Взгляд изнутри: аспирантура в EPFL. Часть 4.1: повседневная жизнь

9i_b9tzmq9fhkuv1okn-g4bpouk.jpeg

Посещая любую страну важно не путать туризм с эмиграцией.
Народная мудрость

В прошлых статьях (часть 1, часть 2, часть 3) мы затронули тему профессиональную, что ждёт молодого и ещё зелёного выпускника ВУЗа при поступлении, а также во время обучения в Швейцарии. Следующая часть, которая логически вытекает из трёх предыдущих — показать и рассказать о повседневной жизни, о байках и мифах, расплодившихся по Интернету, о Швейцарии, а также затронуть баланс расходов и доходов.

Disclaimer: Почему я вообще взялся за написание данной статьи? На Хабре на самом деле много «success story» о том, как уехать, но крайне мало о реальности, с которой эмигранту придётся столкнуться по приезду. Один из немногих примеров, который мне понравился, пусть даже автор и смотрит на мир сквозь розоватые очки, ИМХО. Да, можно найти что-то подобное на просторах гугло-документов, которое эпизодически обновляется, с разрозненными советами, но это не даёт полной картины. Так давайте попробуем её обрисовать!

Всё что изложено ниже — попытка рефлексии на окружающую действительность, то есть в данной статье я хотел бы сосредоточиться на собственных ощущениях от пройденного пути и поделиться своими наблюдениям. Надеюсь, что кого-то это подтолкнёт переехать в Швейцарию, а кого-то сделать хотя бы в отдельно взятом дворе свою маленькую Швейцарию.

Итак, давайте обо всём по порядку, устраивайтесь поудобнее, будет лонгрид.

Обережно, под катом много трафика (~20 MB)!

Общеизвестные факты о малоизвестной Швейцарии


Факт №1: Швейцария — это прежде всего конфедерация


Иными словами, степень независимости отдельных кантонов довольно высока. Примерно, как в США, где в каждом штате свои налоги, свои судебные системы и так далее, которые объединены какими-то общими правилами.

gbc208llpfxqolmkpatwbsjmypm.jpeg


«Политическая» карта Швейцарии. Источник

Конечно, есть жирные кантоны — Женева (банки), Во (EPFL+туризм), Цюрих (крупные IT компании), Базель (Roche и Novartis), Берн (этот вообще самый большой и развитый), а есть какой-нибудь Аппенцелль-Иннерроден, который и на карте-то отыскать тяжело, или Вале, к жителям которого часто относятся пренебрежительно (много деревенщины, политкорректно «детей от близкородственных связей» и вообще в конфедерацию вступили они после поражения армии Наполеона в 1815 году).

Факт №2: Швейцария — страна Советов


Швейцария по сути управляется советами, о чём я писал на 100-летие Революции. Да-да, вы не ослышались, французское слово Conseil (совет) и немецкое Beratung (данный совет, наставление) это по сути именно те самые советы народных депутатов зари «Октябрьской, Социалистической, Твоей!».

NB для зануд: да, я прекрасно понимаю, что, возможно, это натягивание совы на глобус и послезнание, однако по целям и задачам Совет и Conseil совпадают, а именно допустить простых граждан к основам управления своего района, города, страны и обеспечить сменяемость власти.

Советы эти нескольких уровней: Совет района или «деревни» — Conseil de Commune или Gemeinde, как величают за рёштиграбеном, Совет города — Conseil de Ville, Совет Кантона — Conseil d«Etat), Совет Кантонов — Conseil des Etats, Совет Федеральный — Conseil Federal Suisse. Последнее — фактически федеральное правительство. В общем, кругом одни советы. Данное положение дел было закреплено Конституцией аж 1848 года (вот право, Ленин в это время был маленький и с кудрявой головой!).

