Выводим первый транш с Upwork

UW
Как человеку с образованием программиста и без юридического разобраться в тонкостях работы банков, валютного контроля и вывести свои деньги с Upwork на примере банка Тинькофф бизнес.

В интернете есть несколько инструкций, как можно вывести средства с Upwork, но они достаточно поверхностные и мне пришлось потратить большое количество времени и нервов пока я получил нужные мне сведения для каждого поля Валютного контракта и других документов, которые требуются для банка. Для программистов, дизайнеров и других около IT-специальностей, который занимается своим любимым делом и не очень хотят погружаться в бумажную бюрократию добро пожаловать под кат.

Цель поста не рассказать про фриланс биржи и привлечь на темную сторону специалистов на одну из площадок удаленной работы. Подразумевается, что вы знакомы с основными нюансами, плюсами и минусами работы из дома на клиентов со всего мира.

Для вывода средств с Upwork вам потребуется собственно аккаунт Upwork, действующее ИП, аккаунт в Тинькофф бизнес или другом банке. Инструкции именно для Тинькофф, но разделы до Валютного контракта и прохождения Валютного контроля подойдут для большинства других банков. Инструкция по шагам и с примерами, чтобы не возникало заминок по каждому пункту.


Принятые сокращения:

CoE — Справка о доходах/Сertificate of earnings
UA — Пользовательское соглашение/User Agreement (часто называют оферта)
CoS — Подтверждение оказания услуг/Confirmation of Service
ИП — Индивидуальный предприниматель/Private entrepreneur
ВК — Валютный контроль


TL/DL


  • Запрашиваем в сапорте Upwork UA на русском и английском языка и подписываем его
  • Скачиваем, подписываем и отправляем на подпись в Upwork CoS
  • Скачиваем CoE
  • Создаем валютный контракт в личном кабинете банка
  • Прикладываем три бумаги (UA, CoS и CoE) вместе с валютным контрактом к поступлению из Upwork
  • Отправляем бумаги на ВК
  • Получаем свои деньги на валютный счет


Пользовательское соглашение (UA)

Для получения UA на русском и английском языках:


  1. Переходим на сайт в раздел сапорта Upwork


  2. Открываем панель сапорта нажав на кнопку Get Help (или Log In, если не авторизованы) внизу слева в окне Contact US


  3. Выбираем I’m a freelancer


  4. В поле ввода вставляем: «Hello. Please send me a User Agreement in Russian and English.»


  5. Нажимаем Ask Question


  6. В этом же всплывающем окне прокручиваем вниз и нажимаем кнопку Contact Support


  7. Выбираем Get paid и Other и нажимаем кнопку Continue


  8. Выбираем Email


  9. Проверяем текст сообщения


  10. Нажимаем кнопку Submit


  11. Ответ сапорта может занять несколько часов, иногда 1–2 дня - на почту придет письмо с прикрепленным pdf-файлом UA:


    pdf-файлом UA


  12. Скачиваем и открываем файл (я использовал open source приложение Xournal++ c GitHub и Adobe Acrobat Reader DC с их официального сайта)


  13. Подписываем последнюю страницу
    Указываем:


    1. Дату присоединения — берем из поля Active on Upwork Since CoE
      CoE
    2. Дату завершения обязательств по контракту — ставите любую дату в будущем (я поставил 5.01.2030)
    3. Ставим подпись (*Reader DC умеет из фото вашей подписи на листе бумаги сделать изображение, которое можно добавлять к документам в три клика)
    4. Ваше ИП
    5. Не забудьте поставить печать (если есть)

    У вас должно получиться примерно так:
    UA
    UA готов, он вам потребуется на последнем шаге.



Для некоторых банков после выхода оферты (UA) новой редакции нужно повторно ее подписать и отправить в банк. За 2019 год вышло около 3 новых версий документа. В тинькофф этого делать не надо. Ответ менеджера банка:
«если дата присоединения не менялась, новую редакцию предоставлять мы не требуем.»


Подтверждение оказания услуг (CoS)


  1. Скачиваем CoS


  2. Заполняем документ:
    2.1 Ставим дату поступления средств на транзитный счет (можно найти в своем банке)
    2.2 Указываем ваше ИП в строке «Подрядчик»
    2.3 Указываем стоимость выполненных работ (ту сумму, которую вы выводите в свой банк до вычета)
    Ниже значения для дополнительных полей Удержание вознаграждения, НДС, комиссия Upwork и Итоговая сумма можно найти на странице Transaction history вашего профиля Upwork. Сами поля опциональны и их указывать необязательно. Но между министерствами стран сложилась тенденция обмениваться информацией по платежам резидентов нерезидентам. И значения в этих поля в случае необходимости могут вам пригодиться для подтверждения в ФНС точности указанных сумм.

