Зачем бизнесу игры и при чем тут ЕРАМ

В 2015 году к ЕРАМ присоединилась геймдев-студия Signus Labs. Внутри ЕРАМ она стала подразделением Virtual Reality, Augmented Reality and Game Experience Delivery. Там разрабатывают игровые решения для бизнеса.

Зачем корпорациям клиенты-игроки, что за игры делают в ЕРАМ и как устроена работа геймдизайнеров и VR/AR-разработчиков?

59cbc6f74f2f4091806664.gif


Лет тридцать назад, когда компьютерные игры только появились, считалось, что геймеры — сплошь маргинальные подростки с красными глазами. Время шло, технологии совершенствовались, игры от них не отставали. Трехмерная графика сменила двухмерную, появились шутеры от первого лица, из консолей игры перекочевали на персональные компьютеры, а оттуда — в мобильные гаджеты. На двухтысячные пришелся бум казуальных игр — тех самых, в которые играют на телефонах и в соцсетях. Для казуальных игр не нужны ни усидчивость, ни особые навыки — только смартфон или браузер и пара минут, которые нечем занять. Не удивительно, что в игры теперь играют не только подростки: разбивать конфеты в Candy Crush понравилось и их мамам, и бабушкам. Причем понравилось настолько сильно, что теперь традиционный бизнес привлекает их с помощью этих самых игр.

Павел, менеджер подразделения:

Для ЕРАМ смысл игровых технологий не в том, чтобы разрабатывать игры как таковые. Мы делаем много решений на игровом инструментарии: Unity-программисты делают 3D, дополненную и виртуальную реальность, но это игры для бизнеса.

В XXI веке мы пришли в постиндустриальное общество, где люди больше не покупают товары, услуги или функции. Теперь они покупают истории, образы, впечатления и игру. Этот новый для традиционной индустрии опыт работы с аудиторией, а мы в геймдеве хорошо научились этому за последние 30 лет. Мы берем готовые технологии и механики геймдева, — 3D-визуализацию, AR, VR, геймификацию — и перекладываем на традиционный бизнес. Вот зачем мы здесь.

Всё начинается с геймдизайна


Геймдизайнеры — это те же UX-дизайнеры, которые имеют дело со структурой игры, а не с ее внешним видом. Они знают, как увеличить конверсию, вернуть и удержать покупателей — и всё это с помощью геймификации, виртуальной и дополненной реальности. Геймдизайнеры понимают, как устроены игры, разбираются в их психологических основах и игровых механиках и по складу ума похожи скорее на инженеров, чем на художников.

Мария, геймдизайнер:

Нашим клиентам мы часто предлагаем игры по принципу free to play — в такие можно играть бесплатно и при желании пользоваться платными опциями. В обычных играх дополнительное здоровье или золото покупают с банковских карт или онлайн-кошельков. В нашем случае платные опции открываются игроку, если он пользуется услугами нашего клиента или покупает его товар.

Есть много способов мотивировать людей совершать ожидаемые действия. Чаще всего мы давим на стремление развиваться, выражать себя творчески и самое простое, но важное — просто оформляем задачу и условия ее выполнения. Удивительно, но это работает. Мы словно говорим игроку: «Слабо?» — и тут он теряет бдительность и хочет проверить, способен ли выполнить миссию за тридцать ходов. Он возвращается, вновь и вновь пробует пройти уровень и заодно контактирует с брендом нашего клиента. Еще люди любят испытывать удачу. На этом основана наша концепция мобильного приложения для банков, которое увеличивает количество транзакций по карте. В приложении иконка сундука, а в cундуке — приз от банка. Сундук открывается виртуальным ключом, и каждая транзакция по карте дает шанс получить этот ключ. Обычно людям всё равно, чем платить: картой или наличными. Мы даем им повод выбрать карту, чтобы выиграть приз, пускай и небольшой.

Геймификация не только возвращает и удерживает клиентов — еще она хороша для подбора и мотивации персонала. Например, мы делали проект геймификации для соискателей вакансий в одной компании. Мы хотели, чтобы кандидаты присылали компании как можно больше информации о себе: не только резюме, но и фотографии, рекомендательные письма. За каждый шаг пользователь получал баллы и мог увидеть, сколько очков заработали лидеры.