L«Union soviétique или же L«Union des Conseils?
Для меня это было как гром среди ясного ноябрьского неба после 5 лет жизни в Швейцарии. Как-то неожиданно в голове сошлись 1848 год, первый приезд «дворянина» Ульянова aka Ленина в 1895 году в Швейцарию, т.е. через полвека после формирования системы Советов, и «Советы» aka Conseils. А ведь Ленин жил в Швейцарии ещё 5 лет с 1905 по 1907 (уже после создания первого Совета рабочих депутатов в Алапаевске) и с 1916 по 1917. Таким образом, Ильич имел достаточно времени (а тогда 5 лет это был ого-го-го какой срок!) не только на революционную деятельность, но и на изучение местной политической системы.
rnucz3w4logzsgebf1zwx_wzadg.jpeg

Памятная табличка «фюреру» в Цюрихе

Не будем спекулировать на тему принёс ли Ленин или какой другой революционер «Советы» в Россию или они зародились самобытно, однако эта система советов оказалась довольно действенной и после Октябрьской Революции была развёрнута на непаханом поле «осколков самовластья», включив в себя простых людей: крестьян, матросов, рабочих и солдат.

Через пару лет после страны Советов в 1922 на карте появилось государство СССР, которое, как ни странно, было тоже Кон-федерацией, а статьёй о выходе из состава оного так охотно пользовались союзные республики в 90-х годах. Так что, когда в следующий раз увидите упоминание L«Union soviétique (всё-таки, французский — язык международной дипломатии даже сегодня) или Soviet Union, задумайте, такой ли он был Soviet, а может всё-таки L’Union des Conceils?!


Смысл всех этих советов — предоставить всему населению Конфедерации право участия в политической жизни страны и, фактически, прямой демократии. Таким образом, часто политикам приходится совмещать обычную работу с ролью в местном самоуправлении, то есть в каком-либо Совете.

etzv3jno_kwwvbi0j46zz1ugska.jpeg


Вот один из примеров кандидатов: повар (cusinier), шофёр, дантист и электрик имеются. Источник

Мне импонирует, что швейцарцы отвечают нетолько за свой «двор», но и осознано участвуют в жизни деревни и города, имеют какое-то врождённое и/или воспитанное чувство ответственности.

Факт №3: Политическая система Швейцарии уникальна


Из факта 2 следует, что Швейцария — одна из очень немногих стран в мире, где возможна и действует прямая демократия. Да, швейцарцы очень любят волеизъявляться по любому поводу — от того, применять ли артиллерию для спуска лавин до строить ли дома из бетона или из более экологического дерева (в Швейцарии горы, сырья полно, но это мол убивает природную красоту, да и вообще: выглядит по-уродски, а вот с «красивым» деревом напряг).

Тут главное — в угаре ратования за поголовное и всеобщее голосование — помнить, что в Швейцарии живёт немногим более 8 млн. человек и организовать голосование по любому вопросу — относительно не хлопотное занятие. Да и статистику собирать просто — отправил по почте письмо с логин-паролем для входа и готово.

5ak4dnm1te-njnyd8cedzcy7myy.jpeg
Так примерно выглядит система сбора статистики. Для голосования пока приходится самому ходить на участки, но голосовать имеют право только граждане.

Кстати, это очень удобно и позволяет формировать удобные статистические данные каждый год. Например, демографические данные за последние 150 лет швейцарской истории в одном файле.

Факт №4: Воинская повинность в Швейцарии обязательна


Однако сама служба — это не тянуть лямку, непрерывно отдавая долг Родине от забора и до заката, а скорее обязательный оздоровительный лагерь для мужчин до 45 лет включительно. Воистину, первые 40 лет детства самые сложные в жизни мужчины! Даже работодатель не имеет права отказать, если сотрудник вызван на сборы, а затраченное время (1–2 недели обычно) будет оплачено в полном объёме.

Почему оздоровительный лагерь? Солдаты на выходные ездят домой, работают строго по часам. Например, когда однажды ранним утром угнали в соседней Италии самолёт и направили его в Женеву, то по стечению обстоятельств (рабочий день с 8 утра до 6 вечера и перерыв с 12 до 13) швейцарская армия эскортом его не сопроводила.

Ходит довольно стойкий миф, что всем швейцарцам дают оружие домой после службы в армии. Не всем, а только тем, кто захочет и не дают (то есть за бесплатно), а они выкупают его по минимальным ценам, при этом существуют требования к хранению, а не просто под кроватью. Кстати, потом из этого оружия можно пострелять в тире, если есть знакомые служивые.

