Восстановление 4-летнего автомобильного AGM аккумулятора

В декабре 2019 в лабораторию прибыл аккумулятор Volvo AGM V022A 70А*ч, производство 40-я неделя 2015 года, т.е. 4 года назад. Автомобиль долгое время простаивал, АКБ соответственно разрядилась, после чего был произведён обычный подзаряд, затем автомобилем пользовались.

i6mzwcf8o8escp54g30ofyeyfjk.jpeg

Для отворачивания пробок можно использовать круглогубцы с изогнутой рабочей частью. Инструмент оставляет на пробке следы, но это неизбежно. Изготовитель, (скорее всего, это Варта или Бош), специально сделал труднооткрываемые пробки, чтобы AGM не путали с обычными наливными АКБ, и чтобы при обращениях по гарантии было видно, не открывались ли пробки.

v_z6dmxqjmd0sywxqnycbsp1xi0.jpeg

Стекломаты выглядят суховатыми.

i5x0mvmsntjd5iv7fhm7jryf77c.jpeg

У новой Топлы они выглядят так. (видео с эндоскопа).

Пока делать что-либо с АКБ рано: её температура 10.5 градусов Цельсия. В помещении 21 градус. Подзаряд можно произвести и при такой температуре, но для восстановления нужна температура выше +15 градусов. Ждём, пока аккумулятор прогреется.

АКБ отогрелась, снимем показания тестера.
ojmo0nsb2l20p_3acfae0aul7_e.jpeg


Прибор Konnwei KW600 считает АКБ неисправной и подлежащей замене.

rnmrc-z_2gdzbrzfcmkfzqnbdvm.jpeg

Под нагрузочной вилкой 200 А напряжение на клеммах проседает до 10.45 В.
alulknbmqulcm2bzbpm2i_dlka4.jpeg


zqta0sahdx6dwgsccoek5a8_uhy.jpeg

Доливаем дистиллированную воду (не водопроводную, дождевую или питьевую, не электролит). В каждую банку этой 70 А*ч АКБ ушло 55–60 миллилитров. Доливать следует до обильного влажного блеска стекломатов, или до зеркала по уровню матов. На фото в углублении виден блеск поверхности жидкости. Ставим пробки на место и начинаем заряд. Можно закрутить пробки не полностью, так как в процессе восстановления может потребоваться ещё добавить дистиллированной воды.

Некоторые AGM и GEL АКБ комплектуются ёмкостями не дистиллированной воды, а со слабым раствором электролита. Это делается потому, что производитель не предусматривает, что с батареей будут производиться сложные десульфатирующие мероприятия.

Если в процессе эксплуатации, когда характеристики АКБ ухудшились, просто долить слабый раствор электролита, будет скомпенсирована потеря воды и кислоты, химически связанной в сульфатах. Часть активных масс останется сульфатированной, а количество и концентрация электролита, соответственно и эксплуатационные напряжения, придут в норму, и АКБ сможет продолжить работу без тревожных сигналов со стороны автоматики контроллеров. После долива и небольшого времени на пропитку стекломатов, АКБ можно сразу вернуть на место работы.

Так можно продлить срок службы дорогой аккумуляторной батареи, и очень хорошо, что производители это предусматривают. Но ещё лучше произвести полный выравнивающий, восстановительный, десульфатирующий стационарный заряд. Так мы восстановим характеристики АКБ, (ёмкость, токоотдачу), в большей мере, и на большее время продлим её жизнь.

Сульфатация не только исключает активные массы и кислоту из полезной обратимой токообразующей реакции Гладстона-Трайба, но и ведёт к разбуханию активных масс, могущему приводить к разрыву сепараторов и коротким замыканиям. Потому правильный подход к эксплуатации свинцовых аккумуляторов — именно десульфатировать, с доливом только дистиллированной воды. Электролит следует доливать в крайних случаях, если присутствует элемент срочности и невозможно произвести десульфатирующие мероприятия.


ryj_hi-spjj3sq_o4qzj0ovhrne.jpeg

Заряжать будем программируемым ЗУ Кулон-912. Подробная методика описана в предыдущей статье. Настройки основного заряда следующие: максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при 14.6 В. Ток установим очень низкий, 1% паспортной ёмкости. Для 70 А*ч это 700 мА. Это делается потому, что изношенным АКБ свойственен разбаланс. Малый ток позволяет его устранить, и зарядить активные массы наиболее полно.

Ток окончания заряда 50 мА, максимальное время 48 часов, (установить большее время основного заряда ЗУ не позволяет). Включаем заряд, ждём самого минимального тока, который будет достигнут, и выдержим его ещё 12 часов.

С момента начала заряда прошло почти 28 часов. Напряжение до сих пор не достигло максимума, ток не снижается.
yjecekxccjcrt4lzzesybi1mgys.jpeg


Основной заряд подходит к завершению по времени. Ток 0.34 А. Отдано 29.23 А*ч.

