音MAD (otoMAD) — безумие или искусство?

c3434f07402ba2696bc67012f96deac9.jpg

Интервью c авторами «The Glorious Octagon of Destiny», восьмиминутного ролика, на создание которого ушло почти два года. В производстве видео принимало участие около тридцати человек. Ролик является качественным образчиком otoMAD-культуры, набирающей мировую популярность.

Привет! Расскажи, что такое otoMAD? Какие особенности отличают этот жанр видео?

MMaker: «Я думаю, otoMAD, вероятно, может быть классифицирован как «ремиксовый» жанр видео, но самое большое отличие otoMAD от остальных ремиксов в том, что большая часть исходного контента (аудио и видео) не делается с нуля, а берётся из уже существующего.
Идея состоит в том, чтобы увидеть, насколько можно использовать оригинальный материал, чтобы сделать из него что-то креативное. Существует масса разных стилей otoMAD, и у каждого автора свой вкус, но в конце концов все они, как правило, имеют некие общие паттерны.»

SafNine: «По моему мнению, особенностью жанра otoMAD является то, насколько креативными могут быть авторы, редактируя источники, чтобы создать красивую, гармоничную музыку и анимацию. Поскольку мы делаем это исключительно из энтузиазма, а не за деньги, мы можем быть настолько креативными, насколько захотим. Полная свобода творчества!»

Marlon: «Я бы описал это как ремикс уже существующего видеоконтента с музыкой, которая (обычно) также берется из существующего источника. Поскольку есть много разных стилей otoMAD, трудно дать конкретное определение. В целом, почти все такие видео используют сдвиг высоты тона и смешивание фонем/слов в качестве основных техник.»

В чем разница между MAD, otoMAD, YTPMV?

MMaker: «Выбор стилистики и регион происхождения в первую очередь (YTPMV — западные, а MAD — восточные), но это может вызывать споры, поскольку одно и то же видео может быть определено разными людьми как относящееся как к «YTPMV», так и к «otoMAD».
В основном, различия сводятся к выбору исходников, otoMAD, как правило, более акцентирован на визуальное содержание, тогда как YTPMV делает фокус на создании кавера на песню с меньшим вниманием к графике.
Коллаборация «The Glorious Octagon of Destiny» рассматривается сообществом как гибрид между otoMAD и YTPMV, поскольку Octagon основан на западных источниках. Но, поскольку коллаборация испытала сильное японское влияние в стилистическом плане, то, по моему мнению, большинство участников считают, что они сделали otoMAD, а не YTPMV.
Отличие между MAD и otoMAD — в стилистике аудио. В MAD, как правило, звук никак не редактируется, а просто подбирается визуальный ряд под существующий трек. В otoMAD же музыка ремиксуется.»

SafNine: «MAD известен на Западе как AMV. Это аниме-сцены, отредактированные под музыку. OtoMAD отличается от MAD большей динамичностью, большим использованием монтажа, спецэффектов, а также редактированием музыки. Жанр otoMAD наиболее популярен в Восточной Азии, особенно в Японии, где он и возник. Даже если автор otoMAD не из Японии, то, как правило, он будет использовать источники, которые были впервые использованы в Японии, такие, как, например, музыка из серии игр Touhou Project или «Gachimuchi рестлинг-видео (NSFW!)».
OtoMAD возник на NicoNicoDouga, а YTPMV — на YouTube. Эти жанры схожи между собой, но otoMAD характеризуется использованием японского контента, а также, на мой взгляд, более качественным исполнением видео и аудио.»

Marlon: «На мой взгляд, otoMAD и YTPMV это одно и то же, хотя со мной могут поспорить, сказав, что эти жанры отличаются своими стилями. Возможно, раньше так и было, но за годы оба этих жанра испытали сильное взаимовлияние, и теперь между ними сложно провести чёткую границу. Основное отличие в том, что один из них появился в Японии, а другой — на Западе.»

Я попытался определить признаки, по которым можно узнать видео в стиле otoMAD:
— набор часто используемых треков и/или ремиксов (
RED ZONE, Evans, саундтреки из популярных в Японии игр/франшиз: Touhou Project, Mario, Kirby, Undertale, и т.д.);
— важна синхронизация визуального ряда с битом фоновой музыки;
— набор часто используемых видеоисточников (аниме, японская реклама, и т.д.)
Так ли это?

MMaker: «Да, всё верно. Частым приёмом является стилизация видео под оригинальный клип фоновой музыки. Если играет «Dance Robot Dance», видео будет стилизовано под клип этого трека, а также стилизация/пародирование аниме-опенингов. Авторы также часто делают шутки/стилизации на основе других видеороликов, например, когда играет Big Blue, в середине визуальный ряд переключается (NSFW!) на Inmu (NSFW!), или когда играет RED ZONE, во время «хоровой части» видео делится пополам, причём в одной половине «играет» соло, в другой — бас. Иногда мы также упоминаем конкретное видео с целью выразить уважение автору.»

