Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили
Многие из нас бывали на айтишных конференциях. А если не бывали, то наверняка смотрели трансляции, записи или читали расшифровки докладов на Хабре. А вы знаете, какие доклады становятся хитами даже на самых-самых хардкорных мероприятиях? Внутренности сложных технологий? Нет. DevOps? Отнюдь. Чаще всего приз зрительских симпатий берут так называемые доклады-кейноуты — презентации людей, вовсе не обязательно связанных с IT. Дело не в красивой презентации и даже не в харизме докладчика, а в том, что эти ребята знают секрет SUCCES. Нет, мы не опечатались.
Источник: Duran
С презентациями в современном IT-мире сталкиваются и технари, и продавцы, и топ-менеджмент. Это может быть короткий питч перед инвесторами, представление нового продукта или длинная обучающая лекция. А теперь представьте, сколько презентаций для внутренних и внешних слушателей, клиентов, студентов и т.д. проводит компания такого масштаба, как ЛАНИТ. Очевидно, что мы прошли большой путь (честно говоря, по ощущениям — больше пробежали марафон) и собрали немало шишек, прежде чем научились делать презентации, которые попадают точно в цель и делают то, что должны делать: обучают, продают, информируют. И, самое главное, что аудитория их запоминает. Нам повезло — на этом пути у нас появился настоящий гуру подготовки и проведения презентаций — вице-президент по инновационным проектам ЛАНИТ Дмитрий Изместьев (кстати, вот его большое интервью об инновациях).
Есть всего шесть принципов, соблюдая которые, можно сделать лучшую презентацию на свете. Вас будут слушать и запоминать всё, что вы сказали. Мы взяли за основу обучающий семинар Дмитрия (2 часа как 15 минут), уточнили кое-какую информацию, добавили немного своих идей и своего опыта и подготовили для вас подробнейшую расшифровку слова SUCCES, написанного с опечаткой. Давайте прямо по буквам.
S — Simple. Просто
Простота — первый принцип презентации, которому необходимо уделить внимание. Детская болезнь большинства презентации — большое количество контента и неспособность автора ответить на вопрос: «А какова основная мысль этой презентации?»
Именно в этом заключается принцип простоты. Никто не призывает вас говорить только простыми словами или убирать из презентации сложные схемы, тем более в той же IT-сфере упрощение зачастую невозможно. Но в презентации должна быть простая, чётко сформулированная идея, которую вы должны донести до аудитории так, чтобы она была услышана и воспринята.
Не стоит пытаться впихнуть в презентацию весь свой опыт. Есть определённые рекомендации для выступлений: так, если у вас всего 15 минут, то лучше передать аудитории всего одну идею (в самой критической ситуации — максимум три). Но это совершенно не значит, что за 2 часа можно транслировать 24 тезиса. Максимум — 7–8, больше аудитория просто не воспримет.
Вот отличный пример, как очень сложную информацию представить очень просто. Что может быть сложнее зарождения и развития нового человека и сопутствующих ему гормональных изменений в организме женщины? А вот «приборчик» даёт простой и наглядный ответ: беременна или нет. Кстати, эта простота особенно важна именно в этот момент, обычно связанный со стрессом, волнениями, сложностями.
Сделать просто — безумно сложно. Как выкинуть из родной и вымученной презентации хоть строчку? Поэтому наш совет — сперва сделать всё так, как вы задумали, набросать план или текст, подготовить слайды и уже после этого безжалостно отсечь всё лишнее. Не бойтесь — даже бриллиант во время огранки теряет часть своей массы. В итоге должна остаться простая, внятная, чётко сформулированная информация.
У вас есть опыт и информация, творите из них шедевры, отсекая лишнее.
Есть и другие способы, как донести сложную концепцию просто и доходчиво. Например, объяснив новые незнакомые концепции через аналогии и метафоры.
Чем давать сложные объяснения, лучше постройте аналогию с уже известной слушателям информацией. Получится понятнее и нагляднее.
Итак, первое правило: отрезать все лишнее в выступлении и на слайдах, делать просто, но не примитивно. И не больше 1–3 главных идей на 15-минутную презентацию.
