VUCA-мир, BANI-мир и великое увольнение, как проявления возрастающей сложности

8eee0cafbe6310b0184571e35ff044f2.jpeg

Небоскребы, небоскребы,
А я маленький такой -
То мне страшно, то мне грустно,
То теряю свой покой
Я работаю, как лошадь,
Все дела, дела, дела,
А жена не потерпела -
И к свободному ушла
Слова песни Вилли Токарева «Небоскрёбы»

В Прологе[1] к моему блогу, я рассказал про возрастающую сложность мира и высказал точку зрения, что наступил «кризис управления сложностью».

Но, если это действительно так, то сложность и кризис должны иметь последствия и не могут остаться незамеченными. Они должны как-то проявляться и в чём-то выражаться. У них должны быть какие-то симптомы. 

Я считаю, что такими симптомами являются также и расширяющиеся сегодня проблемы мировой экономики и кризис существующей модели капитализма[2]. Но, кроме этого, должно быть что-то ещё в среде организаций.

Следовательно, встаёт вопрос:  как сегодня проявляется возрастающая сложность мира и в чём она выражается, во что выливается для организаций? Как её обозначают и описывают?

Ответ позволит констатировать наличие сложности, доказать, что сложность есть, что она возрастает и усугубляет кризис управления сложностью. 

Мы увидим, что способ (метод) его разрешения пока не найден. А всё, что предлагается — это из разряда станьте «суперменами»,  «бэтменами»,  «человеками-пауками» и другими «людьми X». То есть «превратитесь в сверхлюдей». Тогда сложность вам будет нипочём. 

Следование этим советам приводит к «тотальному выгоранию» и, как следствие, к «великому увольнению». Что ещё более увеличивает «кризис управления сложностью», создаёт новые опасности, а, соответственно, усиливает потребность в его разрешении. 

Приступим. 

Раньше мир был менее сложный (разнообразный). Поэтому он описывался, как SPOD-мир.

SPOD — это аббревиатура (акроним английских слов), которой обозначают старый мир:

  • S — Steady — Устойчивый,  

  • P — Predictable — Предсказуемый,  

  • O — Ordinary — Простой,  

  • D — Definite — Определенный.

Этими прилагательными описывается старый мир. В этом он выражался по сравнению с сегодняшним миром.

Но научно-технологический прогресс (НТП) не стоял на месте. Благодаря ему технологии стали развиваться быстрее смены одного поколения.

Посредством массового распространения вычислительной техники и интернета, путём цифровизации и развития информационных технологий и средств коммуникаций, из-за «информационного взрыва»[3] родилась «сложность мира». И стала возрастать, как «снежный ком». И продолжает расти. 

Происходящие процессы стали более разнообразными, запутанными, нелинейными и комплексными. Их начали описывать как «глобальная трансформация»,  «большие изменения» или «сдвиг».

Из-за чего ситуация стала меняться быстро и непредсказуемо. Скорость перемен оказалась огромной, а определение того, что грядёт, — крайне затруднительным. На основе данных изменений стало нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия. Появилась неуверенность, как действовать.

Возник так сказать «туман войны»[4] — когда не знаешь, как поступать. Проблемы стали более комплексными, складывающимися из множества разнообразных факторов, причин и событий. Количество которых так велико, что возможность давать оценку затуманена. Появился недостаток одновременно, как осведомлённости, так и непредсказуемости. 

В результате такой мир стали обозначать как VUCA-мир. Он из-за роста сложности в 80-х годах 20-го века сменил собой старый SPOD-мир. 

VUCA — это так же, как и SPOD, аббревиатура (акроним английских слов):

  • V — Volatility — изменчивость (непостоянство, нестабильность, неустойчивость, волатильность),

  • U — Uncertainty — неопределенность,

  • C — Complexity — комплексность (сложность),

  • A — Ambiguity — неоднозначность (неясность, двусмысленность).