SafNine: «Часто используемыми источниками являются Gachimuchi, «Улица Сезам: Джек Блэк объясняет восьмиугольник», реклама Old Spice c Терри Крюсом, «Кухонный ствол» (скетч из Шоу Питера Серафиновича), и т.д.»

Marlon: «Да, люди склонны использовать знакомые/известные материалы, это касается как видео, так и аудио. Часто песня связана с каким-либо спецэффектом. Сообществу нравится переиспользовать оригинальный монтаж, придавая ему собственный вид или используя другой источник, отдавая таким образом дань уважения автору.
Что-то похожее есть и с видео-исходниками, с которыми тоже связаны определённые шутки. Посмотрев достаточно видео, вы начнёте их узнавать. Особенно популярные исходные видео формируют собственные направления otoMAD, например, Gachimuchi, Cookie☆, Inmu.
Мы любим следовать определенным трендам, но, я думаю, otoMAD больше определяется стилем редактирования. Есть много видео, в которых используются непонятные видео- и аудиоматериалы, но, я думаю, они всё ещё могут быть классифицированы как otoMAD.»

Какова история otoMAD? Как ты узнал об этом и начал делать ролики?

MMaker: «Жанр otoMAD имеет длинную историю, но большая проблема в том, что она на японском языке. И даже на нём она, как правило, передаётся из уст в уста, как и история YTPMV. Сейчас мало кто занимается переводом, раньше у NicoNicoDouga была английская версия, но они отказались от неё из-за отсутствия интереса.
Впервые я увидел перезалитые на YouTube MAD несколько лет назад, но не разбирался в них до тех пор, пока не посмотрел несколько видео MowtenDoo, который с Запада и считает себя автором otoMAD. После этого я стал делать видео в стиле YTPMV, но сейчас больше сместился в стиль otoMAD.»

Marlon: «Я слабо знаком с историей otoMAD. Я увлёкся этим много лет назад, когда смотрел YouTube в 2007–2008 годах, и видел там ранние YTPMV и перезалитые с NicoNicoDouga otoMAD. Сначала я увлекался YTP, но затем переключился на YTPMV.
Своё первое видео я смонтировал ещё в 2009 году , когда мне было 12 лет, и я совершенно не понимал, что делаю.
Но я продолжал делать ролики, и постепенно они становились лучше и лучше, а также знакомился с сообществом. За это время мой стиль изменился, и я стал больше интересоваться otoMAD примерно с 2015 года, в основном из-за интереса к Gachimuchi в то время.»

Расскажи подробнее о производстве ролика «The Glorious Octagon of Destiny». Сколько времени это заняло, сколько человек участвовало? Насколько сложно сделать такое видео? Какое программное обеспечение использовалось?

MMaker: «Изначально мы планировали сделать это видео за 6 месяцев, но в итоге производство заняло 2 года. Так как мы занимаемся этим в свободное время, сроки премьеры могут откладываться.
Участвовало около трёх десятков человек, участники выбираются из тех, кого мы знаем, что они хороши в своём деле, талантливы, креативны, знакомы с исходником и т.д. Почти все участники знают друг друга годами. У нас не было какой-то «формы подачи заявки на участие» или типа того. Если вы монтируете ролики, вы, как правило, заводите связи с другими авторами, и таким образом попадаете в подобные коллаборации.
Софт может сильно различаться, но в основном мы используем REAPER для аудио и Adobe After Effects для визуальных эффектов. Многие создатели YTPMV используют Vegas как для аудио, так и для видео, а японцы обычно пользуются REAPER для аудио и AviUtl для визуальных эффектов.
Видео разбито на отрезки, на каждый назначается своя команда, обычно это два человека — один работает с видео, другой с аудио. Мы много общаемся, что гарантирует то, что конечный результат будет выглядеть органично и отрывки будут плавно переходить от одного к другому. А затем отрывки сводятся вместе. Этим я и занимался в том числе. Также я был главным организатором проекта.»

SafNine: «Я работал над визуальной частью одного из отрывков. С момента, когда меня пригласили в 2018 году, и премьеры видео в 2019, я работал около года. Но, разумеется, это не был год непрерывной работы, поэтому у меня было время попробовать новый софт и идеи. Но наша коллаборация — особенный случай, так как это последнее видео в серии, обычно это не занимает столько времени.»

