Время первых: краткий обзор фильма

Лично меня заинтриговал фильм «Время первых». Редко в России снимают фильмы про космос, да ещё и основанные на реальных событиях. В кинотеатрах мы гораздо чаще видим голливудские научно-фантастические блокбастеры, такие как «Гравитация», «Марсианин» и «Интерстеллар». И это при том наследии, которое осталось после советской эпохи: фильмов Павла Клушанцева с Даром Ветером и собакой в скафандре, прекрасных детских фильмов «Москва — Кассиопея», «Большое космическое путешествие», шедевра Андрея Тарковского «Солярис». И сатирическую комедию «Кин-Дза-Дза», хотя и менее научную, а более фантастическую, тоже стоит упомянуть. Всё началось в начале XX века — при консультировании Циолковского в 1935 году в СССР сняли «Космический рейс».

Создатели фильма «Время первых» решили взять историю, которая уже пятьдесят лет лежит на поверхности. Среди прочих рекордов с приставкой «первый» у нас есть первый выход человека в открытый космос, который был при этом связан с рядом сложностей — от ускоренных сроков подготовки пуска (ведь иначе нас бы обогнали американцы) до раздутого в процессе выхода скафандра, из-за которого Леонов физически не мог влезть в корабль, и отказа автоматики «Восхода-2». Несколько нештатных ситуаций за один полёт, часть из которых могли бы стать смертельными — на мой взгляд, это достойно попытки экранизировать важную веху в освоении космического пространства.

image

Главные герои


Основными действующими лицами исторического полёта были Алексей Леонов и Павел Беляев. На роль Беляева без проб назначили Константина Хабенского, а Леонова сыграл продюсер проекта Евгений Миронов. Если брать исключительно внешность актёров, то они похожи.

Если же говорить о манере поведения, о речи, то Миронов не просто похож, а очень похож на Леонова. Либо у актёра такая же манера общаться, либо он очень сильно постарался, чтобы вжиться в роль. Пока я писал статью о событиях в этом фильме, я пересмотрел множество интервью космонавта. И здесь я верит, что передо мной тот самый человек.

Хабенский играет Павла Беляева, самого «старого» лётчика из Первого отряда. Ему на момент зачисления было 34 года, на момент полёта — уже почти 40. Играет интересно, но насколько реально — мы уже не узнаем. Космонавт умер в 1970 году от перитонита. Кажется странным, что человек, побывавший в космосе и приземлившийся на ручном управлении в тайге умирает от подобной болезни.

image

Генерала Николая Каманина, занимавшегося отбором космонавтов и их подготовкой, сыграл Анатолий Котенёв. Каманин предложил первым кандидатом на полёт в космос назначить Юрия Гагарина, запасным — Германа Титова, и он был активным сторонником отправки Валентины Терешковой на орбиту.

image

Александр Новин сыграл Евгения Хрунова, дублёра Леонова. Роль в фильме не очень большая, но нужная для развития сюжета.

0aeff32e081a4016abface465e6e2905.png

Семьи космонавтов могут показаться «картонными». Но излишне сентиментальные молодые отцы прольют скупую мужскую слезу на моментах с дочкой Леонова.

image

Главным героем был Сергей Павлович Королёв. Основоположник практической космонавтики был ответственным за этот полёт. Его роль исполнил Владимир Ильин, актёр старой закалки забирает на себя массу внимания.

В одном из эпизодов фильма после встречи Королёва с Брежневым у Сергея Павловича случился сердечный приступ. На совет врача отдохнуть он сказал, что не устал. Далее эта сюжетная линия не продолжается, но мы знаем, что менее чем через год после пуска Сергей Павлович умер от сердечной недостаточности.

«Время первых» можно сравнить с «Укрощением огня» 1972 года, в котором прототипом главного героя стал Сергей Павлович Королёв. Настолько ярко здесь представлена эта легендарная личность. Даже в то время фильм критиковали за излишний пафос и идеализированность персонажей. В данном случае идеализации Королёва нет, показан живой человек, занятый своей работой.

image

Сюжет


После откровенно наигранного «Гагарина» 2013 года, который состоял в основном из пафосных фраз, персонажи «Времени первых» кажутся более живыми. Атмосфера СССР передана так, что вызывает добрую ностальгию по тем временам. Пожалуйста, воздержитесь от комментариев на тему «всё было плохо», все и так знают, что Королёв сидел в тюрьме и работал на золотых приисках. Речь всё равно идёт о замечательных людях, которые в то время творили немыслимые вещи.

