Всем миром против мошенников; или почему я отвечаю на все звонки
Один из наиболее ходовых советов по безопасности гласит, что не надо отвечать на звонки с незнакомых номеров (если, конечно, Вы не ждёте звонка от курьера или ещё кого-либо, кто может звонить с нового номера). Совет — не идеален, но обоснован: чаще всего с неизвестных номеров звонят мошенники или спамеры.
Но если Вы отказались от разговора с мошенником, то, значит, он тут же начнёт искать другую жертву. А уже из этого уже следует, что если мы всё-таки будем разговаривать с мошенниками, то, чем дольше мы будем говорить, тем меньше у мошенника останется времени на поиск и «развод» других жертв.
Собственно, именно на этом и основан такой метод борьбы с мошенниками.
Не отдавайте Ваши денежки мошенникам! (создано YandexArt)
По статистике, типовое время разговора с мошенниками составляет до 40 секунд, и лишь 2% разговоров продолжаются 5 минут или более. Представляете, как сильно упала бы «производительность труда» мошенников, если бы все разговоры продолжались по 5 минут?!
Далее в материале будет разобраны типовые приёмы разговора, что можно говорить и что — нельзя; и, наконец, рассмотрим технику безопасности.
Оглавление
Актуальные способы борьбы с мошенниками
Как разговаривать с мошенниками, не сообщая им персональных данных
Техника безопасности, и что нельзя говорить мошенникам
Спамеры, и что с ними делать
Итоги, выводы, перспективы
Актуальные способы борьбы с мошенниками
Идея «заговорить» мошенников — не нова. Многие энтузиасты давно уже применяли эту тактику в порядке личной инициативы. Например, один мой знакомый психолог осилил часовой разговор с мошенниками (правда, такое он смог реализовать только один раз, но это — просто великолепный результат).
Есть в сфере «поговорить с мошенником» и передовой британский опыт: там это дело организовал их оператор O2 (статья на Хабр-е), переключая мошенников на нейросетевую «бабушку», доверчивую и бестолковую (как они любят).
Также сделал попытку организовать добровольцев для этой цели «Т-Банк» (ранее «Тинькофф Банк»). Эту инициативу банк назвал «Фрод-рулетка» (ссылка). Правда, Банк предлагает этим добровольцам поработать за бесплатно, даже не предоставляя хотя бы статуса «Премиум», что Банку почти ничего не стоило бы. Причём, согласно официальным «Условиям сервиса Фрод-рулетка», если что-то пойдёт не так, то участник-доброволец отвечает за всё, а Банк не отвечает ни за что! Нет, «такой хоккей нам не нужен» © Н.Н. Озеров.
В общем, пусть любителей поработать на таких условиях ищут где-нибудь ещё.
Так что сами искать мошенников мы не будем, но если уж они нам позвонят, то мы будем рады с ними поговорить.
Продолжим краткий обзор средств борьбы с мошенниками.
Существуют и автоматизированные средства борьбы с мошенниками: различные определители номеров, которые могут подсказать, что звонок идёт с номера с дурной репутацией (опросы, реклама, подозрения на спам и мошенничество). Эти средства реализуются некоторыми приложениями, часто — платными.
Наиболее продвинутую систему на сегодня создал оператор МТС: при подключении функции «Безопасный звонок» автоматика оператора в режиме реального времени анализирует содержимое разговора и человеческим голосом предупреждает, что звонит мошенник (статистика по эффективности пока не известна).
Стоимость услуги — 199 руб, что, пожалуй, нельзя назвать дешевым. Но если у Вас есть родственники/знакомые из уязвимых групп, то, возможно есть смысл подключить им эту функцию (иначе потери могут оказаться несоизмеримыми с этой суммой).
Правда, найти и подключить эту функцию — не просто: она пока что «зарыта» в глубине приложения.
Идём в приложение МТС, затем — в «Каталог», затем набираем в строке поиска «Безопасный звонок», и вуаля:
Функция «Безопасный звонок» в приложении МТС
Кстати, некоторые исследователи полагают, что самой уязвимой группой населения являются вовсе не пенсионеры, как считает в основном общественность, а дамы среднего и даже молодого возраста! А пенсионеры занимают только почётное второе место. Имейте это в виду.
Борются с мошенниками не только частные лица; работают и организационные меры на верхних уровнях.
Операторы связи сейчас обязаны предотвращать звонки с подменой номера (популярная методика мошенников, постепенно теряющая силу). Похоже, что у мошенников, действительно, есть проблемы с подменой номеров: звонков мошенников со стационарных городских номеров (на которые они часто раньше организовывали подмену) теперь совсем не стало.