Marlon: «Основная часть работы была сделана в последние несколько месяцев.
Сделать видео такого уровня довольно сложно, но большинство участников уже имели такой опыт.
Вот краткое описание производственного процесса:
— руководители проекта составляют список треков, на которые они хотят сделать видео;
— в сообществе ищутся добровольцы для участия;
— делается саундтрек (в нашем проекте его сделал NOMA);
— каждому назначаются роли (редактирование видео/аудио или всего вместе);
— убеждаемся в том, что у каждого есть план работы и помогаем друг другу, если необходимо;
— производство аудио сопровождается производством видео;
— затем всё собирается вместе.
Это большой труд, отнимающий много времени. Я был одним из руководителей проекта, помогал с такими вещами, как выбор музыки и назначение участников, а также немного помогал им, ещё редактировал несколько отрывков видео и аудио.»

Что посоветуешь для начала ознакомления с otoMAD? Желательно что-то понятное для западного/европейского менталитета. SFW, конечно.

SafNine: «Для новичков я бы советовал сборники otoMAD, поскольку они содержат большое разнообразие, так как много участников создают для них визуальные и звуковые эффекты. Я бы порекомендовал эти, поскольку они хорошо сделаны и не содержат исходников NSFW:
— The Glorious Octagon of Destiny;
— Muscular Wonders — Terry Crews' Greatest Hits;
— Kitchen Gun — 3 Shots Of Derek Bum;
-【Collaboration】Gabe Newell Birthday Extravaganza.
Начните с этих, а дальше всё сделают алгоритмы YouTube. Нужна хорошая акустика или наушники, иначе вы не оцените уровень качества обработки звука.»

Что тебя вдохновляет при создании роликов?

MMaker: «В основном это видео других авторов, и я думаю, что это относится ко многим людям, все сообщество живет своего рода бесконечным циклом обратной связи, что на самом деле довольно приятно.
Кроме того, меня лично вдохновляют многие японские художники по анимационной графике, а также мои собственные интересы в целом. Я работаю программистом на своей повседневной работе, поэтому меня, естественно, интересуют многие технические аспекты создания видео и визуальных эффектов, поэтому эти аспекты иногда находят отражение в моей работе.»

Marlon: «Разные вещи. В зависимости от того, над чем я работаю, я смотрю на песню, над которой я работаю, и придумываю способы включить ее в визуальные эффекты. Я также часто смотрю на другие понравившиеся мне otoMAD в качестве справочника.»

MajorMilk: «Я художник, и рассматриваю видео как ещё один способ самовыражения.»

Твоя работа связана с видео? Как ты этому научился?

MMaker: «Нет, моя работа с этим не связана, я сам учился редактировать. Я не проходил какого-то специального обучения».

SafNine: «Создание анимированной графики для меня — просто хобби. На создание своих otoMAD меня сподвигли другие видео в Интернете, поэтому я изучил Adobe After Effects.
Освоить софт проще, чем развить хорошее чувство стиля. Я думаю, что это верно как для создания видео, так и для аудио.
Изучая работы других людей и получая отзывы о своей работе, вы разовьете навыки, чтобы ваши визуальные и звуковые эффекты выглядели хорошо. Важно быть частью сообщества otoMAD/YTPMV, оно поможет.»

Можно ли считать otoMAD видом искусства?

MMaker: «Я бы сказал, да, это ещё одна форма ремиксов, которые являются искусством. Но пока это скорее локальный японский феномен, где он пользуется наибольшей популярностью.»

SafNine: «Да. Однажды я показал несколько otoMAD-видео другу и он назвал их постмодернистским искусством.»

MajorMilk: «Это форма преобразующего искусства. Вы берете исходный материал и модифицируете его достаточно, чтобы создать что-то новое. Это также делает нас очень уязвимыми для жалоб на нарушение авторских прав.»

Нужно ли знать японский язык, чтобы понимать юмор/мемы в надписях/фразах?

MMaker: «Не всегда, зависит от конкретного видео. Во многих видео есть просто визуальные приколы, но во многих из них также есть шутки в аудио/диалогах, и, конечно, желательно их понимать. Но, конечно, незнание японского не помешает наслаждаться непосредственно визуальной частью/музыкой»

MajorMilk: «Желательно иметь базовые знания. Например, уметь читать катакану/хирагану. Это улучшает восприятие, и, я думаю, это важно. Как смотреть фильм. Обычно у этих видео есть какой-то «сюжет», связанный со способом создания звука, много предложений «пропевается» под музыку.»

Есть ли примеры «русского otoMAD» или otoMAD с русскоязычными исходниками?

SafNine: «Есть авторы otoMAD из России, но они, как правило, пользуются общепринятыми (японскими) исходниками. А видео с исходниками на русском языке я почти не встречал, кроме что разве этого (на самом деле, украинское — прим. ред.) хотя, например, музыка из «Тетриса» является довольно популярной, в некоторых сборниках встречаются визуальные отсылки к России».

© Habrahabr.ru