Взлёт и падение Napster — сервиса, который навсегда изменил музыкальную индустрию

0dc64db6813a1b6506b49241c6282d3b.jpg

Сейчас уже подросло поколение, у которого при упоминании Napster ничего не всколыхнется. Однако влияние этой компании на музыкальную индустрию было огромным. Этот революционный сервис изменил способ распространения музыки на рубеже XX и XXI веков. Благодаря ему любой человек мог скачать любимую песню через интернет, не вставая с кресла и не тратя деньги на ее покупку. Многие пользователи игнорировали авторские права, что привело к значительным изменениям в музыкальной индустрии.

Давайте посмотрим немного назад и вспомним, как появился Napster и почему его полет продлился совсем недолго. 

До Napster

Многие считают, что Napster был первым примером одноранговой сети, но конечно, это не совсем так. Идея про распределенную нагрузку между разными узлами появилась еще в 60-х годах XX века. Кому первому она пришла в голову, доподлинно неизвестно. Но одним из тех, кто реально старался популяризировать концепции распределения времени и нагрузки, был Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер — один из пионеров в области информатики, который мыслил глобально. Например, он ратовал за создание межгалактической компьютерной сети IGCN. 

Настоящий «батя интернета», которого для краткости часто называли JCR — от аббревиатуры его имен
Настоящий «батя интернета», которого для краткости часто называли JCR — от аббревиатуры его имен

Он работал на организацию под названием ARPA — это агентство перспективных исследований при Министерстве обороны США. Тогда достаточно остро стоял вопрос объединения громоздких компьютеров в единую сеть, чтобы разные отделы могли оперативно обмениваться информацией и получать данные из общей базы. Но с ростом пропускной способности производительности мейнфреймов того времени критически не хватало. JCR активно продвигает среди коллег идею, что можно распределить нагрузку между менее мощными компьютерами, которые будут использовать ресурсы сети совместно.

И главным, кто услышал идеи Ликлайдера, был Роберт Тейлор — один из работников лаборатории IPTO (Управление технологий обработки информации). Он вместе с коллегами инициировал создание сети ARPANET, которая заработала в 1969 году. Они буквально с нуля придумали всю топологию, разработали маршрутизаторы на основе Honeywell DDP-516 и написали первые протоколы управления сети NCP — предшественницы стека протоколов TCP/IP. 

69d53e423827b065d58555a64b83a603.png

По сути, проект ARPANET был полноправным предшественником интернета, в котором применялись принципы децентрализации. Для военных это было принципиально важно, поскольку в случае потери несколько объектов, скажем, из-за ядерного удара, сеть могла бы продолжать функционировать.

В 1979 году появляется сеть Usenet, которую придумали аспиранты Университета Дьюка Том Траскотт и Джим Эллис. Используя протоколы копирования Unix-to-Unix (UUCP) для децентрализованного обмена сообщениями, они объединились с Университетом Северной Каролины. Это позволило получить первую настоящую peer-to-peer сеть, которая еще и имела доступ к ARPANET и могла объединяться с другими сетями. 

Пользователи активно обменивались сообщениями при помощи так называемых newsgroup — что-то типа современных форумов для обмена мнениями. Благодаря этой идее, а также возможностям обмена файлами с локальных компьютеров, число пользователей Usenet в 80-х годах стремительно росло. К середине 80-х годов их насчитывалось уже десятки тысяч. На основе этой концепции создатели Usenet разработали протокол NNTP (Network News Transfer Protocol) как часть стека TCP/IP. Кстати, Usenet работает до сих пор, хотя из-за целого ряда недостатков мало популярен.

 Примерно так выглядело диалоговое окно

 Примерно так выглядело диалоговое окно

После Usenet появляются и другие сети, которые позволяли обмениваться файлами и сообщениями:  

  • В 1981 году BITNET — первоначально сеть была организована между университетом Нью-Йорка и Йельским университетом. Сейчас эта сеть насчитывает 560 подключений. 

  • В том же 1981 году CSNET — между университетами Висконсина, Делавэра и университетом Пердью. За 3 года количество подключений увеличилось до 84, а сейчас насчитывает более 180 подключений. 

  • В 1984 Национальный фонд науки США (NSF) основал NSFNet, которая объединила все существующие сети по принципу ARPANet. Кстати, на основе этой сети функционирует проект Internet2, позволяющий университетам обмениваться данными с огромными скоростями. 

Важнейшим событием в истории одноранговых сетях стало создание IBM сети APPN (Advanced Peer-to-Peer Networking) в 1986 году. Кстати, именно тогда впервые появился термин peer-to-peer. APPN являлась как бы надстройкой к системной сетевой архитектуре IBM (SNA) и позволяла получить полноценную децентрализованную сеть:  

  • Обеспечить эффективную маршрутизацию трафика SNA.