U — Unexpected — Неожиданно
Именно неожиданности, встряски обычно не хватает в выступлениях начинающих докладчиков. Последовательный логичный доклад — это худшее, что вы можете сделать для привлечения внимания аудитории. Представьте себе, если бы детективы рассказывали так же последовательно и логично от момента убийства до момента раскрытия преступления. Нет, лучшие авторы всегда используют тайну, интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и не ложиться спать, пока не дочитаешь книгу до конца.
Создание саспенса в презентации — это высокий класс. Но создание хотя бы минимальной интриги для того, чтобы захватить внимание аудитории, — не такой сложный навык. Если вам это удастся, внимание публики вам гарантировано. Ведь внимание — это та дверь, через которую поступает информация докладчика. Вот несколько советов, как этого достичь:
- Задайте аудитории вопрос. Этот простой, на первый взгляд, способ очень эффективен. Но даже он имеет несколько нюансов. Постарайтесь задать вопрос так, чтобы аудитория могла на него каким-то образом ответить, вовлеките слушателей. (Например, «Поднимите руки, кто считает, что С++ круче Java?» Всё, вы вызвали внутренний бунт и у сишников, и у джавистов). Но при этом избегайте вопросов, на которые слушатели точно не найдут ответ (например, спросить у продажников, сталкивались ли они с Kernel Panic в Debian). Если нет вариантов, риторические вопросы также подойдут, хотя лучше провоцировать публику на активные ответы и голосования. После вопроса слушатели снова включатся в нить повествования и будут слушать с гораздо большим интересом. Ведь в их голове этот вопрос остался без ответа, и они будут искать его в вашей речи.
- Обманите аудиторию с помощью разрыва шаблона. Воспользуйтесь тем, что в голове у ваших слушателей множество шаблонов, и начните действовать в соответствии с ними, успокаивая их бдительность. А потом вдруг сделайте что-то, совершенно выбивающееся из этой обыденной схемы. Вот вам отличный ролик, демонстрирующий неожиданный слом шаблона:
Поняли принцип? Стандартные кадры, привычные для военной тематики, не предвещают ничего необычного, даже хочется перестать смотреть, но вдруг все меняется.
Думаете, так получится сделать только в рекламе? Вовсе нет, тот же принцип легко применить и в презентации. Вот отличный пример. Что от вас ждут на презентации? Слайды, правда? Сломайте этот стереотип и расскажите аудитории все на примере какого-то обычного предмета. Даже ботинок подойдет. Вот как изящно это сделал Терри Мур в своем выступлении, рассказав слушателям, что большинство из них просто не умеет завязывать шнурки (видео, к сожалению, только на английском):
- Рассказывайте презентацию как детектив. Т.е. не от начала до конца, а наоборот — с самого конца, с интриги, распутывая ее по ходу рассказа. Если вы думаете, что так нельзя донести серьезную информацию, вы не правы. Известный психолог Роберт Чалдини исследовал огромное количество научно-популярных публикаций, рассказывающих о серьезных научных проблемах, и показал, что лучшие из них написаны именно по законам детектива.
Второе правило: Чтобы «залить» в голову вашим слушателям что-то новое, нужно с помощью эффекта неожиданности создать «разрыв» в их представлениях о мире, показать, что есть вопрос, на который они не знают ответ. Только после этого они готовы воспринимать новую информацию. Чтобы применить два принципа вместе, сформулируйте основную идею, которую вы хотите донести до аудитории, затем найдите что-то контринтуитивное, обманите аудиторию, создайте «разрыв» в их знаниях и «залейте» туда свою мысль.
C — Concrete — Конкретика
Ни одна бизнес-презентация не будет ничего стоить, если в ней нет конкретики. Причём это должны быть данные разного рода: факты, цифры, диаграммы, цитаты экспертов и т.д. В принципе, здесь даже разъяснять особо не приходится, потому что чего-чего —, а конкретики в IT-сфере хватает.
Однако стоит позаботиться о грамотной визуализации данных, которыми вы располагаете. Давайте посмотрим на пример.
Арт Сильверман сделал важное открытие, что попкорн может быть опасен.