Также и банки обязаны предотвращать подозрительные переводы денежных средств.
Тем не менее, по итогам этого 2024 года ожидается, что у россиян будет похищено около 250 млрд рублей, а число мошенников оценивается в 20000 человек. В общем, ещё не время расслабляться!
Как разговаривать с мошенниками, не сообщая им персональных данных
Обычно мошенники начинают разговор с вступительной речи о том, что у Вас закончился договор с оператором мобильной связи, у Вас хотят украсть деньги со счетов, Вам пришло письмо на Госуслуги, Вам пора пройти флюорографию, Вы являетесь обвиняемым (или свидетелем, или пострадавшим) по уголовному делу, Вам надо сделать перерасчёт пенсии и так далее, и тому подобное.
Цель мошенников — получить Ваши персональные данные или код из СМС-ки (если персональные данные у мошенников уже есть).
И тут наша задача — продлить как можно дольше разговор, ни в коем случае не передавая требуемых данных.
Ещё до ответа на звонок стараемся обратить внимание на первые цифры номера звонящего — по ним можно примерно определить оператора или регион (хотя это и не принципиально). Впоследствии, если, например, мошенник представляется сотрудником Билайна, можно поинтересоваться, почему он звонит с номера оператора Т2 (или наоборот). Выучивать коды не надо, но если какие-то из них Вы знаете, можно применить это с пользой.
Можно будет поинтересоваться у мошенников, из какого города они звонят, и почему они звонят Вам из чужих регионов. Не важно, что они ответят — любой заданный вопрос продлевает разговор.
В начале разговора, если мошенник не представился сразу, просим его представиться. Если он не назвал Вас по имени-отчеству (так бывает, если мошенники звонят «наобум» по случайным номерам), интересуемся, почему их контора не уважает клиентов и требуем (!) обратиться «как положено». Опять же, их ответ — безразличен, тянем время.
По ходу разговора при всяком удобном случае задаём уточняющие вопросы. Например, почему он звонит с мобильного номера, а не городского номера своего учреждения. Аналогично — почему звонит мессенджером?
Если он упомянул слово «договор», то интересуемся номером договора, датой заключения и сроком действия.
Говорит про задолженность — интересуемся суммой и как и когда она образовалась.
Если он «следователь» — то в каком отделе какого именно правоохранительного органа и по какому адресу он работает.
Аналогичное касается всех «должностных лиц» государственных (и не только) организаций и ресурсоснабжающих компаний.
Обязательно как бы записываем на бумажку их данные: ФИО, учреждение, отдел и т.п. («Подождите, сейчас ручку достану»).
Всех вариантов не предусмотришь: действуйте по обстоятельствам!
Но рано или поздно дело дойдёт до того, что мошенник начнёт интересоваться Вашими персональными данными, номерами карт, счетов и т. п.
Имейте в виду, что к персональным данным относится всё: имена, фамилии, адреса, номера любых документов, счетов, карт и т.п. Полный список — на сайте Роскомнадзора.
Основное направление: Вы принципиально не называете никаких персональных данных по телефону. Причин может быть много.
Начиная от банального «это мой принцип, и это не обсуждается» (Вы готовы явиться в офис, следственный комитет и т. п. и сообщить всё лично) и до развёрнутых вариантов, в духе: «Мне это называть по телефону запретил <сын, внук, дед, двоюродная жена, сосед-чекист и т. п>, он работает в <банке, у оператора связи, в Яндексе, в «органах» и т. д.>, и такие истории в связи с этим рассказывал, что волосы на <указать часть тела> дыбом встают».
Классическую фразу: «Нет! На это я пойтить не могу!» тоже можно применить при подходящих обстоятельствах.
Но это лишь основная линия, придумывайте и импровизируйте!
Если мошенник говорит, что сейчас пришлёт СМС-ку, то пусть присылает. В СМС-ке наверняка будет фраза «Не говорите этот код никому», вот эту фразу ему и прочтите. Можно добавить, что согласно юридическим правилам любые слова понимаются буквально: никому — значит, никому; нельзя — значит, нельзя! Можно высказать в том плане, что он для Вас не представитель банка, оператора связи и т. п., а лишь человек, таковым назвавшийся, и не представивший никакого подтверждения этому.
На все попытки с его стороны доказать, что он — именно тот, за кого себя выдает, отвечаем, что всё это можно подделать (удостоверение сотрудника — в фотошопе, сайт с его личным номером тоже может быть поддельным и т. п.).
