Взаимопомощь в акселераторе: коллективный разум двадцати трех проектов

e77ee4520fb242859e002a02498fc11d.jpg Каждый стартап задумывается в какой-то момент, как организовать для себя рабочее место: идти в коворкинг, в акселератор или работать из дома? Мы сейчас проходим акселерацию во ФРИИ. Нам часто задают вопрос: что вам дает акселерация? Помимо экспертной поддержки менторов и предоставленной инфраструктуры, возможности получить инвестиции, это знакомство с другими стартапами. (О том, чему учат на аселерационной программе, читайте в материале «Что должен делать стартап, чтобы выжить?»). Мы хотели бы рассказать об особой внутренней культуре участников акселератора: о взаимопомощи проектов.Во ФРИИ участники помогают друг другу постоянно, это заложено в сам процесс работы. Во-первых, сам акселератор проводит мероприятия, которые помогают взаимодействию команд. Во-вторых, в условиях многозадачности и ограниченного количества времени основатели подходят друг к другу с вопросами и за полезными советами. Мы разбили все виды полезной коммуникации между проектами на 9 категорий.

1. Networking

Это слово определяет внутреннюю культуру акселератора в целом, суть его заключается в построении доверительных отношений и взаимопомощи проектов. Главное в нетворкинге — заводить полезные знакомства, расширять сеть контактов, сюда же мы отнесли коллективный поиск нужных людей. Теория шести рукопожатий во ФРИИ используется постоянно: поиск нужных контактов происходит как за чашкой кофе, так и в секретной группе резидентов в Facebook. За первый месяц нашей акселерации в разные команды были найдены: знакомый в налоговой, который помог исправить ошибку в срок, контент-менеджеры, продажники, разработчики, контакты в сфере политического PR и так далее. Из собственного опыта: Анна Чащина, CMO компании Witget, познакомила Андрея Макеева, основателя агрегатора цветочных магазинов FlowWow, с Дмитрием Амрояном, основателем сервиса myWishBoard.com, и вскоре на доске желаний могут появиться цветы с сервиса Андрея.

На всех стендах висят контакты проектов с именами и телефонами. Напротив — компетенции ребят. Что позволяет найти нужного эксперта среди своих буквально за несколько минут. Доска компетенций и необходимостей на кухне акселератора выглядит так:

1251403fed464f1890b942c9222088cd.jpg

2. Traction-meetings

Каждую субботу в акселераторе проходят трекшн-митинги, в процессе которых эксперты и менторы наравне с другими участниками акселератора оценивают, как каждой команде удается претворить свою бизнес-модель в жизнь. Все команды делятся на четыре группы, первая половина команд «трекается» с утра, а вторая — после обеда. (Подробнее о том, чем полезны эти активности, читайте в статье «Как трекшн-митинги спасают стартап от провала»).К каждой такой встрече все команды готовят презентации, высчитывают экономику проекта по метрикам. На трекшн-митинге выявляют «узкие места» проекта, то есть его слабые стороны, и коллективно думают над тем, как можно решить проблему. Узкие места находят с помощью воронки продаж: это момент, когда «отваливается» большое количество потенциальных клиентов. Многие проекты до прихода в акселератор не строили воронки продаж: не высчитывали, сколько клиентов и на каком этапе теряется на пути от первого контакта до сделки. У проекта GoandStudy в начале акселерации из десяти заявок до продажи услуги доходила только одна, а после того как на трекшн-митингах разобрали пошагово весь путь клиента (заявку, первый звонок, второй звонок и так далее), этот показатель улучшился в два раза.

Последний слайд презентации — это потребности проекта. Например, «Сервисфон» искал инженера для работы на территории клиента. Witget находится в поиске проектов, которые делали партнерские программы. RentMania ищет эксперта по SEO. PetsFerma просит помочь с привлечением заводчиков щенков.

Основными помощниками выступают трекеры: Дмитрий Калаев, Артем Азевич, Евгений Калинин, Александр Журба. Прямо во время трекшена они размещают у себя на стене в Facebook запрос, идущий от проекта. Благодаря большому количеству друзей пост находит отклик через минуты.

06dd8f68d01a48ac8278706dddaab7c6.jpg

Обычно все потребности закрываются сразу после трекшн-митинга.

Очень интересный способ получить обратную связь использует Максим из проекта LetMart. В конце презентации он включает «красный» диктофон на плазменной панели и просит поделиться всем, что, по мнению слушателей, было не так. Затем включает «зеленый» диктофон, чтобы его похвалили.