В этом обозначении, по сути,  стала выражаться сложность (разнообразие) мира. Так её начали первыми описывать американские военные стратеги в 80-х годах 20-го века после окончания холодной войны. В этом она с тех пор проявлялась по 2020 г.[5] 

Как видим, возрастающая сложность не осталась незамеченной. Она проявлялась и имела обозначение. И при этом не стояла на месте. А росла. 

Поэтому в 2020 г. бывший уже привычным VUCA-мир начал становиться неактуальным. Знакомый мир неупорядоченности стал размываться.

Наряду с НТП, неумолимо расширяющийся мировой экономический кризис, а также спровоцированные им торговые, санкционные и реальные войны, деглобализация, пандемия, разрыв и перестраивание логистических цепочек, четвёртая промышленная революция, фазовый переход к новому экономическому укладу ещё больше увеличили сложность (разнообразие) мира.

То, что раньше в VUCA-мире было нестабильным (Volatility), перестало быть надежным и стало хрупким (Brittle). То есть всё может совершенно внезапно выйти из строя, сломаться, разрушиться, перестать работать. Любые привычные нам системы, способы действий, организации могут рухнуть в любой момент. Хрупкое всё:  общество, государство, системы (энергетические, торгово-логистические), бизнес, группа, продукт. Всё подвержено катастрофе в любой момент.

В такой обстановке люди перестали чувствовать себя неуверенными (Uncertainly), они превратились в обеспокоенных, хронически встревоженных (Anxious) и напуганных. Они уже не успевают за всеми изменениями, нововведениями, законами, открытиями. Информации и знаний уже такой объём, что их просто невозможно не только воспринять и объять, а даже прочитать. Также стало не понятно, где фейк, а где истина. 

Вещи (мир, бизнес, процессы, бизнес-модели, взаимосвязи) больше не комплексные (Complexity). Они стали подчиняться принципам и законам нелинейных (Nonlinear) сложных систем. Эти принципы и законы мало кому понятны до конца, так как вокруг господство нелинейности. Причина и следствие больше не связаны явными и видимыми связями. Следствие неочевидно и больше не пропорционально причине.

То, что раньше было неоднозначным (Ambiguity), сегодня стало непонятным и непостижимым (Incomprehensible). Возникла информационная перегрузка. «Дополнительная информация больше не является гарантией лучшего понимания. Большее количество данных может быть контрпродуктивным, подавляя нашу способность понимать мир»[6]. Количество факторов, которые нужно сегодня принимать во внимание, превышает емкость сознания.

Таким образом,  всё возрастающая сложность неизбежно привела нас в мир хрупкости, тревожности, нелинейности и непостижимости. Этот мир стали обозначать, как BANI-мир. VUCA-мир превратился в бурлящий, кипящий мировой котёл. VUCA-мир перерос в BANI-мир:  «из плоскости туманной неопределенности в многомерное пространство сгущающегося хаоса»[7]. 

BANI — это так же, как и VUCA, аббревиатура (акроним английских слов). Она характеризует новую реальность, ее особенности и условия существования. Образована от:

  • B — Brittle — Хрупкий,

  • A — Anxious- Тревожный,

  • N — Nonlinear — Нелинейный,

  • I — Incomprehensible — Непонятный/непостижимый.

Автором акронима является Джамаис Кашио[8], а местом его презентации — Институт будущего (IFTF)[9].

Наиболее просто и ясно, на мой взгляд, аббревиатура BANI описывается в статье«Как мы попали из VUCA в BANI-мир и что нам в нём делать»:

B — brittle — хрупкий

Мы не можем полагаться на хрупкие по своей природе вещи. В хрупком мире любые привычные нам системы, способы действий, организации могут рухнуть в любой момент. На поверхности системы могут казаться очень устойчивыми, даже непоколебимыми. Они действительно могут быть такими ровно до того момента, пока не возникнет какой-то новой подрывной технологии или чёрного лебедя.

В сегодняшнем мире эта хрупкость появляется из-за диссонанса между тем, что система проявляет на поверхности и на какой основе существует.