То, что он знает какие-то Ваши персональные данные, тоже ничего не доказывает, ибо данные каждого россиянина утекли уже по нескольку раз (увы, это действительно так).
В любом случае полезны будут «лирические отступления».
Можно рассказать жуткий случай о якобы дуре-соседке с 17-го этажа (даже если дом 9-этажный), назвавшей кому-то по телефону код из СМС-ки, в результате оставшейся с кредитом на 5 млн рублей и повесившейся (ставшей бомжом, спившейся или ставшей эскортницей, чтобы погасить кредит). :)
Можно также рассказать о том, в каком прекрасном городе Вы живёте (самом красивом городе мира Магадане, гостеприимном Тбилиси или вольном ганзейском городе Таллинне — прикинуться релокантом тоже можно; особенно, когда Вас хотят пригласить на флюорографию).
И тут, извините, не бойтесь даже показаться идиотом, — нас мало трогает, что будут думать мошенники!
В качестве своих личных находок — пара случаев из практики.
Один раз я прикинулся покойником: мол, на прошлой неделе его (т.е. меня) похоронили, а с Вами говорит его брат, чтобы ответить на звонки и сообщить печальную новость. А Вам я больше ничего не скажу, поскольку совершать действия в отношении покойного имеет право только нотариус («Вы что, законов не знаете?! Изучайте!»).
Второй случай — когда «следователь» стал интересоваться, в каких банках у меня открыты счета. Мол, названия банков — это не персональные данные.
Я ответил, что названия банков могут иметь значение, если Вы, уважаемый гражданин «следователь» — не следователь, а артист разговорного жанра, нанятый коллекторским агентством, чтобы отнять у меня последнее!
Из нереализованных пока идей: когда включена колонка с Алисой, спросить у Алисы, можно ли назвать код из СМС-ки, и дать послушать ответ мошеннику.
Также можно спросить у Алисы, что относит Роскомнадзор к персональным данным, и тоже дать послушать ответ мошеннику.
Интересный опыт общения с мошенниками есть у известного IT-обозревателя Эльдара Муртазина. Его статья на эту тему — по ссылке (там есть аудиозаписи наиболее интересных разговоров).
В этой главе я не дал пояснения по сложным случаям, когда мошенники требуют установить приложение удалённого доступа (например, под видом обновления приложения Сбера), взять кредит для участия в операции по поимке мошенников, поучаствовать в очень прибыльном инвестиционном проекте или получить отличную высокодоходную работу/подработку, где делать почти ничего не надо. Я пока в своей личной практике сталкивался только с наиболее ходовыми схемами, так что по «экзотике» пояснений пока дать не могу.
Но в любом случае имейте в виду, что в подобных сложных случаях мошенники не требуют предоставить персональные данные, а осуществляют задуманное другими путями. Задача «охотника на мошенников» в таком случае — не превратиться из охотника в жертву.
Во всяком случае, не ставьте по указанию мошенников никаких приложений. Можно сказать, например, что Касперский блокирует установку (даже если Касперского у Вас нет). А Касперского Вы сносить не будете — без защиты оставаться опасно!
Кроме телефонных мошенников, есть еще мошенники на сервисах вторичного рынка вещей, знакомств, в электронной почте, есть даже просто на улице. Там многое по-другому, и этих отдельных разделов пока касаться не будем.
Техника безопасности, и что нельзя говорить мошенникам
Мошенники имеют возможность мстить за издевательство над ними, поэтому ни в коем случае не сознавайтесь, что Вы их дурили.
Методов мести у них — два, причём один из них теряет актуальность.
Это — звонок мошенника с подменой своего номера на Ваш. Тогда следующий его «клиент» может считать, что мошенник — это Вы. Но, по упомянутым выше причинам, звонить с подменой номера мошенникам всё сложнее. Им приходится пользоваться «серыми» СИМ-ками или покупать их у граждан, сильно нуждающихся в лёгких деньгах.
Второй способ отомстить — забросать Вас СМС-ками с различных сервисов. Если вдруг таковое случится, то на время этой волны можно отключить в приложении для СМС-ок уведомления (СМС-ки станут беззвучными).
Но лучше до этого дело не доводить.
И потому общаемся с мошенниками вежливо, не оскорбляя их (хотя и хочется), не называем ложных кодов из СМС-ок.
Наша легенда: мы — обычные «лохи», только очень осторожные и бдительные. :)
Важно: если вдруг мошенник требует от Вас перейти на видеозвонок, якобы для идентификации личности (или ещё для чего-то), ни в коем случае не соглашайтесь.