image

Начинается фильм с момента, когда из-за ошибки механика Алексею Леонову приходится показывать чудеса посадки на аварийном самолёте. Всё это видит генерал Каманин — тот самый, кто работал с подбором лётчиков-истребителей в Первый отряд космонавтов. «Он сумасшедший!» — «Давай его ко мне, нам как раз сумасшедшие нужны». Я отметил этот эпизод, потому что он есть в трейлере, но показан по-другому — у зрителя возникает впечатление, что лётчик просто так творил безобразие. В фильме он спасал себе жизнь.

image

Далее нам показывают Сергея Павловича Королёва. Бодрый и одновременно уставший и злой он проходит через ангар к щиту, на котором отображён план выхода первого человека в открытый космос. Он зачёркивает 1967 год, 1966 год и обводит 1965. Сроки сдвинулись, потому что того требует высшее руководство. Космическая гонка в самом разгаре, а американцы наступают на пятки.

«Получить 2 героических трупа вместо двух живых героев?» — говорит Королёв о новой постановке задачи.

Отношения Беляева и Леонова, их тягу к полётам показывают через моменты прыжка с парашютом, после которого старший космонавт ломает ногу. Этот случай при подготовке произошёл в 1961 году. Так Павел был отстранён на год от подготовки, но позже вернулся в строй. В трейлере мы видели его тренировки со штангой под дождём.

Леонов отказывался лететь с другим космонавтом. После фильма возникает вопрос: почему? Откуда взялась такая дружба? Во время просмотра об этом не думаешь, а просто видишь друзей.

Большую часть фильма составляет собственно полёт. Вот здесь сценарий стал сильно отходить от реальности. Ранее я писал, что это уже готовый сюжет, его можно брать без изменений и экранизировать с минимальными изменениями. Но перед нами не документальный, а художественный фильм, поэтому избежать нововведений, нагнетающих атмосферу или раскрывающих персонажей, не получится.

image

Сценаристы пошли во все тяжкие и начали менять события и их последовательность. Если до просмотра фильма вы не прочитали Википедию, то вы не обратите на это внимания. Во время выхода Леонова в открытый космос космонавт теряет сознание и молчит вместо того, чтобы успокаивать Землю. За клапан герой берётся не до входа в шлюз, а уже в шлюзе, чтобы развернуться. Беляев прикрывает коллегу, сообщая, что тишина была из-за проблем со связью.

Затем — отказ автоматики, ручное наведение, приземление в Пермской тайге в снег, костёр и ожидание спасения.

image

В конце нам показывают хронику, смешанную с самим фильмом. Момент очень яркий, он добавляет «приземлённости» этой истории, возвращает нас к тому, что это не просто выдумка сценаристов.

Невесомость


Кинопоиск подсказывает, что для выхода в открытый космос студия CGF разработала систему дополненной реальности ViewGA. С её помощью режиссер и оператор видели на экране перемещения актера в условиях виртуального космоса. Выглядит эта картинка хорошо.

image
Кадр из фильма

image
Хроника

Для съёмок внутри корабля использовали полноразмерную модель «Восхода» с системой тросов. Но самое интересное — это невесомость внутри корабля на примере карандаша и бортжурнала. Насколько это реалистично, как мне кажется, смогут сказать космонавты. Для обычного зрителя какие-то несоответствия не будут заметны.

image
Кадр со съёмок

image
Хроника

Когда показывали моменты с тренировок в самолёте в невесомости, мне казалось, что актёров действительно отправили кататься на ИЛ-76. Оказалось, всё было снято в студии.

image

Вердикт


Сразу после выхода из зала я начал восполнять пробелы в собственных знаниях, которые получил при подготовке прошлой статьи — удостоверился, что Беляев действительно ломал ногу. Если хоть часть из тех, кто смотрел фильм, будет искать информацию о «Восходе-2», то его снимали не зря.

Фильм смотрится на одном дыхании. В нём есть несколько затянутых моментов, но они не портят общее впечатление. Главное достоинство этого фильма — это продюсерский проект Евгения Миронова. Это не способ заработать деньги, это не пять частей «Ёлок». Это экранизация интересной и важной для него самого истории. И речь не об ура-патриотизме России, а о гордости за всё человечество и за тот вклад, который внесли в освоение космоса конкретные люди.

В результате мы имеем фильм, в который все люди, участвующего в проекте вложили душу. Но это субъективное мнение. Я призываю вас идти в кино и составить своё, после чего написать об этом в комментариях. И рассказать о всех достоинствах и недостатках.

image

© Geektimes