Во многом, такой диссонанс — это следствие погони компаний за прибылью или политических режимов за красивой информационной картинкой. Из-за такого дисбаланса и всеобщей связанности кризисы, которые раньше касались лишь одного государства или региона, влияют на весь мир. Нет ничего надёжного, и никто не защищён.

A — anxious — беспокойный

Неопределённость VUCA-мира трансформировалась в постоянную тревогу и даже страх. Нынешний беспокойный мир держит в состоянии стресса всех и всегда. Невозможно предсказать, что случится дальше. Мы всё чаще чувствуем себя беспомощными и не понимаем, как принимать решения.

Тревожность становится основной болезнью.

Мы становимся более зависимы от новостей и постоянного медиапотока. Но информация, которую мы потребляем, часто состоит из пропаганды и фейков и лишь усиливает ощущение небезопасности мира и нашу тревогу.

В состоянии тревоги люди:

  • живут в ожидании следующей катастрофы или катаклизмов;

  • становятся более пассивными, чтобы не принимать неверных решений;

  • чувствуют отчаяние от упущенных возможностей;

  • испытывают невыносимые ощущения, когда другие неконтролируемо принимают решения, влияющие на них или на страны в целом.

С психологической точки зрения беспокойная реальность усиливает риски возникновения и актуализации психических травм.

N — nonlinear — нелинейный

Нелинейный мир не позволяет установить чёткие связи между причинами и следствиями, например, между нашими действиями и их результатом. Из-за того, что связанность мира усиливается, становится всё сложнее понять последствия каждого отдельного явления.

События имеют системный эффект, влияя сразу на всё и всех. 

I — incomprehensible — непостижимый

Нелинейные следствия различных причин и явлений создают большой разрыв в нашей способности понять происходящее и предвидеть изменения.

Мы теряем способность понимать причины событий, так как часто они лежат где-то глубоко в прошлом или вообще не в той сфере, в которой логично их искать.

Мир становится непостижимым, и это делает невозможным создание полного представления о том, что происходит. Знания всегда неполноценны. Данных всегда не хватает. Мы вынуждены принимать решения в ситуации неопределённости и двигаться на ощупь.

В таком мире обладать большим количеством информации не значит сформировать правильное понимание или найти верные ответы. Значение имеет выявление ценных сигналов, а не восприятие растущего информационного шума. В то же время наша биологическая чувствительность и способы реагировать на информацию не изменились. Поэтому большое количество информации может только перегрузить нашу нервную систему и снизить способность принимать качественные решения». 

Итак. Из сказанного мы видим, что старый SPOD-мир, как говорится,  «канул в Лету» — исчез навсегда и бесследно. И, думаю, не вернётся уже никогда. Ну, только, если человечество не будет ввергнуто обратно в архаику. Что на дату написания настоящих строк (11.01.2023 г.) очень даже актуально. 

Мы наблюдаем, что, начиная с 80-х годов 20-го века, сложность мира росла и проявлялась. Причём настолько, что её даже специально обозначили. Сначала, как VUCA-мир, а сейчас уже, как BANI-мир

Переход VUCA-мира в BANI-мир демонстрируется следующим рисунком, который я также позаимствовал из статьи «Как мы попали из VUCA в BANI-мир и что нам в нём делать»[12]:

Отражённая на представленном рисунке трансформация VUCA-мира в BANI-мир сама по себе свидетельствует о том, что проблема сложности мира присутствует, и только обостряется. И при этом сегодня уже выражается в хрупкости, тревожности, нелинейности и непостижимости. 

Встаёт вопрос:, а что дальше? Какой мир придёт на смену BANI-миру?

Ведь возрастание сложности не прекратится. Она будет увеличиваться. Это объективный закон развития. 

Что произойдёт? Мир вообще превратится в призрачный или хаотичный, безумный или экстремальный, искривлённый и непознаваемый? В чём он начнёт выражаться? Какими ещё прилагательными его опишут?