Видео в дальнейшем может использоваться для создания фейковых видеозвонков Вашим знакомым (мошеннические технологии развиваются, хотя пока что такие схемы применяются крайне редко).
И, естественно, ни в коем случае не сообщаем им даже в порядке эксперимента свои персональные данные, даже, казалось бы, невинный номер медицинского полиса.
Тем не менее, поскольку у мошенников будет запись Вашего голоса, на всякий случай оповестите своих коллег, родных и знакомых, что, если кто-то будет им звонить Вашим голосом и просить срочно перевести сколько-то рублей до зарплаты, то ничего переводить не надо. Иногда мошенникам удаётся добыть номера родных или сослуживцев потенциальной жертвы.
Спамеры, и что с ними делать
Вопрос со спамерами — проще, ибо поговорить с ними не получится. Живые люди уже почти перестали спамить, звонят роботы, иногда — с простейшей системой распознавания ответов на уровне да/нет.
Например, буквально на днях мне звонил робот с опросом от «Пятёрочки». Когда на вопрос, согласен ли я пройти опрос, я ответил вместо обычного да/нет словами: «Ну, поехали!», то робот не понял моего ответа, извинился за беспокойство и положил трубку.
Но особенно меня достали Ольга Александровна (это такой робот) и Алина Андреевна (ещё один) с предложениями о списании долгов. После вопроса: «Вы робот или человек?» эти роботы бросали трубку (даже не извинившись, бессовестные!).
Интересно, есть тут хоть один человек, которому бы ещё не звонили эти «дамы»?!
Так что время на них не тратим, а сразу копируем их номера и вставляем в пункты «Пожаловаться на спам» в приложениях операторов (такой пункт есть не у всех операторов; у Билайна и МТС точно есть в разделах «Поддержка»).
В приложении Билайна идём в «Помощь и поддержка», затем — в «Жалоба на спам и мошенников»:
Жалоба на спам и мошенников в приложении Билайн
В приложении МТС тоже идем в «Поддержку», затем — в самую нижнюю строку («Сообщить о спам-звонке»):
Пожаловаться на спамеров в приложении МТС
Кроме того, если в приложении Вашего оператора нет пункта «Пожаловаться на спам», то можно установить приложение «Защитник» и пожаловаться на спамера туда. Приложение, хотя и разработано МТС, работает в «отрыве» от своего оператора и открыто для всех пользователей.
Так выглядят его иконка и интерфейс:
Иконка приложения «Защитник»
Пожаловаться на спам в приложении Защитник
Внимание! В эти же приложения отправляем и номера мошенников наравне со спамерами!
Насколько эти системы борьбы со спамерами и мошенниками эффективны?
Сложно оценить точно, но мне дважды с одного номера спамеры не звонили; так что подозреваю, что их номера всё-таки блокируются на уровне операторов. Либо, возможно, при их звонках следующим людям, эти звонки уже будут помечены, как спамерские (что тоже очень неплохо).
Спамеры, конечно, находят новые СИМ-ки для звонков;, но хоть на какое-то время их деятельность приостанавливается;, а добыча новых СИМ-ок может стоить им денег и/или времени.
Итоги, выводы, перспективы
Мошенников сейчас «прижимают» со всех сторон, но пока что их деятельность им выгоднее, чем идти на работу.
Так что, даже если вклад нашей совместной деятельности по противодействию мошенникам описанным методом будет невеликим, это будет ещё один небольшой гвоздик в крышку гроба мошенничества.
По итогам беседы с мошенником мы получаем два позитивных эффекта: во-первых, спасаем от мошенников потенциальных жертв;, а во-вторых, отправляем номер мошенников в приложения операторов в их список спамеров и мошенников (операторы получают возможность проверить номер и принять меры в автоматизированном режиме).
Конечно, этим всем надо заниматься не в ущерб себе.
Если, например, мошенник позвонил Вам, когда Вы на работе, то долгий разговор с мошенником может не понравиться Вашему начальству: им надо, чтобы Вы на работе работу работали, а не с мошенниками болтали! Это Ваш первый такой разговор может показаться коллегам прикольным, а последующие уже могут их раздражать.
В этом случае выслушайте вступительную речь мошенников; скажите, что Вы сейчас очень заняты (важное совещание) и пообещайте перезвонить, когда освободитесь. Обещать — не значит жениться!
Первые разговоры с мошенниками у Вас, возможно, будут «кривоваты», но потом Вы освоитесь, к Вам придёт спокойствие и уверенность. Вы даже будете получать удовольствие от своего артистизма!
Кто может поделиться передовым опытом или идеями по общению с мошенниками, комментарии приветствуются!