    2.4 Удержание вознаграждения за услуги Upwork — строка Service Fee for …
    2.5 Удержание НДС дополнительно к вознаграждению — строка VAT for Service Fee
    2.6 Комиссия за перечисление (выплату) средств — строка Withdrawal Fee
    2.7 Итоговая сумма к перечислению Подрядчику — та сумма, которая поступила к вам на транзитный счет в вашем банке.
    Несложная математика


    Итоговая сумма — это Стоимость работ (п 2.3) за вычетом вознаграждения (п 2.4), НДС (п 2.5) и комиссии (п 2.6) Upwork

    2.8 Указываем ваши ИП и ИНН
    2.9 Повторяем те же шаги для страницы CoS на английском языке
    2.10 Ставим подпись на обеих страницах
    У вас должно получиться примерно так (две страницы в одном файле pdf):
    CoS RU
    Cos EN

Отправляем подготовленный pdf-файл в поддержку на подпись
Выполняем все те же действия, что и для получении UA, только:


  1. Заменяем текст на «Hello. Could you sign both pages of the Confirmation of Service?»
  2. Нажимаем кнопку Add file и добавляем подписанный на шаге 2.10 pdf файл CoS (именно pdf, не jpeg/tiff)
  3. Нажимаем кнопку Submit и ждем ответ сапорта на почту — письмо с подписанным ответственным сотрудником Upwork документом

CoS готов, он потребуется на последнем шаге

Валютный контракт

Создаем Валютный контракт в Тинькофф бизнес:


  1. Авторизуемся в личном кабинете тинькофф бизнес
  2. Переходим в раздел Счета и платежи и сверху на панели выбираем ВЭД (Внешнеэкономическая деятельность)
  3. Нажимаем кнопку Добавить контракт
  4. Заполняем контракт:
    4.1 Тип контракта указываем Экспортный*
    4.2 Дату контракта ставим ту же, что и в UA (п. 13.1)
    4.3 Валюта контракта — Доллар США
    4.4 Ставим галочку Контракт без суммы
    4.5 Выбираем радиокнопку Меньше 6 млн ₽
    4.6 Наименование нерезидента — Upwork Global Inc
    4.7 Страна нерезидента — 840 — СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
    4.8 Дата завершения обязательств по контракту — ставим ту же, что и в UA (п. 13.2)
    4.9 Ставим галочку Контракт без номера
  5. Нажимаем кнопку Подтвердить

    Контракт готов, он вам потребуется на следующем последнем шаге для прохождения ВК и вывода ваших денежных средств.


    * Есть разные мнения по выбору типа контракта при работе с фриланс биржей Upwork
    • Импортный

    Например, менеджер банка тинькофф бизнес считает, что это Импортный контракт. Цитирую: «Контракты, заключенные с Upwork считаются импортными. Входящие валютные переводы по таким контрактам так же учитываются как импортные (согласно типовым условиям таких оферт не вы оказываете услугу сервису, а сервис оказывает услугу вам — продвигает программы / приложения, разработанные вами).»


    • Смешанный

    Пообщавшись с одним из разработчиков, который давно работает на Upwork (и судя по его сообщениям он неплохо изучил законодательство в сфере ВЭД и ИП), стало понятно, что он считает контракт Upwork смешанным: «Я ставил «Смешанный», потому что «получаю и отправляю деньги». Фактически мы только получаем, но юридически: получаем за оказанные клиенту услуги, и платим взаимозачётом апворку за услуги апворка. Ну и если когда-то надо будет срочно купить коннекты, то это будет уже реальная транзакция с деньгами (или если сделать аккаунт клиента).»


    • Экспортный

    Есть мнение менеджера банка Точка: «Почему-то многие банки учитывают его как смешанный. Хотя в самой оферте сказано, что Upwork не продвигает услуги, а только даёт место где могут встретиться продавец услуг и покупатель. Поэтому мы считаем, что это экспортный договор.»

    Я решил указать экспортный, потому что предельная сумма до постановки на учет валютного контроля по такому типу контракта выше остальных типов (до 6 млн ₽ вы можете быть спокойны).
    И если такой тип контракта проходит ВК, значит я не нарушаю каких бы то ни было финансовых законов и условий регулятора. Они по тому и называются контроль, что проверяют правильность заполнения документов (контрактов, платежей, счетов и актов) и лучше им не мешать заниматься своим делом.



Прохождение валютного контроля


  1. Переходим в раздел Счета и платежи в тинькофф бизнес
  2. По центру экрана в разделе Операции выбираем пункт Входящие
  3. Выбираем платеж
  4. В поле Выберите контракт выбираем созданный в предыдущем пункте Валютный контракт
  5. Нажимаем галочку Приложить документы
  6. Еще раз проверяем ранее полученные/подготовленные документы
  7. Кидаем в поле Выберите файл или перетащите его сюда два ранее подготовленных документа (UA и CoS) и скачанный CoE
  8. Нажимаем кнопку Отправить на проверку
  9. Ждем до 1 дня (если отправили в будний день в рабочее время, то могут проверить за 1–2 часа) и после успешного прохождения ВК пользуемся своими деньгами

В заключении добавлю, что для первого зачисления потребуются:


  1. UA — подтверждает факт договора с Upwork
  2. CoE — подтверждает факт договора с Upwork
  3. CoS — факт перевода

Для последующих только CoS


Немного о поддержке Тинькофф Бизнес

От себя могу добавить, что эту инструкцию можно было бы не писать, если бы поддержка быстрее и подробнее отвечала на вопросы.
Получалось, что я от них узнавал необходимую информацию не с первого раза и приходилось тратить время из-за их некомпетентности. И они ни в какое сравнение не идут с поддержкой того же банка для физических лиц.

© Habrahabr.ru