Но самое главное,  как в нём выживать людям? Что делать? Как им преодолевать сложность мира?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, позвольте кратенько пробежаться по тому,  что предлагается сегодня, и к чему это приводит.

А сегодня особо ничего существенного и не предлагается, кроме как «меняйся или умри».

Сегодня сотрудникам говорят, чтобы оставаться на плаву, постоянно следите за трендами и обучайтесь новым знаниям и навыкам. 

Утверждают, сейчас важно умение быстро переучиваться и менять своё мышление. Hard skills (жёстких навыков)[13] уже недостаточно, осваивайте наравне с ними soft skills (гибкие навыки)[14], и даже self skills (навыки самокопания)[15]. 

Постоянно актуализируйте, совершенствуйте и hard skills, и soft skills, и self skills.

При этом, как правило, soft skills связывают с:

  • личностными чертами (ответственностью, дисциплинированностью),  

  • социальными навыками (коммуникациями, эмпатией, умением работать в команде),

  • способностью управлять людьми и собой (лидерскими качествами, критическим мышлением, поведением в стрессовых ситуациях). 

Наиболее востребованные работодателями soft skills (гибкие навыки), следующие:

  • креативность / творческое мышление,

  • умение убеждать,

  • работа в команде,

  • адаптивность,

  • эмоциональный интеллект.

Под self skills понимают заботу о себе, отслеживание своего психологического здоровья, стремление к саморазвитию. 

Теперь от сотрудников требуют всё это тренировать в течение всей жизни. 

Советуют, если что-то стало хрупким, станьте устойчивее. Осваивайте метанавыки по развитию устойчивости нервной системы и увеличению количества ресурсов психики. И конкретно — стрессоустойчивости, исцеления себя от психических травм. 

Учитесь без отрицания проблем положительно смотреть на будущее. Постоянно выходите из зоны комфорта, чтобы наращивать в себе необходимые компетенции.

Говорят, если вы чувствуете беспокойство и тревогу, то заботьтесь о себе. Усильте эмпатию и сочувствие. Осознайте, что для полноценной жизни нужен внутренний баланс ресурсов — нельзя бесконечно тратить силы и эмоции или бесконечно копить негатив. Следите за психологическим здоровьем. 

Рекомендуют, научитесь понимать эмоции, контролировать их, не травмировать себя и окружающих. Работайте со своим внутренним состоянием. 

Убеждают сотрудников, вы станете успешнее, если будете работать со своими психотравмами. Освойте травматерапию, познакомьтесь с теорией травмы. С точки зрения нейробиологии и физиологии, именно травма в первую очередь негативно влияет на адаптивность. Травма замораживает вас, делает вашу психику ригидной. Когда вы травмированы, у вас очень мало энергии на то, чтобы качественно и хорошо справляться со стрессом. И тогда любой стресс заставляет бежать от изменений, искать безопасное место и застревать в том, что привычно.

Твердят, учитесь лучше справляться со стрессом, проживать эмоции и меньше фрустрироваться от того, что приходится адаптироваться и какие-то ваши ожидания не совпадают с реальностью.

Предлагают, овладейте деконцентрацией внимания. Деконцентрация внимания — это состояние, при котором нет какого-то одного объекта, а есть фон, и все внимание распределяется по нему. Состояние деконцентрации — это что-то вроде ментальной тишины, когда прекращается внутренний диалог, рассеивается хаос и все встает на свои места. На фоне этой тишины сможете избавиться от заданных ролей, получать высокую производительность, направлять ресурсы на решение необходимых задач, меньше реагировать на внешние раздражители, действовать творчески и нешаблонно. 

Утверждают, если что-то стало нелинейным нужен контекст и адаптивность. Для чего осваивайте способность быстро чувствовать происходящее и адаптироваться к нему. Развивайте эти качества, изменяйте свои ментальные модели и учитесь адаптироваться к сложным процессам, которые сегодня разворачиваются. 

