Вспомнить всё: что обсуждали эксперты телемедицины год назад

g2jg5qoyutag3jlvgof-k59xskk.jpeg
M-Health Congress 2017

Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому в преддверии M-Health Congress 2018 мы решили вспомнить ключевые выводы спикеров M-Health Congress 2017 — тогда 3 апреля станет понятнее, как за год успела поменяться сфера телемедицины.

Анализ состояния рынка mHealth


Александр Пеньков, представитель компании Qoetrak, поделился консолидированными оценками объёма мирового рынка mHealth за 2012–2022 гг. (данные компании «Директор ИНФО»).

Так, в 2018 году прогнозировали почти $40 млрд. Посмотрим, сбудется ли.

Но даже по предыдущим годам видно, что рынок — растёт, причём довольно стремительными темпами. По мнению Александра, на это есть пять причин:

  • увеличение доли населения пожилого возраста;
  • распространение заболеваний, требующих круглосуточного наблюдения;
  • возможность непрерывного мониторинга ключевых показателей здоровья на расстоянии;
  • наличие узконаправленных приложений и оборудования для обработки и передачи данных в электронные медицинские карты;
  • тренд на ЗОЖ.


Кто оказался лидером рынка сбыта и какое место занимает Россия, можно узнать из презентации.

Статистика Allied Market Research, которую привёл зав. отд. ИТ Гематологического научного центра и руководитель рабочей группы «Электронная медицинская карта» Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ Борис Зингерман, гласит, что рынок вырастет на 33,5% к 2020 году.

Он сообщил, что основная доля рынка — это системы мониторинга кровяного давления. Затем идут устройства контроля уровня сахара в крови и сердечной деятельности. Также в своей презентации он рассказал о сервисе, учитывающем интересы пациентов и расписание врачей под названием Medsenger (оригинально, правда?).

ciqimbtaqdodwcjvkgabaqorblu.jpeg
Леонид Бугаев на M-Health Congress 2017

Гаджеты и схемы медицинских телекоммуникаций


В продолжение темы гаджетов уместно вспомнить выступление автора книг «Mobile marketing» и «Mobile Networking» Леонида Бугаева. Он показал массу примеров носимых устройств, интерфейсов и супер-интерфейсов.

Кроме того, он привёл результаты занимательного опроса: при условии, что ваш любимый бренд создал нужный вам mHealth-девайс, как вы бы предпочли его носить? Так, 29% проголосовало за вариант «прикреплённый к одежде», 28% — на запястье, 18% — прикреплённым к обуви. Наименее популярными оказались идеи с устройствами вокруг груди (6%), в виде контактных линз (4%) или тату (3%). Смотреть все версии.

Говоря о системе коммуникаций в медицине, в большинстве случае на ум приходит один вариант: пациент — врач. На деле таких схем — восемь, и у каждой есть свои особенности. С тем, какие технологии соответствуют той или иной системе, познакомил руководитель аналитического отдела «Мед-ЮрКонсалт», специалист по неврологии в клинике «Альфа-Центр Здоровья» Алексей Алексеев.

К примеру, простейший вариант «пациент — цифровое устройство» как раз подразумевает тонометры, пульсометры, глюкометры и мобильные гаджеты. Их задача — сигнализировать об опасности.

Схема «пациент — МИС — врач» должна учесть структуру и детализацию шаблонов при заполнении МИС, внутреннюю структуру контроля качества (сочетание наполнения в раздельных блоках ЭМК, связь симптомов/жалоб или диагноза с имеющимися рекомендациями), заочные виды наблюдения за пациентом и внешний мониторинг качества оказания медицинской помощи.

Остальные схемы — здесь.

hdsq7rzieftfh9ez217byxaewn4.jpeg

kldxxv40bk-kn4hqdk0wivnqkou.jpeg

Маркетинг в отрасли и mHealth-проекты


Телемедицина — это не только история о здоровье людей, но и о продажах. Частные клиники никто не отменял, и здесь высокая конкуренция. О создании автоматизированной воронки продаж на примере медицинской информационной системы Zabota 2.0 рассказал директор по RnD и управляющий партнёр проекта Владимир Селиванов. Процесс состоит в следующем:

  1. Выстраивание продуктивной линейки для клиники (услуги учреждения).
  2. Создание атомов воронки.
  3. Настройка системы аналитики.
  4. Разработка шаблона сообщений.
  5. Настройка системы Zabota 2.0.
  6. Настройка Zabota CRM для колл-центра.
  7. Запуск системы.
  8. Регулярный анализ результатов.


Примеры аналитических срезов кейса можно посмотреть в его презентации.

Кстати, если зреть в корень телемедицины — то это не просто более удобное лечение с помощью гаджетов, но и своевременная диагностика и предотвращение болезней вообще. Об этом напомнил Пётр Кузнецов, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ «ВШЭ», вице-президент Национальной ассоциации медицинской информатики.

Он ярко и красочно пояснил, как выглядит картина без плана биомедицинских мероприятий и с.

ur1w5iealcrpc5fbivrjfmh7exi.jpeg

Кроме того, необходимо реконструировать систему общественного здравоохранения и превратить его в «пациент-центрированную».

Он привёл примеры трёх mHealth-систем, которые в совокупности решают основную задачу телемедицины — охрану здоровья с помощью цифровых гаджетов:

  • «еКлон» — онлайн-геймифицированный сервис визуализации здоровья на мобильных устройствах;
  • Li-Ti — навигатор жизненного цикла;
  • «Илиан» — трансграничное медицинское маркетинговое агентство, экспортирующий медуслуги.


Детали — в презентации.

Итак, главная интрига — что изменилось за год в мире и России? Покажет практика и конференция M-Health Congress 2018, которая пройдёт 3 апреля в Москве. Узнать программу конференции, состав спикеров и приобрести билет можно на сайте мероприятия.

© Geektimes