Последние референдум (см. факт №3) обяжет федеральное правительство внедрить европейские нормы по обращению с оружием, то есть фактически ужесточит обладание им.

alj9twc9xenwlnylvcmwugq7yu0.jpeg


Слева: винтовка швейцарской армии SIG Sturmgewehr 57 (убойная мощь), справа: довольство от стрельбы из B-1–4 (если вы понимаете, о чём я) aka Desert Eagle

Факт №5: Швейцария — не только сыр, шоколад, ножи и часы


Многие при слове Швейцария вспоминают сыр (Грюйер, Эменталлер или Тильзитер), шоколад (обычно Тоблерон, потому что он продаётся в каждом duty free), армейский нож и баснословно дорогие часы.

Если думаете покупать часы группы Swatch (туда же входят такие марки, как Tissot, Balmain, Hamilton и прочие), то до 1 000 франков практически все часы делаются на одних и тех же мануфактурах и начинка у всех часов примерно одинаковая. Только начиная с верхнего диапазона (Rado, Longines) появляются хоть какие-то «фишки».


На самом деле, в Швейцарии принято такое мироустройство, что внутри страны создаются и развиваются технологии, которые потом экспортируются из страны, ведь на ресурсы страна бедна. Самые известные примеры — сухое молоко имени Нестле (Nestlé) и нарезные стволы фирмы Оерликон (Oerlikon), которыми снаряжался Вермахт и Кригсмарине во время второй мировой. При этом, в стране есть своё производство микроэлектроники (ABB — силовая, EM Microelectronic — RFID, смарт-карты, начинка смарт-часов и так далее по номенклатурному переченю товаров), своё производство сложных узлов и агрегатов, своя сборка поездов (двухэтажные Bombardier, например, собирают под Villeneuve) и далее по списку. А про то, что в Швейцарии сидит добрая половина фармы — я тактично умолчу (Lonza в новом кластере в Сьерре (Sierre), Roche и Novartis в Базеле (Basel) и округе, DeBioPharm в Лозанне (Lausanne) и Мартини (Martigny) и уйма стартапов и компаний помельче).

Факт №6: Швейцария — калейдоскоп климатов


В Швейцарии есть своя Сибирь с температурами до -30 С, есть свои Сочи (Монтрё, Montreux), где прекрасно растут рахитные пальмы и пасутся стада лебедей, есть свои «пустыни» (Вале), где влажность воздуха круглый год держится от 10 до 30%, а количество солнечных дней в год переваливает за 320, а есть ещё и Питеры, как Женева (с ледяным дождём и «водным» метро) или Цюрих.

2x91ck4byc-uewtutxj6bhdjn1g.jpeg


В ожидании нового года: в Монтрё ещё относительно тепло, а в горах уже лежит снег

Забавно, Швейцария славится своими горнолыжными курортами, однако снега в большинстве городов выпадает не так много, соответственно, часто снег не убирают, а расчищают проезд для автомобилей и пешеходов — ждут, когда растает. Автобаны, конечно, приходится чистить в первую очередь, но только с началом рабочего дня. А теперь представьте какой-нибудь миллионник, как Цюрих, во время таких апокалипсисов…

Пример — снегопад в Сионе в декабре 2017ого — полный коллапс. Даже платформу на вокзале чистили несколько дней. Сиону не повезло дважды за 2017–2018 — сначала его накрыло снегом зимой, а потом утопило летом. У нас даже лаборатория пострадала. И я попрошу заметить, никакого Собянина.

В Швейцарии всё работает, как точные часы, но стоит выпасть снегу, как она превращается в Италию. © — мой шеф.


А по сему в каждом доме есть ответственный, кто отвечает за уборку придомовой территории, обычно это консьерж, есть простая техника для уборки (например, так). В деревнях у жителей с большими машинами есть специальный отвал для этого. Чистится всё до асфальта или плитки, иначе днём растает, а ночью замёрзнет. Что мешает в России собраться и привести свои же собственные дворы в порядок, или купить небольшой комбайн (~30к рублей) для этих целей — для меня остаётся загадкой.

История одной парковки в России
Так сложилось, что лет 8 назад у меня была машина, я её любил и возил в ней лопату, которой откапывал свои парковки. Так за 1 день в своём далеко не бедном дворе (паркетники от мазды и туареги — норма) я откопал 4 парковочных места за один световой день.

