Workshop: полезные техники для командного взаимодействия

Привет, Хабр! Меня зовут Дмитрий Мясников, я занимаюсь дизайном продуктов и сервисов в Райффайзенбанке. Недавно мы разработали общий digital-гайд на международном уровне, этот проект называется Raiffeisen Bank Identity Digital. Все это стало возможным благодаря вовлеченности всех банков группы и крутым техникам командной работы, которые нам предложило международное агентство. Некоторыми из них я бы и хотел с вами поделиться.

icea96xf4sqy2215ocswyx_hnno.jpeg

Эти техники легко можно включать в командные воркшопы и брейнштормы, как для дизайн-команды, так и для любой другой — чтобы не потратить часы на споры (например, в нашем design-случае — «насколько скруглять кнопку»). Все приемы на примерах построения дизайна. Надеюсь, вам будет полезно, ведь можно изменить формат под свои задачи.
Для нас приемы командного взаимодействия были объединены в один воркшоп: по моему мнению, это интересный, но несколько формализованный формат работы.

Интересный, потому что:

  • команда вовлекается в процесс без ухода в оффлайн и составления километровых брифов перед началом и комментариев по результатам выполненных итераций;
  • все работают как одна команда, и все происходит здесь и сейчас;
  • ощущение большей вовлеченности: качество решений, которые принимаются на воркшопе, во многом зависит от того, насколько активно ты участвуешь в процессе обсуждения и выполнения задач.


Формализованный, потому что:

  • практически нет возможности взять ноутбук, подбежать к кому-нибудь и показать в моменте какие-то примеры, наработки. Ты как будто в театре или в кино, где каждое действие спланировано до минуты, а твои пробежки по комнате немного неуместны (и остаются кадрами в титрах).


Но воркшоп можно разбавить игровыми приемами, о чем и расскажу дальше.

Сценарий воркшопа


Здесь хочется отметить нюанс — упражнений, разогревов и перерывов может быть несколько, а план дня, включение в работу утром и завершение вечером — одни на день.

dvjtugqnwrlkp6satulzv2adjoa.png
План таков:

  • Agenda / Планирование
  • Check In / Активация
  • Exersize 1 / Упражнение
  • Break 1 / Перерыв
  • Warm up 1 / Разогрев
  • Exersize 2 / Упражнение
  • Break 2 / Перерыв
  • Warm up 2 / Разогрев
  • Check out / Завершение


Активности


В этой части выделил отдельно некоторые активности, чтобы чуть подробнее описать каждую из них:

  • Check In / Активация — включиться в работу, поднять настроение, познакомиться, объединиться;
  • Warm up / Разогрев — настроиться на рабочий ритм;
  • Team building / Командная работа — упражнения направленные на командную работу;
  • Сo-creation / Совместное творчество — активности из методологии дизайн-мышления, (sketching — скетчинг, voting — голосование, ideation — генерация идей, brainstorming — мозговой штурм).


Agenda


Воркшоп всегда начинался с плана — с рассказа о том, чем мы будем заниматься сегодня и в остальные дни, если он длился несколько дней.

Check In


Дальше идет Check In — активация или упражнение на включение в работу.

Мне очень понравилась активация, когда ведущий спрашивает Energy Level (уровень энергии всех, кто в комнате).

tq2pspa0yurtapxth_boxk4qmts.png


Если мы еще не знакомы с другими коллегами, то представляемся: называем свое имя и рассказываем, чем занимаемся. Сюда же можно добавить 3 ожидания от воркшопа. Ну, и в заключении рассказать что-то, что никто не знает о тебе.

Например:

  • Меня зовут Дмитрий, я эксперт по дизайну продуктов и сервисов в Райффазенбанке. Отвечаю за digital-гайды и цифровой дизайн.
  • Мой уровень энергии 5, но если выпью кофе, то уровень поднимется.
  • Ожидаю от воркшопа, что мы: выработаем решение по стилю иконок, определимся с палитрой и опишем процесс дальнейшего взаимодействия.
  • Я рисую акрилом — это, например, то, что никто не знает обо мне.


Все эти штуки можно миксовать, и совсем необязательно их использовать вместе и сразу.

lr_feqvvvmvnxvzfbtzgu41sacw.png


Данное упражнение хорошо активизирует, мотивирует команду на дальнейшее взаимодействие и проявление лояльности друг к другу.

Exercise


Одно из упражнений было направлено на то, чтобы вовлечь нас в разработку фотостиля банка. Это фотографии, которые мы потом будем использовать на сайте, в приложении, цифровых продуктах при коммуникации с клиентами. Для вас это упражнение может быть полезно, когда нужно определить разные сегменты.

Если захотите использовать этот формат, лучше подготовиться заранее — для формирования мудборда нам понадобятся фотографии. Итак, мы разбиваемся на группы и пишем на стикерах ключевые слова, которые характеризуют представителей каждого сегмента, например: активный, молодой, парк, скейтборд, спорт, наушники. Затем выбираем плюс/минус подходящие фотографии для сегмента и клеим их на мудборд. Далее — меняем станцию, смотрим на ключевые слова, фотографии, которые подобрали коллеги, комментируем. Не все сто процентов попадают, и от станции к станции некоторые фото или ключевые слова могут либо удаляться, либо менять станцию.

_lxgepz0jr82x5xrqe-_frovkjk.jpeg


Такими мы видим наших клиентов — юридических лиц.

