Закат Volkswagen: почему легендарный автоконцерн закрывает производство в Германии
В конце октября 2024 года представители Volkswagen заявили, что планируют закрыть минимум три завода в Германии для сокращения расходов. Также в компании хотят сократить зарплаты на 10% на основных предприятиях.
Так ли плохо идут дела у Volkswagen?
Да, ситуация не из лучших. Операционная прибыль в третьем квартале 2024 года снизилась на 42% и достигла 2,86 млрд евро. Продажи транспортных средств упали на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доходы от продаж сократились на 0,5% (78,5 млрд евро). Чистая ликвидность группы оценивается в минус 160,6 млрд евро к концу сентября.
Зарубежная пресса указывает, что первоисточник проблем кроется в нескольких факторах:
во-первых, из-за региональной политики Volkswagen. Он, как известно, активно продавал свои машины в Китай. В 2019 году доля КНР в глобальных продажах достигла показателя 40%. Китайские автогиганты недолго наблюдали за усиливающимися позициями немецкой корпорации: в 2024 году они, накопив силы, перешли в стремительную контратаку. В результате сбыт машин Volkswagen в этом году в КНР упал на 12%. К этому прибавляется уход с российского рынка и закрытие заводов;
во-вторых, из-за высоких установленных зарплатах для сотрудников;
в-третьих, из-за неправильной кадровой политики, провоцирующей раздутость штатов;
в-четвертых, дороговизне энергии.
Российские СМИ расширяют список недостатков менеджмента немецкого автогиганта, вызвавших этот кризис. Например, ТАСС и Ъ указывают на неправильный выбор стратегической линии по производству электромобилей. Это направление требовало изначально слишком больших инвестиций. Однако достичь серьезных показателей не удалось: во-первых, при разработке собственной IT-платформы для «электричек» у специалистов IT-подразделения Volkswagen возникли проблемы, в результате которых — флагманский проект Trinity был отодвинут минимум на 6 лет; во-вторых, потребители потеряли интерес к электромашинам, так как европейские власти срезали господдержку на приобретение подобных ТС.
Что будет дальше?
Эксперты компании Marklines считают, что мощности Volkswagen в ФРГ рассчитаны на ежегодное производство 2,7 млн автомобилей. Сейчас в цехах собирается лишь около 2 млн транспортных средств. В таких экономических условиях фирма продолжит снижать издержки. Это означает, что, скорее всего, будут сокращены до 25 тысяч сотрудников корпорации.
Каждое увольнение — это не только моральный, но и материальный удар по репутации компании: за добровольный уход с должности корпорация выплачивает бонус в размере 50 тысяч евро (а в отдельных случаях — компенсация может достигать и 450 тысяч евро!).
При этом экономист и бывший директор экономического института Ifo Institute Ханс-Вернер Зинн в интервью Ъ указывает, что VW — это «первая жертва» кризиса, за которой могут последовать и другие игроки рынка.
Такая ситуация реальна?
Да. В конце сентября 2024 года заявление о банкротстве подал один из старейших производителей автомобильных компонентов и запчастей Walter Klein GmbH & Co (WKW).
Также известно о финансовой несостоятельности группы AE (производит литые детали для автомобилей), завода технических пружин Erwin Lutz, производителя автомобильных кресел Recaro Automotive и производителя колесных дисков BBS.
У Audi и Porsche — в финансовых отчетах фиксируется снижение чистой прибыли в первом полугодии на 34% и 20,5% соответственно. Почти треть заводов, принадлежащих BMW, Mercedes-Benz, Renault работали в 2023 году не на полную мощность. Представители Audi заявили о возможности закрытия завода в Брюсселе (на нем производили как раз электромобили).
Почему VW, а не другой европейский производитель, стал первой возможной жертвой кризиса?
Компания сейчас переживает не лучшие времена.
В 2015 году, основываясь на отчете Ведомства США по защите окружающей среды, эксперты обнаружили, что немецкий концерн обманывал граждан: занижал показатели вредных выбросов у транспортных средств с дизельным двигателем. Это стало началом так называемого «дизельгейта», в результате которого VW потерял до 32 млрд евро. Топ-менеджмент, который участвовал в этой махинации, ушел в отставку и попал под суд.
«Дизельгейт» наложился на сложные внутренние экономические проблемы корпорации: у него фиксировались высокие расходы, низкая рентабельность и жесткое государственное регулирование (Нижняя Саксония, обладая 20% акций компании, может заблокировать решения, которые ей не понравятся).
Эксперты констатируют, что за прошедшие годы ничего не изменилось во внутренней политике VW. К этому добавились и новые сложности на когда-то успешном китайском рынке.
В результате рентабельность материнской марки корпорации всего 3,4%. Внутри Германии VW работает в убыток, то есть зарубежные представительства гиганта субсидируют по сути материнскую компанию.
Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.
Регистрация программы для ЭВМ
Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах