YouTube Heroes — настоящий праздник для «вахтера»
Наверняка, многие обитающие в сети последние 10–15 лет сталкивались с понятием «вахтера». Определение было привнесено из реальной жизни, где «вахтеры» по образу жизни, а не по профессии, встречаются весьма часто.
Это бдительная бабушка, страдающая манией преследования и старческим маразмом, которая через глазок двери контролирует любой шаг соседей по лестничной клетке и строчит заявления участковому. Или одинокая соседка, которая за чуть громче включенную музыку посреди дня уже на следующие сутки превратит вас для всего дома в дебошира и наркомана. Маразматичный председатель ТСЖ, который требует десяток ненужных справок и писем, а вообще, у него обед. Прочие примеры можно придумать самостоятельно, у каждого есть в своей практике что-то похожее.
Сильнее всего «вахтерство» как «life style» ощущается, все же, в сети. «В интернете кто-то не прав» — уже легендарное изречение. Бесконечный поток жалоб, выискивание лазеек в правилах ресурсов для того, чтобы покарать неугодных тебе людей, да и просто постоянное недовольство окружающими — типичный признак «вахтерства».
Это явление здравомыслящие люди не любят и отрицают. Постоянный надзор, давление и «кляузы» со стороны «вахтеров» не дают права на ошибку и просто раздражают, вызывают ненависть и нетерпимость в любом интернет-сообществе. Здравомыслящая администрация стремится пресекать развитие «вахтерства» на своем ресурсе, оставляя за собой единоличное право решать, кто достоин наказания, а кто нет.
Но не YouTube. На днях видео-сервис анонсировал новый функционал — YouTube Heroes, который идеально подходит именно вышеупомянутым «вахтерам».
Но для начала поговорим о том, как YouTube модерировал контент раньше.
В апреле этого года The Verge подготовил большой материал, в том числе и о работе модераторов в YouTube (кроме этого в статье рассказывается о модераторах Facebook и Reddit). СПП YouTube еще в бытность ресурса стартапом, до покупки их Google, назвали SQUAD (Safety, Quality, and User Advocacy Department). На старте штат составлял всего 10 человек, которые следили за соблюдением правил и контентным наполнением ресурса пользователями. Google не стала упразднять это понятие, и SQUAD продолжил свою работу в качестве службы поддержки пользователей и далее.
Работа в поддержке далеко не для слабонервных. Постоянные столкновения с агрессией, неприличным и жестоким контентом выбивают из колеи впечатлительных сотрудников и приводят к изменению сознания и психологическим травмам. Кто-то может абстрагироваться от работы и не «тащить ее домой», но то, что Google нанимала для модераторов YouTube психотерапевтов, чтобы они могли справиться со стрессом — факт.
С момента взрывного роста YouTube в 2006 году, когда было загружено более 100 млн роликов, администрация столкнулась с проблемой содержания контента. Любительское и профессиональное порно — доминирующее нарушение до сих пор. Ко всему этому добавляются ролики убийств, избиений, преступлений, жестокого обращения с детьми и животными, и значительную часть всего этого проверяли и проверяют сотрудники SQUAD.
Наличие официальных модераторов на YouTube дает компании Google возможность формировать повестку дня и влиять на общественное мнение. Например, припустить тот или иной ролик резонансного события (убийства или беспорядков), или удалить его. От модераторов зависит, что увидит мир, а что — нет.
Значительная часть нагрузки с людей была снята после запуска автоматической программы проверки контента. В первую очередь она предназначалась для правообладателей, чтобы удалять ролики, нарушающие авторское право, как в автоматическом режиме, так и по заявительному принципу со стороны держателя прав.
Но эффективно выявлять контент с неподобающим содержанием до сих пор могут только люди. И до последнего времени этим занимались официальные модераторы YouTube.
Определенную долю скепсиса вызывает уже само название запущенного на YouTube проекта. Конечно, для некоторых доносчики могут и быть героями, но в цивилизованном обществе «вахтерство» и массовые жалобы не приветствуются. Потому что во всех крупных структурах есть административный аппарат, который без посторонней помощи должен быть способен рассудить, что приемлемо, а что нет.
Проект YouTube Heroes предлагает всем пользователям YouTube принять участие в модерации контента. И если ранее это была просто кнопка «жалоба», то теперь ресурс выстраивает целую иерархию вокруг данного процесса и предлагает не просто «быть бдительными», но и зарабатывать на репортах какие-то баллы, продвигаться по «карьерной лестнице вахтера» и как главный приз — в итоге попасть на специальную вечеринку для таких же «героев».
Собственно, сам видео-анонс данного проекта от команды YouTube:
Work Hard!
По ходу ролика пользователям предлагают «засучить рукава» и поработать на благо любимого ресурса в качестве добровольных помощников модераторов. И если стартовый призыв в добавлении описаний и субтитров к видео на первый взгляд выглядит вполне разумно (собственно, почему и нет?), то далее начинается истинный карнавал, которого интернет не видел давно.
Давайте поэтапно разберем все предложения со стороны YouTube в рамках программы YouTube Heroes.
Репорт «неприятных» видео
Ну, тут никакого нового функционала. Кнопка «жалоба» была на YouTube и раньше. Основная проблема заключается в том, что с ростом числа подобных жалоб будет расти статус человека, ставшего на путь «вахтера».
Поработав в качестве автора субтитров, комментатора и «бдительного гражданина», пользователь-«вахтер» перейдет на первый уровень и станет «героем ютуба».
До последней недели словосочетание «Герой Ютуба» имело несколько иное значение и окрас, что придает всей истории с проектом видеохостинга некий гротеск и налет маразма, во всяком случае, для русскоязычной аудитории. Прижилось ли это определение в других уголках интернета автору, к сожалению, не известно.
Но вернемся к нашим баранам «героям». Став «героем ютуба» пользователь получит некоторую толику власти, к которой так рвутся люди-«вахтеры» по всему миру.
Как только пользователь становится «Героем», у него появляется доступ к внутреннему лепрозорию инструментарию для совместной работы с такими же, как и он сам.
Также ресурс предлагает эксклюзивные тренинги (по модерированию контента?) и живое видеообщение с другими «героями».
Если предыдущие два «уровня героев» — это просто работа с сообществом и, по большому случаю, формирование лояльного к правилам площадки костяка комьюнити, то третий «уровень героя» вызывает настоящие опасения.
Что подразумевают под «Super tools» и почему именно этот пункт вызвал столь резкую реакцию сообщества?
YouTube предлагает дойти до третьей ступени «геройства» и получить функционал массового репорта видео и поставить данный процесс на поток.
О том, будут ли эти жалобы рассматриваться в привилегированном порядке, или же у «героев» будет некоторый кредит доверия, в рамках которого контент будет блокироваться, сниматься с программы монетизации (которая и так была недавно ужесточена) или удаляться, компания умалчивает.
Сам факт увеличения потока жалоб еще ни одной СПП не помогал. В ситуации одноуровневого взаимодействия между пользователем и администрацией, контент должен быть по-настоящему вызывающим и раздражительным для того, чтобы пользователь воспользовался формой обратной связи и сообщил о нарушении.
Создание же системы поощрения за репорт нарушения, это путь, которого все СПП стараются избежать любыми способами. Потому что желание получить какие-либо преимущества над другими пользователями приводят к появлению «персонажей» (иначе этих людей не назвать), которые будут подводить под пункты правил все, до чего смогут дотянуться. Даже когда несоответствие правилам лишь формально, а по факту наказывать не за что.
Именно этот пункт стал одной из причин резко негативной реакции сообщества на программу YouTube Heroes. На 26 сентября рейтинг официального видео весьма показателен. Его посмотрели уже более 2,4 млн раз. Чуть более 20 000 пользователям программа понравилась, еще более 700 000 — нет:
Еще одной проблемой, кроме необоснованных жалоб из-за малейших нарушений, может стать вандализм.