Владимир, геймдизайнер:

Первостепенная задача геймдизайнера — решить, как игрок играет. Это для нас (геймдизайнеров) важнее и графики, и математики, и чего бы то ни было еще. Например, это мы решаем, как игрок восстанавливает здоровье в шутере и сколько опыта получает за прохождение уровня; придумываем для пользователей миссии, уровни и переходы между ними. Для приложений дополненной и виртуальной реальности геймдизайнеры помогают разрабатывать пользовательский интерфейс.

В основе любых игровых приложений лежат общие базовые принципы. В виртуальной и дополненной реальности нужно решать те же задачи, что и в крупных (да и вообще в любых) играх.

По моему опыту, основной задачей VR- и AR-приложений является визуальное представление информации в новом формате, который может открыть пользователю до этого неизведанные возможности взаимодействия с контентом. Мы помогаем бизнесу ошеломить потенциального клиента, вызвать у него эмоциональный отклик, а значит — превратить его из потенциального клиента в настоящего. Хотя иногда VR- и AR-функционал нужен, чтобы решать весьма специфические задачи.

59cbca9491aab599654508.jpeg

Мы разработали приложение для шлема виртуальной реальности HTC Vive для одного из наших заказчиков. Оно обучает новых сотрудников пользоваться оборудованием на нефтяных вышках. Казалось бы, обучающее приложение, но в нем мы решали чисто игровые задачи. Например, в реальном мире приборы находятся далеко друг от друга. Нам нужно было сделать так, чтобы пользователь не блуждал по виртуальной реальности в поисках незнакомых машин и быстро знакомился с оборудованием. Это классический случай левел-дизайна: каждый новый прибор и новая точка на карте — это переход на следующий уровень. Еще одна задача — увлечь пользователя: мотивированный человек справится с обучением быстрее, чем человек скучающий. Поэтому бизнесу выгодно делать обучение интересным, и это уже история про геймификацию. Даже простой индикатор выполнения добавляет азарта и мотивирует на достижение результата. Когда пользователь видит на экране »0/19», он понимает, что ему нужно пройти 19 точек, и воспринимает это как игровую миссию. Геймификация идет на пользу всем: сотруднику нравится учиться, а бизнес быстрее получает сотрудника, готового к работе.

VR — это постоянные эксперименты и поиск правильной метафоры


Разработка виртуальной и дополненной реальности — главный фокус подразделения. Это перспективное направление, и клиенты интересуются им всё чаще.

Георгий, VR-разработчик:

В разработке AR- и VR-приложений надо уметь экспериментировать: пока виртуальная и дополненная реальности изучены плохо. К техническим проблемам, которые периодически нужно решать, добавляется недопонимание, в каких областях можно использовать AR и VR (иногда в самых неожиданных). Например, у нас был проект для одного из заказчиков-военного музея — VR-тур вокруг затонувшего корабля. Кстати, для него мы сами написали шейдеры — программы для отображения материалов. Для этого пришлось вспомнить математику (в основном тригонометрию и перемножение матриц).

Богатое поле для экспериментов — пользовательский интерфейс. Для виртуальной реальности UI в привычном понимании как будто бы не нужен. Ты должен видеть мир вокруг себя, а стандартный интерфейс разрушает цельную картину. Какой смысл читать текст в 3D? Куда лучше будет перенести UI в подходящую 3D-форму. Условно, вместо того чтобы рисовать индикатор здоровья стандартным сердечком в правом верхнем углу экрана, в VR можно перенести его на солнце. Чем меньше остается здоровья, тем больше солнечный круг заполняется черным, и наоборот. Вот это уже подходящий интерфейс для VR.

Я верю, что у виртуальной реальности большой потенциал, хотя пока ее перспективы весьма туманны. Предсказанного VR-бума в играх пока не произошло. Возможно, раньше VR «выстрелит» для бизнеса: презентации с VR, особенно если добавить в них взаимодействие, производят wow-эффект.

Полезное решение — это интересное решение


В XXI веке бизнес и игра неожиданно перестали быть взаимоисключающими понятиями. Игры перешли на службу к бизнесу. Теперь они помогают ему завоевывать лояльность клиентов и мотивировать сотрудников. Оказалось, что в игру можно превратить что угодно: и покупку, и обучение, и даже поиск новой работы, –, а главное, бизнес к этому готов.

© Habrahabr.ru