Стремитесь к саморазвитию. Расширяйте кругозор и учитесь — всему, везде и много. В рабочих вопросах стремитесь понимать, какие знания и компетенции развивать. Постоянно повышайте квалификацию.

Наставляют, развивайте когнитивную гибкость. Во времена постоянных изменений главным навыком становится умение быстро адаптироваться к ним. В основе адаптации лежит когнитивная гибкость. Чтобы не воспринимать изменения как трагедию, нужно уметь выкинуть из головы все лишнее и использовать только необходимое.

Внушают, что привилегию в виде быстрой адаптации сегодня получат те, кто знает про то, что человек развивается, кто может развивать в себе осознанность, исцелять травму и использовать инструменты теорий и практик развития, чтобы быстрее подстраиваться под меняющийся мир.

Рекомендуют, развивайте устойчивые навыки осознанности. Настаивают, осознанность (англ. mindfulness)[16] — это ключевой метанавык. Она позволит замечать ваши паттерны поведения, отслеживать, на чём вы основываетесь, когда принимаете решения, как реагируете эмоционально и телесно. Это позволит свободно выбирать: нужно ли их сохранять или менять. Говорят, только так вы получите возможность быстрее адаптировать себя к новому миру с меньшим напряжением.

Талдычат, тренируйте эмоциональный интеллект. Прокачивайте умения взаимодействовать с этим миром и коммуницировать с людьми. Сюда же относится и харизма. Твердят, делайте это через внутреннее переживание. От этого будет зависеть ментальное здоровье каждого. Утверждают, эмоциональный интеллект позволит уйти от внешних переживаний вглубь себя и выяснить причины тех или иных реакций, научиться ими управлять.

Настаивают, развивайте самосознание — один из важнейших навыков. Утверждают, необходимо научиться замечать и отслеживать собственные эмоции. Так как только после этого можно перейти к саморегуляции, или управлению эмоциями, благодаря чему можно решать конфликты до того, как они успели дойти до пиковой точки.

Убеждают, в случае непостижимости, усильте прозрачность и интуитивность. Важно научиться принимать правильные решения вместо простых. Надо перейти от эгомышления к экомышлению. Это предполагает, что ваша ментальная модель восприятия мира будет работать так, чтобы вы старались при принятии решения учитывать систему целиком. Вы должны понимать, какие решения нелегко принять в моменте, а какие решения будут правильными для всей планеты целиком.

Руководителям говорят, в ответ на нестабильность ищите возможность для активного развития. Внимательно мониторьте ситуацию, развивайте тактическое лидерство наравне с лидерством-визионерством. Сфокусируйтесь на коммуникациях и отношениях со стейкхолдерами[17]. Удостоверяйтесь в том, что сотрудники связаны между собой и коммуницируют сообща. Важно акцентировать внимание на успехах. Создавайте лучшую культуру, исполнение, лучшую бизнес-модель наравне с лучшими технологиями.

В ответ на неопределённость проясняйте для себя, чего хотите на самом деле. Практикуйте беспрестанный мониторинг текущих и долгосрочных трендов. Получайте оценку со стороны. Организовывайте соревнования. Наладьте планирование сценариев и используйте сторителлинг[18], эксперименты и обучение на них. Ищите экстремальных пользователей и противоположность наставникам.

В ответ на сложность (комплексность) научитесь сочетать диаметрально противоположные мыслительные паттерны. Научитесь управлять ресурсами и использовать метрики. Используйте анализ социальной сети, чтобы понять, как на самом деле работает ваша организация. Вдохновляйте людей, влияйте, формируйте ожидания, усиливайте выгоды, чтобы придать нужную форму культуре вашей организации. Упрощайте там, где это возможно — неоправданная сложность дорого обходится.