Так же, как в отношениях, всё определяется не тем, кто, кому и что должен, а те, что ты сам сделал для удобства и всеобщего благоденствия. Начинать надо с себя! А туареги так и прокатывают себе колею в дворе и на парковке…


Факт №7: Поголовная «вежливость»


Скажите честно, когда последний раз говорили обслуживающему персоналу «добрый день» и «спасибо»? А в Швейцарии это такая же привычка, как делать вдох и выдох, усиливающаяся в мелких деревнях. Например, здесь почти всем придётся сказать bonjour / guten Tag / buongiorno (добрый день) в начале разговора, merci / Danke / gracie (спасибо) после какой-то услуги и bonne journée / Tschüss / ciao (хорошего дня) прощаясь. А ещё в хайках каждый встречный будет с вами здороваться — удивительно!

И это не американское «хаваю», когда человек где-то за пазухой держит топор, чтобы рубануть, как только отвернётесь. В Швейцарии, так как страна маленькая и до недавнего времени со значительным «деревенским» населением, все здороваются пусть и на автоматизме, но более искренно, чем в США.

Однако, не стоит впадать в заблуждение по поводу гостеприимства и доброты Швейцарцев. Напомню, что в стране действуют одни из самых жёстких законов по натурализации, куда входит и трудовая жизнь, и знание языка, и экзамены. Добрые снаружи, немножко националисты внутри.

Факт №8: Швейцарская деревня живее всех живых


Удивительно, но факт: в Швейцарии деревня не только не вымирает, но и вполне себе сносно развивается и расширяется. Дело тут не в экологии и зелёных лужайках, по которым скачут козы и коровки, а сугубо экономическая. Так как Швейцария — конфедерация, то и налоги (в частности, НДФЛ) тут платятся на 3 уровнях: коммунальном (деревня/город), кантональном («область») и федеральном. Федеральный един для всех, а вот «манипуляции» — в хорошем смысле этого слова — с двумя другими позволяют значительно снизить налоги, если семья проживает в «деревне».

О налогах мы поговорим подробно в следующей части, а пока отмечу, что если для Лозанны, то есть человек проживает в городе, условная налоговая нагрузка ~25% на человека, то для какой-нибудь богом забытой деревни в том же кантона Во, например, Mollie-Margot она будет ~15–17%. Понятно, что не всю эту разницу можно положить себе в карман, так как придётся содержать дом самому, стричь газон, оплачивать машину и дорогу до работы в городе, однако цены на жильё ниже, еда фермерская, а детям раздолье побегать по лугам.

И да, тут очень странно относятся к браку. Иногда налоги на семью без детей может значительно превышать налог на одно физлицо, поэтому швейцарцы не так уж и спешат бежать в местный «ЗАГС». Ибо экономика должна быть экономной. Даже референдум по этому поводу проводили. Но о налогах в следующей части.

Транспортная система


В общем и целом, по Швейцарии удобно передвигаться как на автомобиле, так и на общественном транспорте. Часто время в пути сопоставимо.

Поезда и общественный транспорт


Как ни странно, но для такой маленькой страны, как Швейцария (по площади почти в 2 раза меньше Тверской области и сравнима с Московской), сеть железнодорожного транспорта развита просто колоссально. Добавим к этому автобусы PostAuto, которые не только дают возможность перемещаться между удалёнными деревнями, но и развозят собственно почту. Таким образом, добраться можно практически из любой точки страны в любую другую.

Швейцарские поезда самые поездатые поезда в мире, особенно двухэтажные


Чтобы спланировать свой маршрут достаточно указать станции отправления и назначения в приложении SBB. Пару лет назад его значительно обновили, функционал расширили, и оно стало просто великолепным помощником в путешествиях по стране.

Несколько слов об истории SBB
Когда-то давно в Швейцарии было множество частных компаний, которые строили, эксплуатировали и управляли движением пассажиров и грузов между городами. Однако вакханалия капитализма (где-то не могли договориться между собой, где-то завышали тарифы и так далее) закончилась в начале XIX века с созданием общего государственного координирующего центра — SBB, который довольно быстро избавил «эффективных собственников» от множества проблем и головной боли, национализировав всех ж/д перевозчиков.