  • Разрешить создание сеансов без участия главного сервера.

  • Сократить требования к использованию ресурсов.

В 1989 году Тим Бернерс-Ли придумал концепцию World Wide Web и, по сути, создал интернет, а в начале 1990-х годов усилиями компании AOL интернет стал массовым явлением. Особенно после предоставления доступа к Usenet в 1993 году, что обеспечило появление миллионов новых пользователей — этот период времени прозвали «Вечный сентябрь». 

Теперь организовывать собственные сети для обмена сообщениями и файлами могли не только специалисты лабораторий или работники университетов. Собственно, этим и стали пользоваться многие энтузиасты. Особенно увлеченные программированием студенты, у которых было много времени, пока они прогуливали пары. 

Взлет Napster

90-е годы — расцвет не только интернета, но и пиратства. Причем вне конкуренции тут была именно музыка по нескольким причинам:

  • Музыку любят все, в отличие от тех же книг. Особенно среди молодого поколения активных пользователей раннего интернета. 

  • Музыка не так много весит, в отличие от фильмов — ее проще заливать на сервер и скачивать с учетом низкой скорости доступа через Dial-up модемы. 

  • Музыка стала массово оцифровываться. Поначалу речь шла о записи на CD дисках, продажи которых с середины 90-х начали вытеснять с рынка аудиокассеты. 

А с появлением в 1991 году формата MP3 появилось масса вариантов, как можно выкачать запись с диска, конвертировать и залить на какой-то файлообменник. При этом звукозаписывающие компании еще не понимали масштаба проблемы, да и законодательство в области цифрового авторского права хромало на обе ноги. Количество нелегального контента в сети росло быстрее, чем грибы после дождя.

Другое дело, что тут возникали дополнительные проблемы:

  1. Выкачивать файлы с какого-то «левого» файлообменника — идея изначально не самая правильная. Мало ли что можно подхватить на свой компьютер?

  2. Стоимость скачивания файлов была высокой, потому что ни о каком безлимитном домашнем интернете тогда речи не было. А что, если файл не соответствует описанию: низкого качества или вообще с другим произведением?  

  3. Проблема личной безопасности пользователя. Никто ведь не знает, постучатся ли к нему в дверь представители власти после скачивания украденной композиции?  

  4. Отсутствие нормальной каталогизации. Чтобы найти песню в недрах интернета, можно было потратить не один час времени. 

В 1997 году Майкл Робертсон и Грег Флорес решили исправить ситуацию и придумали сервис с говорящим названием mp3.com. Это была централизованная и проверенная база качественных композиций, абсолютно легальная, в отличие от файлообменников. База пополнялась произведениями независимых музыкантов, которые не хотели зависеть от звукозаписывающих компаний. Ну или не имели финансовых возможностей записывать свои пока что никому неизвестные песни. И их было достаточно много — в первые же дни сервис привлек тысячи пользователей.

Сервис mp3.com предлагал решение: выставляй музыку и получай оплату за количество скачиваний (так называемая модель Pay for Play). Ну и как водится, на сайте была реклама для монетизации. Всех всё устраивало. В 1999 году mp3.com привлек 45 миллионов долларов инвестиций и даже успешно вышел на IPO. Неудивительно, ведь количество пользователей в пике доходило до 25 млн.

Достаточно типичный для 90-х дизайн сайта

Достаточно типичный для 90-х дизайн сайта

Проблемы начались, когда Робертсон и Флорес запустили сервис My.MP3.com. Суть заключалась в следующем: любой владелец CD диска мог залить его копию в свой аккаунт и слушать в цифровом виде. В чем проблема, ведь он легально приобрел произведение и не собирается его нелегально распространять? Но нет, так не годится. Ведь пользователи загружают файлы на какой-то сторонний сервис. А значит, это уже является фактом несанкционированного распространения. 

Эти рассуждения привели к тому, что на mp3.com подали в суд несколько крупных компаний, включая Sony и MGM. Со многими получилось заключить соглашение, но не с UMG Recordings — Робертсон и Флорес проиграли им резонансное дело в суде, выплатили больше 50 млн долларов и вскоре закрылись из-за финансовых проблем. 

Но идея как-то контролировать творящийся в интернете хаос, связанный со скачиванием музыки, витала в воздухе. Тут на сцену и выходит Napster. Для чего тратить деньги на серверы, на которых будут храниться терабайты музыки (напомним, на дворе 90-е годы) и данные миллионов аккаунтов пользователей? Их же нужно обслуживать, проходить проверки на лицензирование и прочее. И это явно может привести к тем же проблемам, с которыми столкнулся mp3.com.