В ответ на неоднозначность знайте свое почему. Начните мыслить, как конечный потребитель. Используйте дизайн-мышление. Научитесь этому. Суть дизайн-мышления в создании множества выборов, основанных на потребностях пользователя, в тестировании и далее в выборе среди этих вариантов. Будьте готовы чередовать четыре типа мышления — дивергенцию и конвергенцию, анализ и синтез. Воспользуйтесь экспериментальным подходом, делая небольшие ставки, получая обратную связь и на основании ее, калибруйте свое видение. Используйте прототипы, чтобы собрать самые ранние отзывы. 

Внушают, научитесь вести постоянный поиск новых подходов к управлению и работе с командой. Важно «мыслить иначе, быть сильным, иметь понимание того, что такое неверный путь, как его распознать и уйти с него». Чтобы освоить эти компетенции, изменяйтесь внутренне: поменяйте восприятие, отношение к ситуации, эмоции, мысли, мировоззрение в текущей ситуации.

Говорят, руководитель должен постоянно работать над восприятием реальности, себя в ситуации, над фильтром, сквозь который он смотрит на мир и реагирует на него. 

Советуют, выработать навык работы над восприятием действительности и себя, чтобы повысить свою эффективность. Создать свою «картину мира», отношение, убеждение, мировоззрение, идентификацию, веру в «я могу». Заменить реагирование эффективностью и проактивным мышлением и поведением.

Учат, что сотрудник должен стать динамичным. Для чего ему надо уметь ускоряться и уметь замедляться. Уметь управлять фокусом внимания. Рефлексировать[19] для успокоения мышления, его структурирования, для большего понимания происходящего и себя, нахождения решений и более быстрого обучения. Это поможет быть в потоке, более гибко и творчески мыслить, сменить хаос реагирования, когда мысли «скачут»,  на успокоение, контроль и осознанность.

Рекомендуют развивать многоплановость, т. е. получать многоплановую информацию — знания разного характера из нескольких источников. Видеть и понимать свой и чужой опыт в каком-то вопросе, понимать, какие идеи витают в воздухе и уметь видеть перспективы. Для чего предлагают осваивать:

  • ориентацию на эксперимент;

  • умение двигаться в нескольких направлениях одновременно;

  • поиск в новых местах;

  • выслушивание разных и новых людей и их мнений;

  • получение знаний в разных областях разными способами;

  • постоянные исследования новинок;

  • поиск разнообразного опыта;

  • «танцы» на грани;

  • обратную связь.

Сотрудникам внушают, заставьте мозг учиться новому. Говорят, помните, что вы вполне способны управлять своей жизнью и своим временем, но для этого нужно научиться:

  • управлять своим состоянием: удерживать в себе поток спокойной энергии;

  • управлять внешним миром: определять цели и задачи, понимать пути достижения, действовать;

  • управлять отношениями: прояснять намерения, влиять на мотивацию, выбирать конструктивные пути для разрешения противоречий.

Убеждают, поймите свои привычные источники информации о мире и попробуйте другие. Развивайте в себе то, что является непривычным — это и есть проявление гибкости. «Расширяйте источники: не любили говорить с людьми, говорите; считаете коучей странными, начните общаться с ними; запрашивайте больше обратной связи, если вы её не любите. Пусть вашей стратегией будет выход за рамку привычного — обучайтесь, развивайте себя, рефлексируйте, повышайте многоплановость, чтобы лучше принимать решения»[20].

Настаивают, руководители должны учиться работать на границе возможностей с риском провала, делать ошибки и замедляться — приготовиться к тому, что ошибки будут, и быть готовым их исправлять. А также должны выстраивать «свою внутреннюю систему отношения к разногласиям, и неудачам. Выстраивать систему, которая позволит быстрее перерабатывать негативный опыт — сокращать, насколько это возможно, длительность реагирования, чтобы двигаться дальше, оставаясь осознанным, восприимчивым, анализирующим ситуацию, проактивно действующим»[21]. 

Уфф… Наконец-то закончил. Даже перечислять все требования замучился. А ведь их ещё и выполнить надо. Ну да ладно. Продолжим.