Сейчас остатки былой «роскоши» можно наблюдать в обилии «дочерних» компаний, которые занимаются перевозками (MOB, BLS и так далее) и которые даже красят поезда в отличные друг от друга цвета. Однако они занимаются только локальными перевозками, а глобально всем рулит всё равно SBB.

Сразу же хочется провести параллель: SBB — это аналог российского РЖД, однако это не совсем так. SBB — «надмозг», созданный для обуздания и управления отдельными региональными перевозчиками, тогда как РЖД имеет очень сложную структуру, где вагоны эксплуатируют одни, контактные сети — другие, а полотно — вообще третьи. Отсюда, на мой взгляд, и проблемы нашего ж/д сообщения.


Транспорт в Швейцарии баснословно дорогой. Если покупать билеты просто в автомате без специальных ухищрений, то можно остаться без штанов в прямом смысле этого слова! Например, билет от Лозанны до Цюриха обойдётся в ~75 франков во втором классе в одну сторону за 2 часа пути, поэтому практически всё население Швейцарии имеет абонементы (AG, региональные пассы, demi-tariff и так далее). Знакомые, работающие на SBB, говорят, что количество разных типов билетов доходит до тысячи! Вместе с приложением SBB была введена универсальная RFID-карта — Swisspass, которая является не только электронной формой проездных карт, но на неё можно скинуть обычный билет или билет для горнолыжного подъёмника. В общем, очень удобно!

Гипотеза о стоимости билетов или при чём тут demi-tariff
ИМХО, SBB делает ход конём: рассчитывает безубыточную стоимость билетов, добавляет свои 10%, а потом умножает на 2, чтобы народ покупал эту карту demi-tariff за 180 франков в год. Пускай в год продаётся 1 млн. таких карт (население ~8 млн.), ибо кто-то ездит по региональным пасам, кто-то по AG. Итого имеем 180 млн франков на ровном месте.

В пользу этого сценария говорит и тот факт, что в 2017-ом году SBB заработало на 400 млн франков больше плана, которые раздали владельцам различных карт SBB в виде бонусов, а также пустили на снижение стоимости билетов вне часов-пик.


Для подростков предусмотренные различные скидочные программы, например, Voie 7 или Gleis 7 — до 25 лет (на продление надо подать за 1 день до даты рождения) можно заказать эту карту за ~150–170 в дополнение к карте полцены (demi-tariff). Она даёт право проезда на всех поездах (автобусы, корабли и общественный городской транспорт не включены) после 7 вечера (да, 19-нуль-нуль, Карл! 18–59 — не считается!). Идеальный способ для студента путешествовать по стране.

Однако, пока писалась статья, эту карту успели отменить и ввести другую, Seven25, стоимость которой значительно возросла.

Кроме этого, SBB распределяет по коммунам aka городам и весям так называемые дневные билеты (carte journaliere). Каждый житель той или иной коммуны имеет право на несколько таких билетов в течение года. Стоимость, количество и возможность покупки для каждой коммуны свои и зависят от количества жителей.

Примеры carte journaliere и как получить
В коммуне Geneve (крупный город) 20–30 билетов будет доступно каждый день, но их стоимость 45 CHF, что довольно дорого.

В коммуне Préverenges (деревушка) таких билетов будет 1–2 в день, но стоить они будет 30–35 франков.

Так же от коммуны к коммуне меняются и требования к документам на покупку оных: где-то просто достаточно ID, а где-то надо подтвердить факт проживания по адресу, например, принести счёт от энергокомпании или за телефон.


-9fb4qz4maifkqty6b_m9selzee.jpeg


Поезд «Belle époque» на линии Golden Pass между Монтрё и Люцерном

И да, стоит упомянуть, что все проездные SBB за редкими исключениями распространяются на водный транспорт, которого на каждом швейцарском озере с избытком. Так, к примеру, уже пару лет мы катаемся по женевскому озеру с сыром и вином на роскошных кораблях «Belle époque».