Как известно, вандалы весьма изобретательны, особенно интернет-вандалы. Википедия годами борется с изменением публикаций, доверяя проверенным пользователям и внутренним модераторам решать, стоит ли закрепить версию статьи или нет. В случае YouTube Heroes можно столкнуться с банально недобросовестной конкуренцией, когда «герои» будут на заказ или из личных побуждений ущемлять неугодных им авторов контента.
Также не стоит исключать и вандалов-анархистов и действующих по собственным убеждениям, к которым можно причислить, например, коммьюнити имиджборд. Они достаточно часто устраивают «рейды», атаки и травлю отдельных личностей, а с появлением возможности «заработать» себе на «кнопки» в рамках программы YouTube Heroes их влияние на контентное наполнение ресурса может стать весьма заметным.
С критикой YouTube Heroes уже выступил ряд видеоблогеров. Наиболее заметный демарш устроил популярный англоязычный летсплейщик Феликс PewDiePie Чельберг. Его видео посмотрело уже 3,1 млн человек, а одобрило более 218 000 (абсолютное большинство):
В самом ролике Феликс наглядно показывает способы вандализма еще на начальном этапе (редактирование субтитров) и в целом относится к проекту весьма скептически.
В рамках этого же видео другие создатели популярного контента на YouTube, дуэт Fine Bros, назвали нововведения «подавляющими».
Их можно понять, ведь до этого момента даже сами авторы ролика имели весьма ограниченные права в плане модерирования собственного контента и комментариев к нему. Единственным доступным им решением по последнему вопросу было отключение комментариев к опубликованному видео вовсе. Все остальное оставалось на усмотрение администрации.
На Reddit прошло достаточно бурное обсуждение данного нововведения от YouTube. ТС очень метко заметил, что ресурс создает собственный отряд «полицаев» и мечту для SJW (Social Justice Warriors, расширенный аналог наших «вахтеров»).
Там же указали, что потенциальный «герой» это:
- Человек, у которого достаточно свободного времени для просмотра десятков видео и целенаправленного выискивания нарушающего правила контента;
- Из пункта №1 следует, что скорее всего, это будет человек «обиженный» на мир, плюс безработный.
Никого не напоминает по описанию?
Но если оставить в стороне вопрос доступности подобного функционала для широких масс и получения привилегированного положения без жесткого отбора по персональным качествам, мы увидим, что YouTube пытается переложить проблему модерирования видеоконтента, субтитров и комментариев на плечи пользователей, при этом, не потратив ни гроша.
Даже если вы станете «героем» высшего ранга, вы получите подачки в виде возможности общаться с официальными модераторами вживую, участия в бета-тестировании новых решений YouTube (вы вдумайтесь, чтобы побыть бета-тестером в 2016 году придется еще и поработать!) и какого-то эфемерного «корпоратива» под названием Heroes Summit.
Чего хотели добиться в YouTube данной программой? Увеличения вовлеченности сообщества в плане работы над контентом? Проблем с количеством контента у YouTube нет, есть проблема качества и систем поощрения, ведь по данным видеоблогеров того же российского сегмента YouTube, отчисления за просмотры роликов невероятно малы (одна из причин рекламы сторонних сервисов и проектов в самом видеоряде).
Создание механизма саморегуляции сообщества?
Это может быть справедливо для таких ресурсов как Хабр и Geektimes, как Лепра, где изначально существовала система инвайтов и закрытая иерархическая структура. Где каждый пользователь наделялся правами другими участниками сообщества в зависимости от своих заслуг.
Выдача же «кнопок» всем подряд за определенные не самые сложные действия — как раздача боевых гранат на улице. Никогда не знаешь, вручил ты ее адекватному человеку или психопату.