Зачем non-food магазинам нужна организация самообслуживания

_vaor2cp_c5w27ulbd3jprilpfo.jpeg

Почему системы самообслуживания внедряют не только продуктовые, но и non-food магазины? Сколько технологий самообслуживания эффективно проявляют себя в non-food сегменте? (Спойлер: три) Кому эти инновации не принесут пользу? На эти и другие вопросы ищите ответы в нашей статье.

Что такое non-food сегмент и почему в нём всё непросто


К non-food относятся ритейлеры, которые, как прозрачно намекает название сегмента, продают не продукты питания. За этим широким определением могут прятаться, например, магазины одежды, обуви, детских, строительных товаров, зоотоваров, бытовой техники, электроники, книжные магазины.

Чтобы не запутаться в этом многообразии, у non-food сегмента есть условная градация. Выделяют:

  • DIY (do it yourself, «сделай сам») — магазины товаров для строительства, ремонта;


  • БТиЭ — бытовая техника и электроника;


  • fashion — магазины одежды, обуви, аксессуаров;


  • beauty — косметика, парфюмерия;


  • drogerie — магазины, чей ассортимент представлен бытовой химией, средствами гигиены, хозтоварами, небольшим количеством парфюмерии и косметики. Он, по сути, объединяет beauty и household;


  • household — товары для дома.


Особняком стоят книжные, ювелирные, цветочные, мебельные магазины и магазины детских товаров.

Представителей non-food сегмента объединяет то, что их ассортимент в значительной степени состоит из продукции предварительного выбора (в отличие от food-сегмента). Такие товары покупатели выбирают вдумчиво, сравнивая с предложениями других магазинов. И ради них готовы мириться с неудобствами: например, запланировать специальную поездку в торговую точку, где нужный товар по выгодной цене точно есть в наличии.

В то же время приобретение одежды и бытовой техники перестаёт быть таким событием, каким это было раньше. Сейчас такие покупки совершают чаще и проще, поэтому борьба за клиента идёт не только на поле ассортимента и цен, но также и обслуживания, в том числе кассового.

Вопрос: как же быть? Проблему привлечения и удержания покупателей каждый ритейлер решает по-своему. Кто-то внедряет, развивает программы лояльности (об этом мы писали тут, тут и тут), кто-то регулярно проводит маркетинговые акции (рассказывали о них тут и тут), кто-то жаждет омниканальности (писали тут), а кто-то скрупулёзно работает над улучшением качества сервиса. Тем более, что планомерные старания в этом направлении идут рука об руку с оптимизацией расходов. И именно в этот момент ритейлеры задумываются о внедрении технологий самообслуживания.

Наибольшее распространение системы самообслуживания получили в продуктовых магазинах (писали об этом тут и тут). И, наверняка, вы сами неоднократно пользовались там Self-Checkout или становящейся сейчас модной технологией самостоятельного сканирования (Self Scanning).

zfi-dvh77_irxbeci3o8vorn5j4.jpeg

Но пришла пора расширить горизонты. Системы самообслуживания прекрасно вписываются и в условия non-food ритейла, решая такие поставленные бизнесом задачи, как:

  • сокращение очередей;


  • организация современных форматов обслуживания (в том числе для покупателей, предпочитающих минимизировать общение с персоналом) и повышение их качества;


  • перераспределение персонала;


  • гибкая работа с покупательским трафиком в течение дня и недели;


  • снижение операционных затрат.


Какие технологии самообслуживания наиболее применимы в non-food


Выделяют пять основных технологий самообслуживания, которые позволяют решить озвученные выше задачи. При этом у них нет логических ограничений, связанных с особенностями самого товара, работы с покупателями или способа продажи.

  • трансформируемая касса самообслуживания (2 в 1 — Self-Checkout + гибридная касса).


Но, как мы уже проспойлерили в самом начале статьи, в non-food сегменте наиболее применимы три из них — касса самообслуживания (Self-Checkout), раздельное сканирование (Scan&Pay) и самостоятельное сканирование (Self Scanning). Но это лишь основа, которую можно сочетать, получая множество эффективных вариантов.

