Выгорание продолжает косить наши ряды. LinkedIn нашла решение

qsi0lrfda3vgab4u0lkqrv1wami.jpeg

О выгорании уже трубят из каждого угла. Но проблема от этого не устраняется. Наоборот. Размеры этого снежного кома с каждым месяцем продолжают расти. По данным исследования разработчика HR-софта Personio, больше половины молодых (18–34) специалистов в IT сейчас готовы уйти или сменить работу. И 38% сотрудников планируют попробовать себя в новой роли/компании уже в ближайшие 6–12 месяцев. Мы засиделись и устали. «Перемен — требуют наши сердца!»

Ожидается, что дополнительная текучка кадров только в Великобритании и Ирландии в ближайшие 12 месяцев обойдется экономике в £16,96 млрд. Это эквивалентно 10 076 фунтам ($14 тыс.) на каждое предприятие, включая малый бизнес. Ну, а крупнейшие компании готовятся потерять на этом сотни миллионов.


3tfgddrnzl2at12sd1pak6xgxl4.jpeg
Слайд из исследования Personio

Не все готовы мириться с такими потерями. Чтобы бороться с выгоранием среди своих работников, Linkedin недавно приняла довольно радикальное решение. Внепланово отправить всех в оплачиваемый недельный отпуск.

Это решение затронуло 16 тысяч человек. Если учесть, что средняя годовая зарплата там составляет $120 000 (на самом деле выше), этот шаг будет стоить компании $40 млн. Но она считает, что на самом деле это будет ей выгодно. Меньше увольнений, меньше сложностей с хантингом, выше продуктивность.

Людей просят вообще не выходить на связь (!), спокойно сидеть дома и отдыхать. А несколько сотен сотрудников, которые остались работать, чтобы поддерживать сервисы, — получат отпуск на месяц позже.

Теуила Хансон, директор по персоналу в LinkedIn, была главной движущей силой такого решения. Она сама присоединилась к компании в прошлом июне, и видела, как боевой дух команды с каждым месяцем падает. Поэтому, как она объясняет:


Мы хотели убедиться, что можем дать им что-то действительно ценное. И сейчас самым мы считаем свободное время, чтобы вместе разгрузиться.

Теуила считает, что ключевое здесь — дать такой отпуск для всей компании. Поскольку все отдыхают одновременно, по возвращении на работу сотрудники не будут завалены электронной почтой, заметками о встречах и запросами по проектам, которые накапливаются за время их отсутствия. Иначе весь смысл отдыха свелся бы на нет, и человек мог бы снова выгореть в первый же день. Плюс — во время отдыха никто не звонит им и ничего не спрашивает о проекте. Люди знают, что в течение этой недели их совершенно точно оставят в покое. Это само по себе действует расслабляюще.


l3x7n5qubpipdiv9plph6szhhkq.jpeg
Теуила Хансон

LinkedIn перешла на удаленную работу чуть больше года назад, в начале весны 2020-го. С тех пор она регулярно проводила опросы среди своих сотрудников. И уже летом выяснила, что настроение и самочувствие её программистов меняется к худшему. Появились признаки выгорания и подступающих депрессий.

Поэтому компания инвестировала в создание инициативы LiftUp!… В нее вошли тренинги по эмоциональному выгоранию для руководителей, дни без совещаний и другие инвестиции в психическое здоровье работников.

В свой стандартный опросник компания добавила один простой вопрос: «Как у вас дела?». Он специально был таким открытым, без конкретики. Чтобы каждый человек мог интерпретировать его в соответствии с тем, что его сейчас волнует. Теуила Хансон говорит, что так они и начали замечать появление тем, связанных с выгоранием, недостатком заботы о себе, проблемами с семьей. Многих беспокоило растущее чувство одиночества. Руководители могли прочитать анонимные, но реальные комментарии, и точнее понять, что происходит. Как чувствуют себя люди, что они делают и чего им не хватает.

Например, некоторые рассказывали о том, что они скучают о своих ежедневных поездках на работу — для них это было время разгрузки. Они могли настроиться на рабочий день, послушать подкаст, просмотреть новости. А в конце дня, наоборот, замедлить темп, постепенно выйти из офисного режима, и с радостью чувствовать, что дом все ближе.

 По данным LinkedIn, настроение работников начало меняться в июле-августе — когда люди поняли, что локдауны и пандемии не пройдут за пару месяцев, а могут остаться с нами надолго. Тогда HR-департамент задумался: какой сделать сюрприз, чем порадовать своих сотрудников?

Они запустили серию семинаров, предложили каждому бесплатные занятия с психологом, ввели несколько курсов для менеджеров (в основном о спокойствии и важности сострадания). И еще один курс для обычных разработчиков — о практической расстановке приоритетов.

Заметили, что особой популярностью всё-таки пользуются дни без собраний. Люди в опросниках стабильно давали им высшую оценку. То есть, идея, требующая минимум трат, ещё и оказалась самой востребованной. Люди думали: «Ух ты, а правда можно целый день заниматься своими делами, а не бегать от собрания в Zoom к собранию в Zoom?».

Ну, а после этого — логичным показался следующий этап.

Теуила Хансон рассказывает:


Мы сделали выходные для сотрудников в декабре. И после этого увидели, что люди полны энергии. Им снова кажется, что они могут погулять, что у них есть время читать книги, смотреть вебинары и фильмы. Продуктивность заметно возросла. И мы подумали, может, есть смысл дать ещё одну оплачиваемую неделю в году? Не только для решения проблемы эмоционального выгорания, но и для выражения нашей благодарности нашим сотрудникам.

Подумали, как лучше это сделать, и поняли, что если уходить в отпуск — то только всей компанией. Чтобы можно было без чувства угнетения наслаждаться этими днями. Вот почему, на наш взгляд, декабрьский отдых пошел людям на пользу сильнее, чем индивидуальные отпуски.

Дни без совещаний, регулярные тренинги о проблемах выгорания и опросы мнения сотрудников — это, конечно, хорошо. Но LinkedIn даже всё это в сумме не спасло: по их словам, показатели падали. В такой ситуации, видимо, общий внеплановый отпуск — единственный гарантированный выход. Если сотрудники не работают — они точно не выгорают!

Интересно, возьмут ли такой подход на вооружение в «Яндексе», Сбербанке, MRG и других российских IT-компаниях? Или проще надеяться на стальные нервы и крепкую закалку своих программистов?


gij7vafk4xfih6yyfx5jbvmr5q0.png

© Habrahabr.ru