В 1998 году студент Северо-Восточного университета Бостона Шон Фэннинг потягивал пиво в компании друзей и слушал их нытье по поводу того, как сложно искать музыку в интернете. Мол, можно часами блуждать по битым ссылкам на ресурсах вроде Audio-Galaxy или HotLine, чтобы найти что-то стоящее. 

слева Шон Фэннинг — автор той самой «гениальной идеи для стартапа», справа Шон Паркер — энтузиаст с предпринимательской жилкой

слева Шон Фэннинг — автор той самой «гениальной идеи для стартапа», справа Шон Паркер — энтузиаст с предпринимательской жилкой

В этот момент ему и пришла в голову идея использовать peer-to-peer подход для скачивания музыки. Тогда не понадобятся серверы для хранения — любой сможет скачать музыку с компьютера другого человека и, в свою очередь, позволить скачивать музыку у себя. Гениально! По сути нужно будет написать программу, которая будет искать MP3 файлы на локальных компьютерах пользователей и расшаривать их в одноранговой сети. 

Когда Фэннинг высказал свою идею друзьям, все подняли его на смех. Мол, для чего кому-то делиться музыкой с другими? Но темой заинтересовался другой студент — его тезка Шон Паркер. Тот не умел программировать, в отличие от Фэннинга, но сразу увидел перспективу. 

Дядя Шона Фэннинга Джон был генеральным директором Napster и опытным предпринимателем. Например, создал один из первых шахматных порталов
Дядя Шона Фэннинга Джон был генеральным директором Napster и опытным предпринимателем. Например, создал один из первых шахматных порталов

Первым инвестором стал дядя Шона Фэннинга — Джон. Довольно опытный предприниматель, он первым выделил 1000 долларов проекту и задумался о юридической стороне вопроса. Ведь никто не хотел повторить судьбу mp3.com. 

Изучив судебные прецеденты, Джон Фэннинг решил взять за основу дело Sony Corp. против Universal City Studios 1984 года, раз уж в Америке прецедентное право. Суть заключалась в том, что телевизионной компании не нравилось, что зрители записывают транслируемые фильмы на видеокассеты формата Betamax (собственный формат Sony до VHS), а потом делятся ими со своими друзьями. Так вот Верховный суд США тогда встал на сторону Sony и провозгласил:  

Тот факт, что новая технология допускает нарушение авторских прав со стороны людей, которые ее покупают, не является достаточным основанием для запрета общественности на ее использование. 

Если провести аналогию, то прецедент будет иметь место, если будущий сервис не будет связан с кражей произведения. Как и Sony не отвечает за недобросовестные действия пользователей видеомагнитофонов. Если звукозаписывающие компании будут чем-то недовольны, они могут подать в суд на каждого отдельного пользователя, а не на компанию, которая просто предоставила удобный поиск.

Дальше работа закипела. Шон Фэннинг сел за написание программы на C++, работая на взятом напрокат компьютере Dell из офиса своего дяди в Массачусетсе. Заодно в разработке ему помог давний знакомый дяди, программист Али Айдар. А тем временем Шон Паркер отправился на поиски инвесторов, и у него получилось: деньги на серверы для инфраструктуры были получены, а оборудование закуплено. 

К весне 1999 года бета-версия сервиса была готова. Название выбрали быстро — Napster было прозвищем Шона Фэннинга в университете за любовь к продолжительному сну. Для работы приложения на компьютер дополнительно требовалось установить специальное приложение MusicShare, которое как раз и отвечало за считывание имен MP3-файлов. 

Интерфейс Napster очень напоминает современные Torrent-клиенты

Интерфейс Napster очень напоминает современные Torrent-клиенты

1 июня 1999 года сервис Napster был официально запущен. К октябрю в его каталоге уже было 4 миллиона ссылок на музыкальные композиции для скачивания. В марте 2000 года число пользователей Napster достигло 10 миллионов, а число скачиваний песен превысило 10 000 в минуту. В феврале 2001 года количество пользователей достигло уже 26,4 миллиона человек.

2 октября 2000 года Шон Фэннинг появился на обложке журнала Time в 19-летнем возрасте, дал большое интервью, а Napster стал одним из самых популярных приложений в мире. 

9a29484238034f6aaa06db206a42a4e7.png

Но именно тогда начались юридические проблемы, которые вопреки ожиданиям Джона Фэннинга привели к краху Napster.