Заметка для любителей конспирологии (о Huawei)
Конечно, чтобы проверять билеты, нужен ридер. Максимально универсальный ридер — NFC в смартфоне. Пару лет назад все проводники в поезде ходили со смартфонами от Samsung, говорят, что те дико тормозили и иногда просто зависали, а для «вагоновожатого» это смерти подобно — ни расписание посмотреть, ни помочь нуждающимся с пересадками. В результате поменяли на Huawei — всё прекрасно работает, не тормозит, если вы понимаете о чём я…

И даже без 5G-сетей…


un4ly4_5tk00hskpl2qmgiq9ofm.jpeg


Корабль «Belle époque» между Монтрё и Лозанной

6_5v45hzobkbyela6bk9rodm-hi.jpeg


Внутри некоторых кораблей сохранился паровой двигатель!

Хоть SBB и развивается невероятными темпами (новая инфраструктура, цифровизация, в том числе табло — скоро старых перелистывающихся практически не останется, новый двухэтажный поезд в Вале и так далее), сохраняется заметный анахронизм, и с ультрасовременным вполне может соседствовать ультрастарое. Например, специальные поезда для болельщиков, фанатов родом из 70х с «туалетами гравитационного типа» ©. Даже некоторые поезда Цюрих — Кур (Chur) (IC3) именно такие, что говорить о поезде до Давоса, где часть вагонов старые, а часть ультрасовременные.

Трюки и лайфхаки от SBB для внимательных читателей
  1. Если путешествуете по Швейцарии вторым классом и надо поработать или просто много народу и хочется «продохнуть» — просто садимся в вагон-ресторан, заказываем пиво или кофе за 6 франков и наслаждаемся комфортом. К сожалению, только на IC линиях, и то не всех. Собственно, часть этой статьи и была написана в таких ресторанах.
  2. У SBB есть программа Snow&Rail, когда можно купить и билет, и скипасс (skipass) по сниженной цене. В принципе, до последнего времени работало и с различными проездными, например, AG. Фактически, -10–15% от цены скипасса.
  3. На дороге GoldenPass (MOB) есть вагоны трёх сортов-видов: обычные, панорамные и Belle époque. Лучше всего выбирать последние два или просто Belle époque.
  4. Через приложение SBB очень удобно покупать билеты. Иногда в часы пик на станциях образуется очередь к билетному автомату, и наличие такого приложения очень спасает. Кстати, в нём можно купить билет любому человеку, который путешествует с вами.


Машина vs общественный транспорт


Вопрос животрепещущий и простого ответа на него, пожалуй, нет. В стоимостном выражении владение автомобилей несколько дороже 3 500 франков в год за AG второго класса, к тому же часто случаются пробки (например, зимой все едут с лыжами из Вале в Лозанну и Женеву, пробки растягиваются на 20–30 км) или какие-нибудь катаклизмы, как в Церматте зимой 2017/2018 (из-за схода лавин движение было полностью парализованно с неделю).

С машиной же: страховку заплати (аналог ОСАГО, КАСКО, страховка TUV, по которой приезжает техпомощь и прочее), на бензин деньжат подкинь, любая мелкая поломка превращается в квест и растрату бюджета.

И да, совет для путешественников: въезжая на территорию Швейцарии необходимо приобрести так называемую виньетку (~40 франков), которая даёт право проезд по скоростным магистралям в течение календарного года — такой своеобразный дорожный налог. Если вы въезжаете через такую магистраль, то будьте готовы, что виньетку заставят купить прямо на пункте въезда. Поэтому если вы сняли машину во Франции и решили заехать на день в Женеву, то лучше найдите для пересечения границы дорогу поменьше.

Однако, я бы выделил три категории, где ответ однозначен:

  • Студенты и учащиеся до 25 лет, которые за ~350 франков имеют две карточки (demi-tariff и voie7) и могут спокойно перемещаться между крупными городами.
  • Одинокие люди, которые живут и работают в крупных городах. То есть им не надо ездить на работу и с работы каждый божий день из какой-нибудь глухой деревни, куда автобус добирается пару раз утром и пару раз вечером.
  • Замужние/женатые с детьми — хотя бы одна машина на семью необходима.


С другой стороны, моя подруга в Женеве обзавелась машиной, потому что объезжает центр города на общественном транспорте затратно по времени, а на работу проще добраться за 15 минут по окружной дороге.

А ещё последнее время всё больше и больше на дорогах становится велосипедистов, скутеристов и байкеров. Связано это с тем, что парковки для скутеров/мотоциклов обычно бесплатные и их реально много раскидано по городу.

