны поправки: сначала это планировали сделать к 13 августа, потом сроки передвигались на 9 сентября, 1 октября и наконец, 1 ноября. Один из источников «Ведомостей» в Госдуме предполагает, что работа над поправками будет сдвинута с начала ноября. Другие инсайдеры из Госдумы и правительства Москвы не исключают, что законопроект вообще не будет принят. Причина — негативная оценка документа правительством РФ, региональными властями, Федеральной антимонопольной службой и, конечно, игроками рынка, среди которых «Яндекс», «Сбер» и «Авито». На деле принятие закона может вылиться в монополизацию рынка цифровой наружной рекламы и в ближайшие 30 лет лишить бюджет почти 86 млрд рублей.  

Как утверждают «Ведомости», ссылаясь на неназванного инсайдера, сейчас администрация президента и правительство ведут переговоры. И не исключено, что законопроект всё-таки будет принят в случае достижения консенсуса. Пока администрация поддерживает инициативу, но правительство выступает против. Ссылаясь на политолога Евгения Минченко, журналисты видят три сценария развития событий вокруг законопроекта: его могут отклонить в Совете Федерации и отправить на доработку (и тогда авторам документа, скорее всего, придётся разделить функции продажи рекламы и контроля за ней), его могут отложить на неопределённый срок, его могут просто отозвать. 

© Habrahabr.ru