Падение и наследие Napster

Все началось в начале 2000 года, когда слухи о популярности Napster достигли RIAA — ассоциации звукозаписывающих компаний Америки. В офисах компании были шокированы, когда они не смогли найти ни одного нового сингла, который бы нельзя было скачать через Napster. То есть песня выходит, все ожидают бурных продаж —, а на деле ее можно на следующий день скачать бесплатно, не вставая с кресла. 

Звукозаписывающие компании собрали данные и пришли к выводу, что появление Napster и падение продаж CD по всему миру связаны.

Якобы в 2000 году было продано на 38% меньше синглов на компакт-дисках, чем годом ранее. Не все аналитики согласились с такими выводами, но RIAA сильно не заморачивалась и пошла в суд. Каждая компания подала коллективный иск: Sony, EMI, Universal и прочие. 

Ситуация ухудшилась, когда собственный иск подала группа Metallica. Их барабанщик Ларс Ульрих ехал в машине и случайно услышал по радио их песню I Disappear. Казалось бы, что тут такого? Проблема в том, что песню они официально еще не выпускали, и она должна была быть презентована вместе с фильмом «Миссия невыполнима 2» в качестве саундтрека. Расследование показало, что первоисточник проблемы — Napster, куда кто-то загрузил демо-запись. 

Группа подала иск в суд в марте 2000 года, буквально сразу после звукозаписывающих компаний. А в апреле отдельный иск подал Dr.Dre, тоже обнаружив свои песни в свободном доступе. Требования сводились к тому, чтобы Napster (а это уже было официально зарегистрированное юридическое лицо) прекратил распространение песен и выплатил компенсацию. 

Ещё молодой Ларс Ульрих, барабанщик Metallica, представляет свои доказательства на суде

Ещё молодой Ларс Ульрих, барабанщик Metallica, представляет свои доказательства на суде

Судебные разбирательства длились больше года и завершились в марте 2001 года (как раз самый пик популярности Napster) тем, что суд постановил: нужно удалить все композиции Metallica и Dr. Dre в течение 72 часов и установить фильтр, блокирующий загрузку в систему. Пока это не будет выполнено, работа Napster приостанавливается. 

Попытки доказать, что Napster как юридическое лицо не имеет отношения к нарушению прав исполнителей и отсылки к делу дело Sony vs Universal ни к чему не привели. Более того: суд обязал заблокировать больше 280 000 аккаунтов, которые имели отношение к распространению композиций. Спустя месяц все требования суда были удовлетворены. Более подробно с делом можно ознакомиться по ссылке. 

Фактически это означало, что любой исполнитель мог провернуть такой трюк. И Napster должен был удалить его произведения и заблокировать всех, кто скачивал или выкладывал записи в публичный доступ (в данном случае — позволял программе считать имя файла и скачать другим пользователям). 

Napster возобновил работу, но только чтобы столкнуться с еще более суровым решением в деле против A&M Records. Суд в июле 2001 года сослался на Закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA) 1998 года и постановил:  

«Хотя Napster не получал прямой финансовой выгоды от загрузок MP3-файлов пользователями и не взимал плату за услугу, он осознавал, что влияет на коммерческое использование произведений и нарушает авторские права». 

Но самое главное — он должен был незамедлительно удалить все файлы, нарушающие авторские права всех исполнителей, чьи композиции доступны для скачивания через Napster. Причем даже без подачи от них иска. Это означало, что выполнить такое требование практически невозможно. 26 июля 2001 года сервис официально прекратил свое существование после соответствующего судебного запрета, дополнительно уплатив 26 млн долларов по судебным искам. 

Забавный факт: разбирательства Metallica и Dr. Dre с Napster были спародированы в 9 серии 7 эпизода мультсериала «Южный парк», «Тяжелый христианский рок».

После закрытия Napster тяга к халяве, разумеется, никуда не исчезла. Появились и другие сервисы, которые учли ее опыт и отказались от использования любых серверов и юридической регистрации. Например:

Очевидно, что подобные децентрализованные сервисы, дорожку которым проложил Napster, никуда не денутся в ближайшее время. И запреты властей вряд ли кого-то остановят. Другое дело, что после появления iTunes продажа музыки в онлайн-формате перестала быть чем-то экзотичным. А современные стриминговые сервисы вроде Spotify, Яндекс Музыки предлагают модель подписки за небольшие деньги.

Теперь пользователю достаточно заплатить примерно 300 рублей в месяц, чтобы слушать любую музыку в приемлемом качестве и не забивать место на диске. Снижение цены постепенно побеждает бесплатное скачивание. Для современного поколения хранение музыки на компьютере выглядит как привет из прошлого. Однако свою музыкальную коллекцию в 60 Гб я бережно храню и удалять не собираюсь.

Поделитесь, храните на компьютере музыку скачанную когда-то давно?

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

© Habrahabr.ru