Запустим основной заряд снова с такими же настройками, только на этот раз установим ток 0.35 — 0.4 А.
npymijqsrgckesav4ywo_ntcgdi.jpeg


n49zc5xsplx3z9gws_3fxnbq7lo.jpeg

Прошло почти 20 часов заряда, отдано почти 6 А*ч. Ток 230 мА.
image


Прошло ещё 3 часа. Дальнейшего снижения тока пока не видно. Будем мониторить ещё 4 часа.

Выдержали ещё 4 часа. Падение тока не происходит. Желательно снижение тока до 0.1% ёмкости, для 70 А*ч это 70 мА.
02nqmixk6-yetmnpewg16o5djr8.jpeg


Отключаем заряд, сделаем часовую паузу и посмотрим на показания тестера.

image-loader.svg

Прекрасные показатели, но их можно ещё улучшить. Приступим к дозаряду с повышенным напряжением в два этапа.

8xnh4klkhg1h53umwafouy62qyo.jpeg

Заряжать будем током 1% номинальной ёмкости без ограничения напряжения, для чего установим максимально возможное напряжение Кулона-912 — 16.5 вольт, и ток 700 мА. Ток окончания заряда устанавливаем минимально возможный, время 48 часов.

mhol085cdimkk2p4mdaew4g5gwc.jpeg

Прошло 45 минут, напряжение дошло до 16.3 В.
9uis8ilwy-1hrvanx9msccigbe4.jpeg


Прошёл ещё час, напряжение не меняется, даже чуть снизилось до 16.29 В. С этого момента начнём отсчёт двух часов.

Прошло ещё два часа, напряжение слегка колеблется в тех же пределах.
nvxlexiamzkxlwsxnba99kbw5oc.jpeg


Отключаем заряд, утром проверим аккумулятор тестером.

image-loader.svg
После выравнивающего дозаряда с повышенным напряжением характеристики батареи ещё улучшились.

Теперь после часа заряда при напряжении 14.66 В ток 190 — 210 мА.
zmfbk_k7godi0evfkcg9l0voxak.jpeg


Стекломаты не потеряли влажного блеска, даже наоборот, выглядят очень мокрыми. При десульфатации из активных масс выделилась серная кислота.

eoqzzvdlaf62gaxpsip8pddkb-k.jpeg

Сделаем контрольный разряд до 11.8 В током 3 А.

cjnnricaxxzye3d7kjzcah6ookc.jpeg

Аккуулятор отдал 43.58 А*ч. Это отличный результат. После разряда стекломаты не блестят. Вся вода впиталась.
r8rbaa0hovnahxax-ty0ylzipvu.jpeg


Ставим на основной заряд с теми же параметрами, что и в первый раз.

Спустя двое суток заряда током 0.7 А напряжение на клеммах 13.13 В. Ещё за несколько часов напряжение дошло до 14.6.

Прошло трое суток заряда, устанавливаем ток 0.4 А.
hxap0w3anivugvuucgkfxd4zydy.jpeg


Спустя два часа, ток колеблется от 0.15 до 0.2 А.
29elnajyb9a0jgr_g5aybkfvhii.jpeg


Подходит к концу этап основного заряда. Влажный блеск стекломатов, пропавший после разряда до 10.8 В, вернулся.

Если бы после заряда наблюдалась сухость матов, потребовалось бы добавить дистиллированной воды в банки.

Плотность электролита по показаниям рефрактометра 1.28.

q0uhdbx678ffhgo729lqjg20r0w.jpeg

Прошло ещё чуть более двух часов, показания тока немного снизились. Мониторим дальше.
zsaov5zclf6jsit84qi48feqv9y.jpeg


Спустя ещё чуть более 4 часов, показания напряжения и тока остаются неизменными. Подождём ещё 4 часа, и выключаем заряд.

Время истекло, ток не меняется в течение 8 часов. Отключаем заряд.
1eruelguyylzaggezq0cp8ilk-0.jpeg


И сразу переходим к дозаряду тем же током, но без ограничения напряжения. Выдержим максимальное напряжение 2–3 часа, либо если будет достигнут предел Кулона-912, — 16.5 вольт, — дождёмся, когда ток перестанет снижаться в течение 2–3 часов.

xentuljzdztwnqrccw2mnguhdlw.jpeg

Прошло около часа, напряжение 16.4 В. Это уже выше 16.3, бывших при первом дозаряде.
pew_eb9erptjckxlsindgleisos.jpeg


Показания не меняются на протяжении 3 часов, выключаем. Дозаряд завершён. Через 8 часов посмотрим на показания тестера.

image-loader.svg

Под нагрузкой 200 А на клеммах 10.9 В. Отличный результат!
hbauy2zse0zo6lajsdvuyobz4um.jpeg


До начала работ было 10.45. Восстановление завершено.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

image-loader.svg

© Habrahabr.ru