В конце упражнения выбирается один участник из группы, кто резюмирует фотопортрет, обобщает образ и рассказывает всем присутствующим о результате работы.

7cxkdvcdviqtvyhmt7gwk4btbu0.png

Coffee break


Ну, и куда без кофе: после одного или серии упражнений обычно идет перерыв, и мы можем спокойно попить чай или кофе (и продолжить чтение статьи).

Warm up


После перерыва требуется включиться в работу и разгореться.

Цель упражнения — стимулировать все части головного мозга при помощи вопросов и движений. Для активации правой части головного мозга нужно задавать вопросы на ассоциации со стороны левого уха. Для активации левой части мозга — задавать аналитические вопросы со стороны правого уха. Чтобы разбудить среднюю часть мозга, нужно использовать мимику.

ec232gpedh_i9418wd7oaycnyye.png


Один из таких разогревов — когда мы по очереди рисуем портрет сидящего напротив, но при этом не смотрим на лист бумаги. Получаются довольно забавные рисунки.

Это меня нарисовали.

fbozqknuoeahl_o-54i0rhoglx4.png


Далее мы меняемся, пока не нарисуем хотя бы по три-четыре портрета каждого участника. В заключении каждый выбирает свой наиболее удачный портрет, подписывает имя и клеит на доску.

xtnsnis8llyobelne3h0kaivpmk.jpeg

Такое упражнение можно также делать в самом начале проекта, когда мы еще не знакомы и вместе с первым вовлечением в работу, который я описал в самом начале, можно сделать вот такой замечательный профиль.

n8dae61oc_amil6hd7xzqqbtv1u.png


Check out


В заключении нужно как-то подытожить и собрать обратную связь с команды. Мне понравилось упражнение когда мы берем 3 стикера:

Желтый

На желтом пишем, что больше всего понравилось в сегодняшнем воркшопе: например, мы сформировали пул задач на ближайшие полгода и распределили, кто за какую задачу отвечает.

Красный

На красном пишем, что вызвало больше всего вопросов и недопонимания: например, мы потратили много времени на обсуждение палитры.

Голубой

На синем пишем, что мы делаем дальше, какие дальнейшие шаги и решения хотим проработать на следующем воркшопе. Каждый участник выходит, рассказывает всем и клеит свои стикеры в релевантную с цветом стикера зону.

k4wgosmug0jbmatq2bdf9tsrnza.png


Exercise (Extra)


Очень увлекательное упражнение на рисование иконок. Например, у нас есть стилистика для иконок, и нам нужно закрепить основные принципы, потренироваться самим, поработать с сеткой и самое лучшее — порисовать руками. При помощи данного упражнения можно также придумывать метафоры для иконок. Это очень забавно, мы руками рисуем варианты метафор, а потом выбираем, какая лучше считывается и какая выполнена наиболее верно с точки зрения правил и сетки.

На данном листке мы рисуем варианты метафоры.

n_fgfr5i56wdu1tkba8atxxhshu.png


h33feeauilo4myr36uuuwdrdzpe.jpeg


Далее — переносим одну на большой листок, где прорисована сетка.

В завершении каждый выходит к стенду и рассказывает про свою иконку. В процессе общения и брейншторма выбирается одна, выполненная по всем правилам и которая лучше всего узнается.

fyhoe5phvu1th90twbd2snfntfe.jpeg


Parking


Если возникают спорные моменты, и мы начинаем возиться с каким-то кейсом очень долго, то есть стенд парковка — туда можно клеить свои возражения или идеи. В конце воркшопа мы возвращаемся к стенду и разбираем каждый наклеенный стикер. Тот, кто его клеил, рассказывает всем, почему он не согласен с каким-то решением и какие есть аргументы. Часто мы отрицаем то, к чему не привыкли, и в конце концов многие стикеры просто становятся неактуальными.

a1izrm-7-ydfot-banykyp5rg6q.png


Brainstorm


Случаются также довольно затяжные дискуссии или брейнштормы, когда после очередной презентации чего-либо мы очень долго обсуждаем идею.

Например:

  • «этот желтый не подходит, он все еще очень яркий, мы его протестировали на разных мониторах, и вот результат»;
  • «мы не хотим скруглять кнопки, потому что не хотим быть такими как все»;
  • «у нас в стране есть конкурент с такими цветами, нам не подходит палитра».


vrfptdib8rlhkkgpvbro_4wwyc4.jpeg

Как нам помог такой подход?


У нас была довольно разносторонняя команда в проекте по созданию общего digital-гайда, и каждый эксперт защищал свои интересы. Добавлялось еще и то, что мы все были из разных стран, говорили на разном английском и у нас разные культурные ценности.

Формат воркшопа всегда предполагает фасилитатора, который следит за временем и успокаивает нас, если дискуссия затягивается. Игровые приемы помогают лучше узнать друг друга, понять направление мыслей человека и предлагаемых им изменений. И у нас есть стенд-парковка — великий уравнитель, на него всегда можно приклеить «стикер-несогласия».

Ну, и главное — благодаря воркшопам мы наконец-то пришли к единому digital-гайду на международном уровне Райффайзенбанка и отказались от рамок.

P.S. Будет здорово, если вы оставите комментарии, что хотелось бы узнать о дизайне в Райффайзенбанке (знакомился с аудиторией Хабра, хочу продолжить писать тексты, но! чтобы вам было интересно).

© Habrahabr.ru