Всего 37% российских онлайн-ресурсов доступны для незрячих людей

К таким выводам пришла команда проекта Everland в результате масштабного исследования невизуальной доступности сайтов и мобильных приложений крупнейших российских компаний.

Тринадцать незрячих тестировщиков, прошедших специальное обучение, проанализировали в общей сложности 90 платформ 36-ти компаний из 6 сфер: ритейл, путешествия, телеком, банки, образование и маркетплейсы. Исследовались сайты и приложения на iOS (в случае банков — мобильные версии сайтов) и Android. О выводах ниже.

5221a662c45799aa06fe75b54e3d00d8.jpg

Зачем вообще делать сайты и приложения доступными?

Все дело в том, в наши дни незрячий человек, как и все остальные, учится, работает, путешествует, пользуется услугами мобильных операторов, банков, сервисов доставки и т.д. т.п. Это стало возможным благодаря развитию современных технологий. С помощью специальных программ экранного доступа, которые озвучивают контент ресурса, — скринридеров — люди с проблемами со зрением могут пользоваться интернетом и гаджетами.

Но есть одно «но». Важно, чтобы приложения и сайты компаний были адаптированы для скринридеров. К слову, сделать это совсем не сложно. Нет необходимости создавать вторую версию каждой из платформ. Достаточно на этапе разработки учесть рекомендации Руководства по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 2.2 и др. родственных ему документов. Более подробную информацию можно найти на сайте проекта DisQuestion. Адаптация для скринридеров сделает сайты также доступными для людей с нарушением моторики, которым может быть сложно управлять мышкой, поскольку основном скринридером управляют с клавиатуры.

Помимо собственно идеи о том, что любой человек должен иметь возможность воспользоваться любыми услугами, есть еще несколько причин для того, чтобы компании задумались о доступности своих ресурсов:

  1. Незрячие люди — такие же клиенты. И если сервис одной компании окажется недоступным для них, они обратятся в другую. Согласно независимому исследованию аналитического бюро GxP News людей с нарушением зрения в стране может быть почти 6 млн, а к 2025 году их число может вырасти до 6,2 млн человек!

  2. Сервисы, в которых нуждаются люди с инвалидностью, часто оказываются удобными для клиентов без ограничений здоровья.
    Так, например, в ситуации, когда у человека нет мышки или её эмуляции, хорошо, если остается возможность полноценной работы с сайтом с помощью клавиатуры — аналогично тому, как это делают незрячие люди и люди с проблемами моторики.

  3. И немного прагматики Как невизуальная, так и общая доступность, имеет значение не только для людей с инвалидностью, но и для каждого из нас. Поскольку все мы можем непредвиденно оказаться в ситуации ограничения коммуникации, временной или постоянной. И развитая доступная среда позволяет нам чувствовать себя более защищено.

Какие разделы и пользовательские сценарии платформ проверялись?

Ресурсы всех сфер тестировались на доступность и информативность главной страницы или экрана, общей структуры сайта или приложения, а также возможность входа, регистрации и восстановления пароля.

И далее, каждая из 6 сфер имела свои специальные пользовательские  сценарии, например доступность карточек товаров в ритейле и форм поиска билетов в сфере «Путешествия».

Как выставлялись баллы?

5 — Отличная доступность. Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

4 — Хорошая доступность. Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

3 — Удовлетворительная доступность. Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

2 — Плохая доступность. Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.

1 — Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

N/A — Ресурс либо отсутствует, либо используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям.

Пример средних баллов доступности платформ маркетплейсов

Пример средних баллов доступности платформ маркетплейсов

Общие выводы по исследованию:

  1. Несмотря на то, что ситуация определённо меняется к лучшему, большинство сервисов по-прежнему плохо доступны для использования незрячими людьми.

  2. Наиболее адаптированными среди протестированных нами ресурсов оказались платформы маркетплейсов и компаний банковской сферы. Наименее доступными — платформы компаний сферы «Путешествия».

  3. Но! Различия доступности от сервиса к сервису часто значительны даже в рамках одной сферы. Например, средний балл доступности банковских платформ варьируется от 1,0 до 5,0!

  4. Наиболее распространенная проблема — отсутствие подписей элементов страницы или некорректные подписи. В таком случае скринридер молчит или зачитывает абракадабру, а незрячий пользователь может только догадываться, что делать с этим элементом (нажать, игнорировать?).
    Ниже прикрепляем видео, как это может выглядеть:

  1. Самыми доступными из протестированных можем назвать все платформы банка ВТБ, приложение Сбербанка для Android, сайт образовательной платформы «Открытое образование», сайт РЖД, сайт и приложение для Android «МегаФона». Для покупок незрячим людям удобнее пользоваться сайтами маркетплейсов Wildberries, «МегаМаркет», «Яндекс Маркет», приложением CDEK.Shopping для Android, приложениями для iOS сетей «Магнит» и «Перекрёсток», а также сайтом последнего.

Детальные описания ошибок каждого из сервисов, а также баллы и другие видео вы найдете на странице исследования.

© Habrahabr.ru