Кассы самообслуживания (Self-Checkout) удобны для покупателей с небольшими корзинами и позволяют работать с короткими пиками трафика посетителей без увеличения числа кассиров. Также эта технология востребована среди людей, предпочитающих не общаться с персоналом торговой точки. А там, где применим Self-Checkout, почти везде может использоваться и трансформируемая касса.

mahtbzaxgbidwzvmyi57jzwu4t8.jpeg

Раздельное сканирование (Scan&Pay) позволяет существенно повысить пропускную способность кассовой линии и скорость обслуживания. В этом случае кассир становится сканировщиком, не тратя время на приём оплаты. А покупатели самостоятельно рассчитываются на терминалах оплаты.

Самостоятельное сканирование (Self Scanning) актуально, когда ритейлер хочет продемонстрировать покупателям лояльность и доверие. В этом случае он либо предлагает клиенту сканировать товары в торговом зале собственным мобильным устройством, установив на него приложение магазина. Либо авторизованным в программе лояльности клиентам выдаёт персональные сканеры (ТСД), оснащённые тем же приложением. После завершения сканирования человек может оплатить покупку на терминале оплаты или в мобильном приложении. Чтобы подтвердить факт оплаты, покупателю достаточно предъявить QR-код с чека или экрана мобильного устройства.

sevbh9mwmm6tbs9d-r1xiwiug5q.jpeg

Часто ритейлеры комбинируют разные технологии самообслуживания, используя их общую инфраструктуру.

Как внедряют технологии самообслуживания


Рассмотрим для примера строительный магазин. Зачастую подобные точки продаж посещают три категории покупателей:

  • те, кому нужно стихийно что-то докупить, например, перед поездкой на дачу. У таких покупателей, обычно мало товаров в корзине;


  • те, кто закупает много товаров, например, для ремонта в квартире;


  • профессиональные строители/прорабы, приобретающие товар в количествах, не предназначенных даже для грузовой тележки.


Для первой категории покупателей удобно организовать экспресс-зону с Self-Checkout. Тогда, держа в руках пачку шурупов и цветочный горшок, им не придётся стоять в очереди за людьми с полными тележками товаров.

Чтобы качественно обслужить вторую категорию посетителей магазина, разумно внедрить в нём систему раздельного сканирования. Оператор быстро отсканирует товары, которые потом нужно будет самостоятельно оплатить на терминале оплаты.

Третья категория покупателей отличается от предыдущих тем, что профессиональные строители закупают очень большой объём товаров и им редко нужна консультация. При этом они не планируют ничего складывать в тележку — таким клиентам требуется доставка заказа. Поэтому в данном случае логично предложить самостоятельное сканирование. Покупатель по образцам выбирает нужный товар, указывает его количество. А после оформления заказа доступна опция передачи товара в службу доставки.

Где самообслуживание не приживётся


Теперь поговорим о том, каким ритейлерам внедрение самообслуживания пока не стоит рекомендовать:

  • ювелирным магазинам, люксовым бутикам — их ассортимент не подходит для самообслуживания из соображений безопасности. Кроме того, клиенты таких магазинов, чаще всего, предпочитают персональное обслуживание;


  • магазинам, продающим трудно идентифицируемые и похожие товары. Например, точки продаж косметики и бытовой химии.


На какие грабли можно наступить при внедрении самообслуживания


Самая главная ошибка при внедрении технологий самообслуживания — отсутствие конкретных целей по использованию их преимуществ и представлений об ожидаемых результатах, которых нужно добиться.

Второе — упустить, что внедрение одной или нескольких систем самообслуживания потребует затрат на связанную инфраструктуру, введения новых требований к работе персонала и пересмотр существующих бизнес-процессов.

Третье — отсутствие плана по вовлечению покупателей в использование новых технологий:
плохая организация входной/выходной зоны, подсказок и буклетов о том, как воспользоваться системой и в чём её преимущества.

Для того, чтобы правильно подобрать наиболее эффективную технологию самообслуживания нужно проанализировать большой объём информации. Оценить количество чеков, товаров в них, трафик покупателей по дням и часам, распределение наличных и безналичных платежей, выявить пиковые нагрузки и рассчитать производительность целевой системы. Решение подобной задачи без опыта эксплуатации подобных систем и понимания их особенностей является сложной задачей. Поэтому важно найти грамотного интегратора, который её решит.

© Habrahabr.ru