Далее сотрудников пугают,  «выживут только многостаночники»

Приводят цифры:  «Согласно исследованию консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, проведенному специально для Forbes Woman, почти 70% работодателей оптимизировали штат или планируют это сделать. Среди основных советов, которые компании дали соискателям, — постоянно учиться новому (94%) и на протяжении карьеры никогда не забывать о нетворкинге (60%)[22].

Согласно опросу 510 российских компаний, чтобы быть востребованным в условиях кризиса, необходимо обладать следующими ключевыми компетенциями и навыками: гибкость (52%), мультизадачность (42%), быстрая обучаемость (42%), способность решать сложные проблемы (34%), умение запускать проекты в короткие сроки (32%), способность разбираться в технологиях (31%), стрессоустойчивость (30%) и эмоциональный интеллект (30%).

При этом мужчинам-руководителям чаще всего не хватает эмоционального интеллекта (53%), умения работать в команде (34%) и креативности (14%). Женщинам-руководителям, по мнению работодателей, следует усилить стратегическое мышление (20%), эмоциональный интеллект (16%), лидерские (14%) и аналитические навыки (14%).

«Мы видим, что все изменения и тренды рынка влияют на требования к компетенциям. На первый план выходит гибкость, умение быстро корректировать стратегию, мультизадачность и способность быстро обучаться. Именно эти качества позволяют решать задачи в текущих кризисных условиях: все меняется каждый день, вынужденно появляются новые технологии и приходится быстро подстраиваться под эти изменяющиеся обстоятельства. Все больше наших клиентов хотят видеть топ-менеджеров с предпринимательским опытом: многие компании готовы создавать условия для корпоративного предпринимательства, понимая, что зачастую именно такой опыт позволяет кандидату быть гибким, адаптивным и толерантным к риску», — комментирует Дарья Тулубенская, партнер Kontakt InterSearch Russia»[23].

Все эти требования рекомендуется выполнять сотрудникам,  если они хотят выжить в VUCA-мире, а тем более в сегодняшнем BANI-мире. 

Если обобщить в одной фразе, то можно сказать, что предлагается:  «превратитесь в сверхлюдей»

То есть, по сути, советуются такие решения и методы, которые в совокупности повышают всё больше и больше требований непосредственно к людям — сотрудникам. Требования стали настолько объёмными и разносторонними, что, чтобы их удовлетворить надо каждому человеку буквально стать человеком со сверхспособностями и навыками. Превратиться в «суперменов», «бэтменов», «человеков-пауков» или в других «людей X».

Причём, людям, как правило, не говорят, как это сделать самостоятельно. Здесь приходит на ум старый управленческий анекдот про «станьте ёжиками»:

«Жили-были мыши, и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:

— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, что делать?

— А вы станьте ежиками, у ежиков иголки их никто не обижает

Мыши обрадовались и побежали домой, но по дороге одна мышь задумалась:

— Как же мы станем ежиками?

И все побежали обратно, а прибежав, они спросили:

— Мудрый филин, а как же мы станем ежиками?!

А филин ответил:

— Вы меня фигней не грузите, я стратегией занимаюсь…»

Для выполнения описанных требований, людям рекомендуют посещать различные очные семинары и курсы, вебинары, коучинговые программы, коучинговые беседы, онлайн-курсы, программы стажировки, сеансы психотерапии, онлайн- и офлайн-тренинги по тайм-менеджменту, стресс-менеджменту и расслаблению, консультации с психологом. Заниматься спортом, медитациями и йогой, выполнять биохакинг-практики[24]. Осуществлять регулярные выезды со сменой обстановки. 

Советуют пользоваться услугами психологов, нейропсихологов, преподавателей йоги, методологов развивающих сред, нейрокоучеров, майндфулнес-коучеров, карьерных коучеров, executive-коучеров. Иметь коуча-партнёра. Применять действенные инструменты самокоучинга. И так далее и тому подобное.

У меня при этом всегда возникает ряд вопросов:

  1. А когда жить?  

  2. Когда всё это успеть?