Как рассказать об опасности попкорна? Можно представить все цифры в виде графиков. А можно еще нагляднее, показав, что одна порция попкорна содержит столько же насыщенных жиров, сколько яичница с беконом, биг-мак и обед со стейком вместе взятые. Больше не буду есть попкорн.
В конце раздела про каждый принцип мы начали писать, как применять все принципы вместе. И здесь нас ждет неожиданная проблема. Как только авторы презентаций понимают первые два принципа — простоты и неожиданности, они уходят вдохновленные, перерабатывают презентацию, она становится красивой искрометной, но… обычно полностью теряет всю конкретную информацию. Ни в коем случае этого не допускайте!
Третий принцип: помимо основной идеи и неожиданных поворотов, хорошая презентация всегда содержит много конкретной информации, но при этом лучше еще раз подумать, как изложить ее креативно.
C — Credible — Доверие
Презентация однозначно должна вызывать доверие у аудитории. Вот несколько вещей, которые ощутимо повышают уровень доверия к информации (кстати, это применимо и к дизайну сайтов, и к текстам):
- цифры — приводите полезную статистику, аналитические данные, подтверждайте тезисы числами;
- эксперты — приводите высказывания экспертов о предмете презентации, демонстрируйте экспертные заключения;
- примеры — обязательно рассказывайте примеры, кейсы, истории успеха (например, если речь о софте — расскажите, как и насколько успешно его внедрили в компании N);
- источники — всегда ссылайтесь на источники информации и выбирайте наиболее доверительные, репутационно чистые и серьёзные (согласитесь, информация о том, как работает брокер с ценными бумагами на бирже, гораздо достовернее воспринимается на сайте Московской биржи, чем на сайте очередной Forex-конторы), не ленитесь искать именно первоисточники;
- логотипы известных брендов — если вас упоминали какие-то известные СМИ или вы поставщик/партнёр каких-то брендов, укажите их логотипы, это повысит и доверие, и конверсию презентации.
Не будем ставить в список, а вынесем отдельно очень важный для IT-компаний элемент доверия — прототипы. Сейчас существует множество программ и инструментов для того, чтобы подготовить прототипы вашей программы или аппаратного обеспечения для картинок в презентации. Всё равно потом будет ТЗ, всё равно переделывать, но наличие прототипов производит на аудиторию по-настоящему неизгладимое впечатление: создается ощущение, что продукт — вот он, почти в руках. Не ленитесь делать детально проработанные прототипы для презентаций — это оправданные усилия.
Мы, айтишники, чаще всего ленимся делать прототипы, но порой демонстрация — лучший способ… получить Нобелевскую премию. Так, до 1980-х годов считалось, что язва желудка вызывается стрессом и неправильным питанием. Однако патолог Барри Маршалл и его стажёр Робин Уоррен обнаружили, что в этом виновата бактерия, Хеликобактер Пилори. Как вы думаете, каковы были шансы у двух никому не известных медиков из далекого города Перт переубедить врачебное сообщество всего мира? Никаких. Поэтому вместо убеждений они прибегли к весьма наглядной демонстрации.
Ещё один важный момент, который касается доверия, — работайте с деталями. Включайте в презентацию и выступление мелкие, точные детали. Поясним на хрестоматийном примере из юридической практики.
Для эксперимента собрали две группы присяжных заседателей. Перед ними по делу о лишении матери родительских прав (специально выбрано такое жутковатое дело) выступили адвокат и прокурор, которые изложили ровно по 8 аргументов. В первом случае в речи адвоката, а во втором — прокурора присутствовали детали, не имеющие никакого отношения к существу дела. Например, было сказано не «мать избивала ребёнка», а «и вот когда утром 5 августа он чистил зубы своей крошечной щёточкой с Микки-Маусом, она набросилась на него с кулаками». И присяжные принимали решение в пользу защиты или обвинения — в зависимости от того, кто в текущий момент излагал ситуацию с точными деталями. Свобода человека зависела только от количества деталей в речи юриста.
Подводя итог, после того как вы вставили в свою презентацию всю необходимую информацию, сделайте ревизию еще раз и убедитесь, что все изложенные вами факты не «висят в воздухе», а изложены так, что они вызывают доверие у аудитории.