Досуг и развлечения


Чем же себя развлечь в столь неспокойное, но свободное от работы время? Как вообще обстоит дело с досугом?

Культурная программа: театры, музеи, концерты и кино


Начнём с главного — диалектики культурной жизни Швейцарии. С одной стороны, страна находится в физическом центре Европы на пересечении путей из Италии в Германию и из Франции в Австрию, то есть заехать могут артисты всех мастей и национальностей. К тому же швейцарцы платёжеспособны: 50–100 франков за билет на мероприятие — стандартная цена, как в ресторан сходить. С другой стороны, рынок сам по себе мал — всего-навсего 8 млн. жителей (~2–3 млн. потенциальных клиентов). Поэтому в целом культурных мероприятий много, но зачастую — это 1–2 концерта или представления в крупных городах (Женева, Берн, Цюрих, Базель) на всю Швейцарию.

Отсюда следует, что швейцарцы любят свои «поделки», как например, концерт для студентов Balelec, проводящийся в EPFL, или всевозможные фестивали (весенний фестиваль, день святого Патрика и т.д.), в которых участвует местечковая самодеятельность (иногда даже вполне виртуозная).

К сожалению, местные культурные поделки такие, как театр, например, очень специфического качества и свойства — на любителя и знатока языка.

Иногда бывают мероприятия со швейцарской спецификой, как, например, органная музыка в Лозанском кафедральном соборе при тысячах зажжённых свеч. Мероприятие такого рода либо бесплатны, либо входной билет стоит порядка 10–15 франков.

sjzxbuhh-gxe3yyjh7dxw0_-eqm.jpeg


3700 свечей, однако. Источник

Так как швейцарская культура — культура крестьян (землепашцев, пастухов) и различных ремесленников, то и мероприятия тут соответствующие. Например, спуск и подъём скота в горы, caves ouvertes (дни открытых подвалов виноделов) или грандиозный праздник виноделия — Fête des Vignerons (последний был где-то в начале 90-х, а теперь будет в июле 2019 года).

j9ofuxwdlnum22ybhxuanzk-4hc.jpeg
Осенний спуск коров с гор в кантоне Ношатель

gbgeakxucficyd7pu1de3v0rdrw.jpeg


Иногда такие мероприятия заканчиваются в глубокой ночи

Музеи имеются, но качество оных опять-таки оставляет желать лучшего. Например, музей кукол в Базеле можно не спеша обойти за пару часов, при этом билет стоит около 10 франков.

yxjro5cokytsxvqjltbo6-cyjuu.jpeg


Класс юных алхимиков в музее кукол в Базеле

А если захочется сходить в Рюмин палас и посетить минералогический и зоологический музеи, музей денег, музей истории кантона, а ещё и полюбоваться на музей искусства, то тут придётся отдать уже 35 франков. Кроме того, в здании находится библиотека Лозаннского университета, так что можете прикинуть какой «Эрмитаж» вас ждёт. Поэтому если это музей в замке — не стоит ждать гобеленов 14ого века, если музей монет — не стоит ждать коллекции Оружейной палаты или Алмазного Фонда, лучше ориентироваться на уровень местечкового музея.

nysb1kzqgooagaypsbzgooejeqi.jpeg


Палас Рюмина на площади Рипон в Лозанне. Источник

Да, Лозанна официально именуется олимпийской столицей, здесь располагаются МОК, различные международные федерации и так далее, а соответственно, есть олимпийский музей, где можно посмотреть, как менялись, к примеру, факела в течение последнего века или поностальгировать по Мишке-80.

n-svagnpvrltp5mmggrvtwfulwe.png


Мир Олимпиады в Лозанне

Кратко про кино. Приятно, что кино часто показывают с оригинальной озвучкой и субтитрами на одном из государственных языков Швейцарии.

Русская община и мероприятия


Кстати, в последнее время стали массово возить русских артистов и русские фильмы (в своё время привозили Левиафана и Дурака с русской озвучкой). Если мне память не изменяет, то и русский балет в Женеву точно привозили.

К тому же, обширная русская община часто организует какие-то свои мероприятия: это и игры в «Что? Где? Когда?», Мафию, и лектории (например, Lemanika), и мероприятия типа «Бессмертного полка», организуемого волонтёрами при поддержке консульского отдела, «Тотального Диктанта» и «Соладского Привала» by Russian Nights.