  3. Где на всё это взять время, энергию и деньги?

  4. А поможет ли это?

  5. И если человек всё это освоит, то зачем (какой смысл) ему быть наёмным работником? Он сам всё сможет. В том числе и свой бизнес создать.

  6. И вообще это возможно освоить одному человеку?

Hard skills, soft skills, self skills, осознанность (mindfulness), эмпатия, психотравма, деконцентрация внимания, ментальные модели, когнитивная гибкость, эгомышление, экомышление, тактическое лидерство, лидерство-визионерство, сторителлинг, стейкхолдеры, дизайн-мышление, дивергенция, конвергенция, рефлексия, многоплановость, многостаночность. 

От одного этого разнообразия голова кругом пойдёт. Как всё это охватить и объять, а ещё и понять? И не просто понять, а усвоить.

Но многие, от безысходности и без вариантности,  стараются эти требования удовлетворить. А что в итоге? К чему это приводит?

Сначала к «тотальному выгоранию», а затем, как следствие, и к «великому увольнению». Ведь сам Человек по своим физиологическим и психическим свойствам не изменился, а остался прежним. Таким, каким был и 20 лет, и 200 лет, и 2000 лет назад. А требования к нему выросли запредельно. Вот он и не выдерживает. Выгорает. И увольняется. Тем самым порождаются новые опасности.

Про «тотальное выгорание» мне самому особо нечего сказать. Также не буду банально переписывать информацию, которую можно почерпнуть в Интернет по соответствующему запросу. Приведу лишь некоторые цитаты для общего понимания явления:  

  • «Выгорание — это отчасти попытка отказа от реальности, которая становится слишком тяжелой, иногда невыносимой и, увы, чрезмерно затратной. Это не избегание, не игнорирование. Это желание убежать от того, что не наполняет, а скорее опустошает, причем никакими деньгами это восполнить невозможно. Процесс выгорания не связан ни с уровнем ответственности, ни с ролью, которую человек занимает в компании. Выгорание — это процесс, который может случиться с любым человеком, и лишь конкретные обстоятельства будут предопределены уровнем ответственности, рангом и профессией в целом. Процесс выгорания — это сочетание накапливаемой усталости и постепенной потери интереса к работе, в самых тяжелых случаях — вообще ко многому происходящему в жизни. Зачастую эти аспекты могут быть взаимосвязаны — например, происходят какие-то неурядицы в личной жизни и человек теряет интерес к работе из-за того, что приоритеты резко изменились. Плюс, он сильно устал и не хватает сил на процесс полноценной жизнедеятельности»[25].

  • «Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом. Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности»[26].

  • «Раз в полгода даже самый успешный и эффективный руководитель бизнеса обязательно выгорает, потому что нельзя быть классным 24 часа в сутки круглый год»[27].

  • «Выгорание — актуальная проблема в 2021 году: по данным опроса сервиса «Доктор рядом», 50% россиян сталкивались с выгоранием на работе, а 47% испытывают эмоциональное истощение. Чаще всего от выгорания страдают молодые специалисты 25–28 лет. Самый высокий уровень стресса — в креативной индустрии, страховании, здравоохранении, банках, медиа и гостиничном бизнесе. По данным hh.ru, 49% готовы сменить работу из-за выгорания. 45% испытывают отчуждение по отношению к коллегам, а 48% работают на автомате, при полном опустошении»[28]

  • »54% опрошенных признались, что из-за возросшей нагрузки чувствуют себя переутомленными; 39% — даже истощенными. Особенно страдают, как отмечают исследователи, представители поколения Z — те, кому сейчас от 18 до 25 лет (если верить данным опроса, 60% молодых сотрудников Microsoft «просто выживают или отчаянно борются за желание жить»)»[29].

  • «До пандемии эмоциональное выгорание было характерно больше для работников социальной сферы — медиков, учителей, психологов. В 2021 г. профессиональное сообщество назвало тоталь

    © Habrahabr.ru