Зачем нужен шаблон Render props в React?
Предисловие
Не часто приходится встречать людей, которые понимают зачем он нужен и ещё реже попадаются проекты, в которых его используют. А шаблон-то очень полезный!
В этой статье вы поймёте как он устроен, зачем он нужен и на примерах научитесь его правильно применять.
Как он устроен?
Главная смысл шаблона — передача в качестве props функции, которая будет принимать какие-то данные от дочернего компонента и отрисовывать их так, как будет указано в родительском.
Например:
const ParentComponent = () => {
return (
{text}
}
/>
);
};
const ChildComponent = ({ render }) => {
const text = "Hello World";
return {render(text)};
};
// Получаем такой код
Hello World
// В качестве названия рендер-пропса можно использовать
// любой текст. "render" в примере используется исключительно
// в целях удобства понимания.
На 4 строке видно, что переданный text из ChildComponent мы отрисовываем внутри тега, но это всего лишь наименьшая обёртка, сделанная для простоты примера. Мы можем манипулировать получаемыми данными как-угодно!
Например, добавить какой-то статический текст или стили:
const ParentComponent = () => {
return (
{
return (
{text}
Какое-то описание...
)
}}
/>
);
};
const ChildComponent = ({ render }) => {
const text = "Hello World";
return {render(text)};
};
// Получаем такой код
Hello World
Какое-то описание...
Зачем он нужен?
Как видно из примера выше, данный шаблон даёт нам больше гибкости в том, как мы можем отобразить содержимое нужного нам компонента.
Это может быть особенно удобным в тех случаях, когда у нас есть компонент с каким-то определённым UI и какой-то определённой «логикой» внутри, но на отдельных страницах его UI должен быть чуточку другим, а механизм работы должен остаться тем же.
Гипотетический пример
Для разминки сначала разберём простой гипотетический пример со счётчиком кликов.
У нас есть базовая «логика» в виде count, setCount и increment. И мы сразу прокидываем эту логику наружу к внешнему компоненту при помощи функции render:
const ClickCounter = ({ render }) => {
const [count, setCount] = useState(0);
const increment = () => setCount(count + 1);
return {render({ count, increment })}
};
Во внешнем компоненте мы эти данные получаем и отрисовываем любым удобным для нас образом:
(
Кастомный счётчик
Количество кликов: {count}
)}
/>
Реальные примеры
До этого мы рассматривали примеры только с обязательным пропсом render. Но мы также можем сделать его необязательным и отрисовывать какой-то UI по-умолчанию в том случае, если он не был передан. В следующих трёх примерах мы как раз рассмотрим этот подход.
1.
Рассмотрим вот такой компонент для отправки введённых значений. Он хранит в себе функции handleChange и handleSubmit для обработки данных, а также UI, который рендерится самостоятельно в том случае, если функция render не была передана внутрь, иначе данные пробрасываются наружу и могут быть отрендерены как-угодно компонентом выше.
const Form = ({ initialValues, render }) => {
const [values, setValues] = useState(initialValues);
const handleChange = (event) => {
const { name, value } = event.target;
setValues((previousValues) => ({ ...previousValues, [name]: value }));
};
const handleSubmit = (event) => {
event.preventDefault();
console.log("Отправленные значения", values);
};
if (render) {
return render({
values,
handleChange,
handleSubmit,
});
}
return (
);
};
Чтобы получить UI, который компонент предоставляет по-умолчанию, мы можем воспользоваться вот такой конструкцией:
Если нам понадобится кастомный UI, то мы можем воспользоваться пропсом render:
)}
/>
2.
Компонент пагинации по способу определения компонента аналогичен Form, но содержит другую «логику»:
const Pagination = ({ totalItems, itemsPerPage, render }) => {
const [currentPage, setCurrentPage] = useState(1);
const totalPages = Math.ceil(totalItems / itemsPerPage);
const goToPage = (page) => {
if (page >= 1 && page <= totalPages) {
setCurrentPage(page);
}
};
if (render) {
return render({ currentPage, totalPages, goToPage });
}
return (
Страница {currentPage} из {totalPages}
);
};
Определение компонента с UI, предоставляемым по-умолчанию:
Определение компонента с кастомным UI:
(
Кастомная пагинация
Страница {currentPage} из {totalPages}
)}
/>
3.
Компонент CopyToClipboard также аналогичен предыдущим двум по способу определения компонента, но содержит другую «логику» внутри:
const CopyToClipboard = ({ text, render }) => {
const [copied, setCopied] = useState(false);
const handleCopy = async () => {
try {
await navigator.clipboard.writeText(text);
setCopied(true);
setTimeout(() => setCopied(false), 2000);
} catch (error) {
console.error("Ошибка копирования текста:", error);
}
};
if (render) {
return render({ copied, handleCopy });
}
return (
Текст для копирования: {text}
);
}
Определение компонента с UI, предоставляемым по умолчанию:
Определение компонента с кастомным UI:
(
)}
/>
Render props VS Пользовательские хуки
Опытный разработчик скорее всего заметит, что данный подход очень похож на подход с использованием пользовательских хуков. И, да, так и есть, эти подходы имеют очень много общего.
Так, ClickCounter из примера выше, можно было бы переделать таким образом:
const useClickCounter = () => {
const [count, setCount] = useState(0);
const increment = () => setCount(count + 1);
return { count, increment };
};
И использовать вот так:
const SomeComponent = () => {
const { count, increment } = useClickCounter();
return (
Кастомный счётчик
Количество кликов: {count}
);
};
Но всё же, подходы не равны на 100% и у каждого есть как свои преимущества, так и недостатки.
Плюсы Render props:
Возможность неограниченного переиспользования логики компонента с другим UI без надобности создания клона компонента.
Компонент не перегружается теми UI, которые ему не нужны и используются только в единичных случаях.
Минусы Render props:
При использовании сложных или вложенных друг в друга Render props ухудшается читабельность кода.
Плюсы пользовательских хуков:
Возможность переиспользования «логики» между разными компонентами.
Плюсы пользовательских хуков:
В случае, когда на странице необходимо отрендерить большое количество однотипных элементов, но с небольшими различиями в UI, придётся для каждого создать отдельный компонент или под каждый такой блок кода сверху родительского компонента объявить пользовательский хук, что является нежелательным, так как каждое изменение состояния даже в одном из множества таких хуков будет вызывать перерендеринг всего компонента.
Итог
Как вы могли заметить из примеров выше, шаблон Render props — это очень полезная фича! Иногда её действительно можно использовать вместо пользовательских хуков, а иногда можно комбинировать вместе.