3. Stand Up

Между утренней и послеобеденной трекшн-сменами на кухне акселератора проходит Stand Up: все команды собираются вместе, и один человек от каждого проекта выходит в центр комнаты, чтобы рассказать о потребностях его команды и экспертизе, которую она может дать. Упрощенно: о том, какая команде нужна помощь, и чем она может помочь другим проектам. Все компетенции и необходимости фиксируются на розовых стикерах и размещаются на большой доске. Бывает и так, что проблема решается на месте: на последнем стендапе основатель проекта +Голос (CRM-система для работы с избирателями) высказал потребность попасть в закрытые группы политтехнологов, и тут же нашелся человек, который состоит в нескольких сообществах и может отправить приглашение.

2da67f361b7141c48cef72a98879b24f.jpg

4. Экспертиза

У каждого начинающего предпринимателя есть определенная сфера компетенций и опыт работы с набором инструментов. Например, с Яндекс.Директ, триггерными рассылками, e-mail-маркетингом, Google Analytics и так далее. Если одному из проектов нужна консультация из сферы компетенций другого, проекты находят друг друга через Facebook или прямо на стендапе.

Чтобы легче было найти проекты в акселераторе, над столами основателей повешены синие облака с названиями.

d5fb78b434014bb4bcb78d3e2aa4fa96.jpg

Из примеров компетенций: Вячеслав Богдан, сооснователь FlowWow, раньше работал в компании Yandex, где занимался контекстной рекламой. В этой сфере его компетенция пригодилась нескольким проектам третьего набора, в том числе проекту AppCoins: Вячеслав посоветовал им использовать программу Директ Коммандер, чтобы избежать пересечения ключевых слов и повысить эффективность показов. Основатели проекта Petsferma подсказали остальным предпринимателям бесплатный сервис для поиска сотрудников YouDo, а ребятам из GoandStudy даже помогли сделать объявление на сервисе популярным: изначально показатель просмотров был крайне низким — один просмотр за полчаса. Сменив категорию объявления на более популярную и указав стоимость услуги, ребята увеличили количество просмотров до 25 за четверть часа, и в итоге получили 6 кандидатов на вакансию.

5. Проверка гипотез

В этих двух словах сконцентрирована вся сущность стартапа, пока он еще не превратился в бизнес. Каждый проект в акселераторе выдвигает предположения и проверяет их на своих клиентах, а часто — на других проектах. Например, ребята собирают мнение коллег относительно своей посадочной страницы, внедренной функции, страницы оплат. Вот так Дмитрий Соколов, основатель проекта Pocket.DJ собирал обратную связь по новому лендингу:

69d8781b58ab4e0a9e29f9eb4f0a65af.jpg

Другие проекты проводят коридорные тестирования, например, проект Youmely с помощью такого опроса выбрал заголовок для посадочной страницы. Они подходили к 10 проектам и показывали экран мобильного приложения с просьбой сказать, куда хочется нажать и что понятно. Выяснилось, что никто практически ничего не понял, поэтому пришлось переделать и заголовок, и изображение, и призыв к действию.

Наш проект с помощью такого опроса протестировал страницу оплаты сервиса: мы подзывали ребят к компьютеру, и они искали недочеты. У проекта Witget B2B-модель, он предназначен для малого и среднего бизнеса, а значит, нас окружает целевая аудитория, у которой мы постоянно можем запрашивать фидбек или помощь.

Благодаря ребятам окошки чек-боксов стали зелеными и появилась сноска «Скоро» для ожидаемого функционала.

6cfbf14f301f407a97bb1251b2484dba.jpg

6. Партнерство

Конечно, все проекты активно интересуются деятельностью друг друга. Несколько проектов установили и пробуют наш сервис Witget для повышения конверсии сайта, а половина нашей команды подсела на PocketDJ (генератор плейлистов). Мы пишем в наш блог материалы о других проектах акселератора, например, уже опубликовали интервью с основателями платформы отзывов SHOPPILOT. Основатели проекта Petsferma пользуются Сервисфоном — с его помощью можно настроить IP-телефонию «под себя». Обычно о партнерстве договариваются компании со схожей аудиторией/продуктом. Например, в планах у FlowWow (агрегатор цветочных магазинов) сотрудничество с Funfromme (создание видеороликов из фотографий клиента в подарок).

