«Враг государства» Лора Пойтрас рассказала о жизни под наблюдением
Лора Пойтрас (Laura Poitras), режиссёр получившего Оскар документального фильма «Гражданин четыре» (Citizenfour) об Эдварде Сноудене, уже давно находится под наблюдением спецслужб.
На этой неделе в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни открылась её мультимедийная выставка Astro Noise, в котором Лора впервые рассказывает о самой себе, пишет Wired. Раньше она старалась держаться в тени. В своих предыдущих трёх документальных фильмах только один раз попала в кадр, и то случайно: в отражении зеркала при съёмке Сноудена.
Часть выставки посвящена тому, насколько мучительной были жизнь кинорежиссёра, когда она пыталась скрыться от государственной слежки во время общения с Эдвардом Сноуденом и организации встречи с ним.
Во-первых, на выставке представлены документы, присланные ФБР по Акту о свободе информации в рамках текущего судебного разбирательства Фонда электронных рубежей против ФБР в её пользу (на фото). Это лишь малая часть из 800 документов, полученных от ФБР.
Документы объясняют, почему за Лорой велось наблюдение и почему она постоянно подвергалась обыскам при пересечении границы, и что она при этом не была объектом официального расследования. Раньше кинорежиссёр могла только подозревать о существовании слежки, но полученные документы доказали это официально.
Лору на крыше распознал один из солдат Национальной гвардии Орегона, чьё имя скрыто. Он сообщил, что она «заметно нервничала», а военные следователи считают, что она знала о предстоящей засаде, но скрыла этот факт от армии, чтобы сделать кадры для своего фильма.
Как выяснилось, Лору поместили в список наблюдения в 2004 году после того как она в Ираке забралась на крышу дома и 8 мин 16 сек снимала на видеокамеру засаду иракских повстанцев, в результате которой погиб один американский солдат и ещё несколько было ранено. «Эти восемь минут изменили мою жизнь, хотя тогда я этого не знала, — говорит режиссёр. — По возвращении в США меня поместили в список государственный наблюдения, задерживали и обыскивали каждый раз при пересечении границы США. Потребовалось десять лет, чтобы выяснить причину».
Сильно отредактированные документы ФБР говорят о том, что в 2006 году группа уголовного розыска армии США (US Army Criminal Investigation Command) прислала в ФБР распоряжение расследовать деятельность лоры Пойтрас как возможного «американского медиа-представителя… вовлечённого в силы антикоалиции».
Во-вторых, в представленной на выставке книге Лора Пойтрас публикует личный дневник, а также другие интересные рассказы, в том числе эссе Сноудена о применении радиоизлучения звёзд при генерации случайных бит данных для шифрования.
Из личного дневника следует вывод, что Лора за годы слежки превратилась в нервного параноика: «Ничего в своей жизни я не могу держать в секрете», — говорится там. Лора плохо спала и ей снились кошмары об американском правительстве. Женщина прочитала «Родину» Кори Доктороу и перечитала »1984», найдя слишком много параллелей со своей собственной жизнью. Ей казалось, что компьютер глючит и барахлит во время интервью с осведомителем АНБ Уильямом Бинни (William Binney): появилось сообщение о заполненном диске, хотя там ещё 16 ГБ было свободно. В конце концов, она переехала на другую квартиру и пыталась выйти из-под наблюдения, отказавшись от использования мобильного телефона и выходят в интернет только через Tor.
Когда Сноуден (онлайновый псевдоним C4) связался с ней в 2013 году, она вела скрытную жизнь настолько долго, что сразу подумала о плане спецслужб заманить её или информаторов в ловушку, как это раньше сделали сс Джулианом Ассанжем и Якобо Аппельбаумом, активистом и разработчиком программного обеспечения Tor.
Даже хотя она решила, что он настоящий информатор, но давление не покидало её. Стресс был постоянным: ей казалось, что она будто под водой и слышит шум крови по венам. «Я боролась со своей собственной нервной системой, — пишет Лора. — Она не давала мне ни отдыха, ни сна. Нервный тик, сжатое горло и постоянное ожидание буквально каждую минуту налёта на квартиру».
В конце концов, она решила встретиться со Сноуденом и опубликовать секретные документы, несмотря на риски для неё и для него. И её дневник, и документы ФБР показывают, как сам факт слежки подтолкнул её к такому решению.
В конце концов, Лора Пойтрас не только избежала ареста и тюремного заключения, но и стала кем-то вроде героя в мире приватности. Её работа помогла значительно пересмотреть взгляды общества на государственную слежку за обществом, привела к возбуждению уголовных дел, а также принесла ей Пулитцеровскую премию и Оскара. Оказывается, главное — не бояться.