Зачем и для кого мы делаем Слёрм Agile
За осень-зиму 2020 я поучаствовал в аджайл-трансформации во всех ролях и видах. Боль еще жива. Я собрал все шишки и сделал все ошибки, которые мог. Главная ошибка — самонадеянность, я почему-то решил, что с моим знанием психологии и опытом управления достаточно почитать про аджайл пару статей, и я смогу разобраться по ходу дела.
TL; DR
Я считаю, что ключ к нормальному переходу на аджайл — это квалифицированный заказчик. То есть собственник/директор/лидер, который понимает, зачем вообще ему нужен аджайл, знает разницу фреймворков, оценивает ресурсы и сроки, готов к кризисам и не надеется на «золотую пулю».
Второй элемент успеха — квалифицированный участник аджайл-команды, который понимает, зачем это все, зачем эти дейлики и ретро, зачем улучшать работающий процесс, чего ждать от скрам-мастера и почему вообще стоит слушать этого «восторженного дурачка», только тогда аджайл начинает работать.
Слёрм Аджайл — наша попытка готовить заказчиков и участников.
Первая ошибка, которую мы сделали, это кустарное внедрение. «Ну мы же понимаем аджайл, все читали манифест, кое-кто работал в аджайл-командах, давайте начнем с ежедневных стендапов, а там разберемся».
Здесь впервые встал вопрос обучения, но все курсы, которые попадались, готовили скрам-мастеров и требовали большого погружения. Первой по аджайлу пыталась работать команда менеджеров, и в ней не нашлось ни одного человека, у которого хватило бы сил и времени, чтобы отучиться на аджайл-коуча и стать им. Если честно, даже вопрос так не стоял. И мы решили справляться своими силами.
Просто за счет того, что мы каждый день слушали, что происходит в соседних отделах, мы начали правильно приоритизировать задачи, проталкивать застрявшие задачи, да и просто помогать друг другу.
Типичный пример — маркетинг стартует продажи нового курса, а юридический отдел не в курсе и не составил договор. И первые покупатели ждут три дня, пока им подготовят документы. Эти проблемы исчезли.
Но уже на третий спринт мы попали в жесточайший кризис: стендапы сперва превратились в отчеты о потраченном времени, а потом выродились в срач, где мы выясняли, почему кто-нибудь из коллег делает не то и не так.
Ужас в том, что никто не понимал, почему аджайл не работает. Что мы делаем не так? Что я делаю не так? Разбираться некогда, надо воевать.
Вторая ошибка — SCRUM в менеджменте. Скрам работает, когда у команды есть общая цель и совместное движение к ней. Например, мой отдел продаж и маркетинга работает по скраму, и у нас все хорошо. Допускаю, есть команды топ-менеджеров, кто может работать по скраму. Но для нашей команды топов скрам надо или сильно адаптировать, или менять на что-нибудь более подходящее.
Третья ошибка — базовое непонимание отдельных моментов. Мы начали пренебрегать ретро, потому что в пятницу вечером на него не оставалось сил. Мы упустили идею постоянной проверки новых гипотез. Мы часто теряли из виду ценности. Буквально, мы налаживали производство и не думали, производим ли мы ценность для клиента или работу ради работы.
Четвертая ошибка — работа со скептицизмом. Мы втягивали скептиков в аджайл, не понимая, что натыкаемся на самосбывающееся пророчество: скептики не верят в аджайл, соглашаются попробовать, но действуют так, что в лучшем случае аджайл-ритуалы превращаются в потерянное время. Я на печальном опыте понял известную истину: нельзя навязать аджайл. Чтобы убедить скептика, нужен аджайл-коуч с громадной харизмой, опытом, кучей доводов и кейсов. Такие коучи наперечет и стоят очень дорого.
Есть много других ошибок, про каждую из которых можно написать отдельную статью:
— ошибки планирования спринта и желание впихнуть в спринт побольше;
— работа без скрам-мастера и вообще неправильное понимание ролей;
— перегрузка отдельных сотрудников;
— ошибки анализа результатов спринта.
Вывод
Аджайл в моей команде приносит мне результат и удовольствие, потому что я получил много опыта на неудачных экспериментах. И это было долго, дорого и больно.
Потом я поработал с Мариной Алекс и попросил ее провести Слёрм Аджайл. На нем будет все то, что давалось мне кровью и потом, только за 3 дня, на учебных задачах и по фиксированной цене.
Слёрм Аджайл пройдет 27–29 февраля в Москве. Регистрация здесь.