Плюс к этому есть масса групп в FB и VK (иногда с аудиторией под 10 000 человек), в которых действует принцип самоорганизации: захотел встретиться, пересечься, орагнизовать мероприятие — назначил дату и время. Кто захотел — пришёл. В общем, на любой вкус и цвет.

Сезонные развлечения на свежем воздухе


Что ж, давайте теперь посмотрим, чем в Швейцарии можно себя развлечь посезонно помимо культурных набегов.

Начало года — зима. Как я уже упоминал выше, Швейцария славится своими горнолыжными курортами, которых разбросано по Альпам превеликое множество. Есть совсем маленькие на 20–30 км трасс, что эквивалентно одному-двум подъёмникам, а есть гиганты на несколько сотен километров с десятками подъёмников, как например, 4 долины (включая раскрученный Вербье), долина Саас (самый известный среди оных — Саас-Фе), Ароса или какой-нибудь Церматт.

Обычно горнолыжные курорты открываются в конце декабря, начале января, в зависимости от количества выпавшего снега, поэтому почти каждые выходные с января по конец февраля отданы под катание на горных лыжах, походы по ледникам (snow shoeing), катания на ватрушках (aka тюбингах) и прочие горно-зимние радости.

opojxmrzl0sx-b_4di7lpeo6wji.jpeg


Villars-sur-Gryon сразу после двухдневного снегопада

Кстати, никто не отменял обычных беговых лыж (бесплатная или почти бесплатная трасса есть почти в каждой горной деревне), а также катания на коньках (есть в горах, а есть в ледовых дворцах в самих городах).

Ценник за один день катания на горных лыжах варьируются от 30 (маленькие или труднодоступные курорты) до почти сотни франков (98, если быть точным, для Церматта с возможностью переехать в Италию). Однако, можно ощутимо сэкономить, если покупать пассы заранее — месяца за два-три, или даже за полгода. Аналогично с гостиницами (если план оставаться в одной долине на несколько дней), которые зачастую нужно бронировать за несколько месяцев до.

hsm4hd9lfhm8cotznibumrktkua.jpeg


Вид на Саас-Фее со стороны Саас-Грюнда

Что касается аренды оборудования, то комплект: для горных лыж — обычно 50–70 франков в день, беговых — около 20–30. Что само по себе не так уж и дёшево, например, в соседней Франции комплект горнолыжного оборудования стоит порядка 25–30 евро (~40 франков). Таким образом, день катания с учётом проезда и еды может обойтись в 100–150 франков. Поэтому распробовав, лыжники или бордисты либо арендуют оборудование на сезон (200–300 франков), либо покупают собственный комплект (около 1000 франков).

Весна — время неопределённости. С одной стороны, уже в марте в горах горные лыжи превращаются в водные, становится слишком жарко, и кататься уже как-то не в кайф. Пиво под пальмой пить в кайф — да.

pvhsh0nuq3fhcrg5kw_rh1pcgew.jpeg

В апреле есть замечательная Пасха (4 дня выходных), которой многие пользуются, чтобы куда-нибудь уехать в путешествие. Часто в конце апреля становится уже настолько тепло, что проводят первые марафоны.

Да, если считаете, что 10 или 20 км это ничто, душа требует размаха, то можно попробовать Glacier3000 run. В ходе этого забега надо не только преодолеть путь в 26 км, но и подняться на 3000 метров над уровнем моря. В 2018 году рекорд у женщин был — 2 часа 46 минут, у мужчин — 2 часа 26 минут.

n3djh6i26mztwqjx91r2rx62kcw.jpeg


Бегаем иногда лозанские 10 км

В мае начинаются так называемые caves ouvertes или дни открытых подвалов, когда, заплатив 10–15–20 франков за красивый бокал, можно ходить между производителями вина (которые его держат в тех самых «кавах») и дегустировать оное. Самый известный регион — виноградники Lavaux (Лаво), которые находятся под защитой ЮНЕСКО. Кстати, некоторые винокурни расположены на почтенном расстоянии, так что между ними можно неплохо так прогуляться.

vtu9zvhua6ejmfj4r-kqdiuen
    
            <p class=© Habrahabr.ru