Все модели неверны, но некоторые — полезны
Руководителями программных проектов, как правило, становятся технические люди. Первая проблема, с которой они сталкиваются, заключается в том, что разработчики ПО не программы или технические устройства, которыми можно управлять.Моя первая серьезная проблема, с которой я столкнулся в начале своего менеджерского пути, это провал собственной стройной модели типов личности. Согласно моей теории должно было существовать только два типа личности: 1) правильные — это те, которые думают и поступают так же, как я, и 2) неправильные — все остальные, которых надо срочно переделывать в правильных.
Жизнь, конечно, меня поправила. Пришлось понять, что все люди разные и каждый человек уникален. Правда для этого пришлось вдоволь побегать по одним и тем же «граблям».
Существуют сотни поведенческих моделей психики человека. Статистик Джордж Бокс сказал: «В сущности, все модели неверны, но некоторые — полезны». О тех психологических моделях, которые мне показались полезными при осмыслении своего опыта руководства программистами, и пойдет речь в этом посте.
Начну с примера. Два программиста Иа и Винни-Пух обсуждают проблему в проекте
Иа. Пытается решать проблему для самого общего случая, повторяется, рассматривая вопрос с разных сторон, пытается связать обсуждаемую проблему с другими.Винни-Пух. Постоянно задает вопросы: «А кто? А где? А когда? А ты это пробовал? А сколько раз? А это нам сейчас надо?»
На выходе имеем
Иа: «Этот Винни просто тянет время своими глупыми вопросами! Он не хочет ничего менять! Лишь бы нечего не делать!»
Винни-Пух: «Этот осел опять рассуждает о сферических конях в вакууме! Конкретные вопросы его не интересуют! Будет и дальше постоянно генерировать свои новые идеи! Лишь бы ничего не делать!»
Один из наших прошлых вождей сказал: «Если два коммуниста не могут договориться, значит, один из них враг» … Или оба.
Бог (гигантский взрыв?) создал нас разными. Поведение человека в каждый момент времени определяется множеством факторов: интеллектом, воспитанием, опытом, окружением, ролью, который человек на себя принял, мотивацией и др. Однако ядро — тип личности — обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.
Для определения индивидуальных типов личностей в мире было разработано более 150 моделей. Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) является наиболее популярным и широко применяемым на протяжении последних 40 лет.
Если вернуться к примеру, то в нем представлен типичный диалог интуита и человека с конкретным восприятием. Примерно так мы периодически ведем дискуссию с коллегой, с которым вместе разрабатываем ПО уже 15 лет. Причем роль осла — моя.
Мы разные и в этом наша сила. Поскольку сопряжение разных взглядов на один и тот же предмет обеспечивает стереоскопичность зрения, позволяет увидеть в изучаемом объекте дополнительное измерение, а, следовательно, и новые возможности.
Несмотря на то, что согласно Майерс-Бриггс существует 16 типов личности, большая часть разработчиков (программистов и тестировщиков) относится лишь к двум из них.
Тип «Инспектор» (ISTJ) Спокойны, серьезны, настойчивы.Решительны в критических ситуациях.Трудолюбивы и упорны в работе.Стремятся охватывать все подробности и оперировать точными фактами.Могут целеустремленно решать сложные задачи.Тип «Аналитик» (INTJ) Самоуверенны. Не признают авторитетов.Отстаивают право думать по-своему.Концентрируются на возможностях.Интересуются будущим больше, чем прошлым.Действуют в жизни, как на шахматной доске.Предпочитают движение вперед копанию в недостатках.Хотелось бы отметить один символичный, по крайней мере, для меня, момент. Первая информация на русском языке по типологии MBTI появилась в переводе книги, посвященной именно программированию (Б. Шнейдерман, «Психология программирования», М., Радио и связь, 1984).
Старший программист. Еще одна зарисовка из реальной жизни и полезная модель Имеет глубокие знания и развитый интеллект, быстро осваивает все новое, нацелен на решение трудных задач. Пользуется заслуженным авторитетом среди коллег.В начале проекта активно выдвигал новые идеи, убедительно их обосновывал, добивался их признания всеми. Находил неизвестные возможности, существенно сократившие трудоемкость работ по проекту.
В середине проекта потерял интерес. Стал отвлекаться на изучение каких-то новых технологий. Постоянно заваливает сроки, делает глупые ошибки, непростительные для его опыта. Расхолаживающе воздействует на команду.
Не стоит людей пытаться переделать. Не бывает идеальных бойцов. Недостатки — это, как правило, оборотная сторона достоинств. Следует их (достоинства) разглядеть и постараться использовать с максимальной отдачей для общего дела. В примере описано поведение типичного «генератора идей». У подобных работников имеются следующие недостатки: «парит в облаках», не склонен акцентировать внимание на практических деталях, склонен терять интерес, как только первоначальное эйфория проходит.
Но нам с ними (недостатками) приходится мириться, поскольку их (работников) несомненными достоинствами является: развитое воображение, интеллект, знания, способность решать трудные проблемы и способность выявлять новые возможности.
Это утверждает еще одна полезная психологическая модель — модель командных ролей доктора Мередита Белбина. Он насчитал девять ролей — конструктивных паттернов командного поведения со своими достоинствами и недостатками. Кратко, суть его теории в том, что, если мы хотим эффективно решать нетривиальную задачу, то нам необходима сбалансированная команда проекта, в которой правильно подобранные «лебедь», «рак» и «щука» могут оказаться гораздо успешнее «родственных душ».
Управление котами умными людьми намного сложнее управления программами и устройствами. Призываю учить матчасть.
Успехов!