E — Emotions — Эмоции
Старайтесь вызвать у аудитории эмоции, воздействуйте на эмоциональный фон. Самая простая эмоция — это, конечно же, смех. Поищите смешные цитаты, шутки, подходящие анекдоты (интеллектуальные или не очень — по ситуации) и добавьте их в рассказ. Так вы и разрядите обстановку, и привлечёте аудиторию на эмоциональном уровне.
Самые сильные и трудно достижимые эмоции — это страх и слёзы. И если слёзы применимы скорее в социальной сфере или в искусстве, то страх вполне подойдет для рассказа в бизнес-среде. Конечно, не стоит сообщать, что во время выступления в зале работают двое снайперов, а вот рассказать владельцам бизнеса о перерасходе средств или дырах в безопасности можно очень даже эмоционально. И это обязательно сработает.
Впрочем, гениальные презентации делаются всегда немного «на грани». Если вы еще не видели, посмотрите презентацию Билла Гейтса о важности борьбы с малярией:
Вас интересует борьба с малярией? Если вы не живете в тропиках и не являетесь экстремальным путешественником, то сильно сомневаюсь. Если лень смотреть все видео, перемотайте до отметки 4:54 и посмотрите, как Билл Гейтс заставил всех в зале моментально «включиться» и задуматься об опасности этой болезни.
Итог: вызывать эмоции у людей непросто, но если вам удастся привнести их в презентацию, то вы точно перейдете на следующий уровень взаимодействия с аудиторией. Начните с шуток, а потом можете поэкспериментировать и с более сложными эмоциями.
S — Story — История
True Story Красной Шапочки в виде инфографики
Обязательно рассказывайте истории. Люди их обожают. Просто скажите аудитории: «Давайте отвлечемся, и я расскажу вам историю, которая со мной произошла». Взгляните в этот момент в зал, все глаза будет устремлены на вас в предвкушении и ожидании.
Однако не пытайтесь быть слишком креативными. Так, анализ фильмов-обладателей премии «Оскар» показывает, что награды берут всего 11 типов историй. А слишком необычные истории люди просто не воспринимают. Но вот рассказать историю по стандартному сценарию можно тысячей разных способов. И здесь ваш талант рассказчика непременно пригодится.
Кстати, известный писатель Курт Воннегут считал своим величайшим достижением не свои знаменитые книги, а способ визуализации типовых историй, вот вам 4 таких примера.
Это последний из наших принципов: если вы сможете вставить в свою презентацию истории из жизни, аудитория и развлечется, и лучше усвоит суть вашего сообщения. И как вы теперь знаете, если история будет содержать одну важную мысль, элементы неожиданности, конкретные факты и аудитория будет доверять вашим словам, то аудитория ваша.
SUCCESs
Если в вашей презентации выполнены хотя бы 2–3 принципа, вы уже обогнали конкурентов и загнали мамонта в яму (заинтересовали клиента или инвестора, завоевали внимание слушателей и т.п.), остальное зависит от вас и полезности вашей информации. Важно главное — слушатели вас запомнят. Кстати, вы заметили, что описанные принципы хороши не только для любого публичного выступления, но и для создания статьи или отчёта?
Обычно Дмитрий Изместьев заканчивает свою презентацию о презентациях тем, что показывает иллюстрацию для мнемонического запоминания, как сложилось слово SUCCES с ошибкой.
Обидно за последнюю маленькую S, да?
Но мы, слушая его, нашли последнюю букву s — и рекомендуем всем обязательно использовать этот седьмой принцип успешной презентации.
S — Smile — Улыбайтесь.
P.S.: Дмитрию в его открытиях и нам в познаниях помогала книга Чипа и Дэна Хит «Сделано, чтобы прилипать» (почему некоторые идеи живут, тогда как другие умирают). Обязательно найдите и прочитайте. К сожалению, пока она не переведена на русский язык, но это еще один повод доучить английский. Продублируем название книги на английском: Chip & Dan Heath «Made to stick».
Менеджер по связям с общественностью