7. Линч лендингов

Программа IT-акселератора включает часы, когда проекты запасаются кофе и печеньем, собираются в одной из аудиторий и «линчуют» посадочные страницы сайтов друг друга — попросту критикуют их, выявляют слабые места, советуют друг другу, что можно улучшить и как. «В непринужденной форме ребята обсуждают дизайн и качество посадочных страниц, смеются друг над другом», — рассказал Андрей Макеев, основатель проекта FlowWow. Линчи продолжаются и на рабочих местах: не проходит и дня, чтобы какой-то проект не попросил в Facebook оценить свою новую landing page и дать фидбек о ней. Если нужна срочная обратная связь, то проекты просят сидящих рядом коллег оценить новую разработку. В целом, то же самое происходит и с главной страницей сайта, и с его интерфейсом в целом.

aeee51ab50ff4434a7171c4f84f5cdc2.jpg

8. Лайфхаки

Пожалуй, одно из самых важных преимуществ работы в акселераторе. Каждый проект знает какие-то обходные пути для препятствий в его сфере. Во ФРИИ все проекты так или иначе относятся к сфере IT, поэтому лайфхаки одного предпринимателя почти всегда могут пригодиться другому. У Сергея Кульдина, основателя проекта Youmely, была проблема: как в AppStore добиться скорейшего рассмотрения заявки на приложение? Ему помог коллега из проекта Dr. Tariff. «Лайфхак в том, что на автора одного-единственного приложения особенного внимания не обращают, а тому, кто загрузил десяток, отвечают достаточно быстро. В итоге просто убираешь девять из десяти, а главное уже продвигаешь дальше», — делится опытом Сергей.

Основатель компании Letmart, Максим Перевезенцев, дал полезный совет основателю Unim Histology Алексею Ремезу, как привлекать релевантный трафик из новостной ленты Яндекс: привязать к ней новостную ленту на сайте Unim Histology.

Сооснователь SHOPPILOT Станислав Бай помог проекту RentMania советом: для проектов по аренде отличным KPI является вовсе не количество заказов, а количество объявлений в контекстной рекламе. Чем шире охват объявлениями, тем выше эффективность компании.

9. Обучение

Польза от акселератора еще и в том, что каждый член команды эксперт в какой-то области. Если желающих набирается много на какую-то тему, то администраторы объявляют мастер-класс.

Евгений Безымянников из Witget рассказывал проектам об американской системе. Согласно этой методологии, зная точное время, которое тратит сотрудник на одну операцию, можно спланировать найм новых сотрудников и масштабирование бизнеса.

Даниил Ханин, сооснователь компании Crossss и ментор стартапа RentMania, поделился со всеми проектами своими наработками: как проверить гипотезу и спрос на продукт за 5 минут, не тратя силы и время на создание лендингов и программирование форм заказа.

Коллег можно использовать и для того, чтобы пролоббировать идею какого-либо мастер-класса от известного спикера. Если желающих набирается достаточное количество, то акселератор находит эксперта и ставит его лекцию в программу. Так произошло с выступлением Александра Егорова из Alytics по контекстной рекламе, а вот так мы просим прочитать лекцию по SMM:

fb4af6569ad04d5484de41d77404a1f0.jpg

Ресурсы самого акселератора — только половина того толчка, который он дает стартапу. Одна голова хорошо, две лучше, ну, а пятьдесят, да еще и предпринимательских, ускоряют развитие проекта в разы. Нам кажется, что подобную внутреннюю культуру можно выстроить и в обычном коворкинге, и в классическом офисе, главное — правильная мотивация. Разумеется, подобная культура уже существует во многих офисах, коворкингах и бизнес-инкубаторах, ну, а если нет — то можно попробовать ее развить. С другой стороны, возможно, помогать и выслушивать советы нужно тоже в меру, чтобы постоянная коммуникация не мешала работе.

a2d98f7a27a74ccebdb03b8d52fe6e79.jpg

Работа в стартапе — это не только обучение и нетворкинг, но и множество ошибок, которые делает каждый из проектов в начале пути. Подробнее об этом — в материале «Стартапы и факапы». В следующих публикациях мы расскажем еще о нескольких проектах акселератора, например, о том как проект MoneyHero повышал конверсию, меняя тексты лендингов. Следите за публикациями в нашем блоге!

© Habrahabr.ru