Воспоминания членов экипажа МКС о теракте 11 сентября

Ровно двадцать лет назад, 11 сентября 2001 года, 19-ю членами террористической организации «Аль-Каида», запрещенной на территории Российской Федерации, был произведен захват и угон четырех пассажирских Боингов, два из которых врезались в два здания Всемирного торгового центра и один — в основание Пентагона. Столкновения судов с Башнями-близнецами на верхних этажах привели к разрушению конструкций, обломки разлетелись по всему Манхэттену — последствия атак были видны даже из космоса.

Фотография, сделанная с борта МКС в момент столкновения самолета в первую башню. Credit: NASA.Фотография, сделанная с борта МКС в момент столкновения самолета в первую башню. Credit: NASA.

Командир третьей экспедиции Фрэнк Калбертсон Младший тогда находился на борту Международной космической станции с двумя российскими космонавтами Владимиром Дежуровым и Михаилом Тюриным. Американский астронавт, находясь примерно в 400 километрах над Землей, увидел столбы дыма, струящиеся из Нижнего Манхэттена. В тот же день он передавал результаты медицинских осмотров на Землю своему летному хирургу в Центре управления полетами в Хьюстоне Стиву Харту. «Фрэнк, у нас здесь, на Земле, не очень хороший день», — сказал ему Харт. В то время у космонавтов не было ни интернета, ни телевидения, потому Калбертсон был вынужден исследовать источник дыма самостоятельно — для этого, пролетая над Южной Канадой, он схватил камеру и направился к российской части МКС, откуда был открыт вид на Нью-Йорк. Фрэнку Калбертсону удалось рассмотреть не только обломки башен, но и брешь в стене Пентагона. Все это было зафиксировано на пленку.

»С каждым новым витком мы пытались разглядеть и зафиксировать как можно больше деталей» — говорил Калбертсон — »Удивительно было наблюдать то, как исчезли все инверсионные следы самолетов, так как все судна на территории Соединенных Штатов заземлили, и воздушное пространство было пусто. Единственное, что мы увидели в воздухе — Air Force One, сопровождающее президента Буша в Колумбию». Его друг и однокурсник военно-морской академии США Чарльз Бурлингейм был пилотом рейса 77 American Airlines, который врезался в Пентагон.

Экипаж ISS-3 слева направо: Михаил Тюрин, Владимир Дежуров и Фрэнк Калбертсон.Экипаж ISS-3 слева направо: Михаил Тюрин, Владимир Дежуров и Фрэнк Калбертсон.

На следующий день Фрэнк Калбертсон выступил с официальным обращением в письме:

«Сегодня весь мир изменился. То, что я говорю или делаю, очень незначительно по сравнению с тем, что случилось с нашей страной вчера, как она подверглась нападению со стороны… кого? Нам известны только террористы, но нам трудно понять, на кого направить наш гнев и страх… Я попытался объяснить Владимиру и Майклу [Михаилу] масштабы этого события, они ясно понимали и очень сочувствовали. Дым казался странным цветком у основания колонны. После получения новостной статьи об обрушении первой башни мы стали свидетелями крушения второй. Ужасно чувствовать себя изолированным от всего мира в этот важный момент».

Манхэттен, запечатленный спутником IKONOS с высоты 680 километров. Credit: GeoEye.Манхэттен, запечатленный спутником IKONOS с высоты 680 километров. Credit: GeoEye.Обломки, запечатленные тем же IKONOS 15 сентября. Credit: GeoEye.Обломки, запечатленные тем же IKONOS 15 сентября. Credit: GeoEye.

События 11-го сентября повлияли на всю космическую промышленность. Люди задумались об угрозе космического терроризма, так как космические аппараты можно рассматривать как технику двойного назначения. Трудно предугадать, какие истинные задачи должен выполнять тот или иной аппарат, потому военную технику можно рассматривать не только в оборонительных целях, но и в наступательных. Защита коснулась и непосредственно самих запусков. Сразу после терактов 11 сентября комплекс Космический центр Кеннеди был закрыт для наблюдения запусков.

Большая часть национальной безопасности США зависит от систем GPS и военных спутников, потому террористическое вмешательство в космическую сферу несет огромные убытки. Крушение шаттла «Колумбия» (STS-107) 1 февраля 2003 года заставило переосмыслить безопасность космических аппаратов и вероятность террористического воздействия на космическую программу. Не обязательно наносить физическое повреждение, чтобы допустить возможность крушения, достаточно дистанционного воздействия на систему управления. Несмотря на то, что все органы управления кораблем находятся на самом судне, нельзя допустить возможности вторжения в систему управления с Земли.

Ссылки на источники:

  1. »Space Terrorism: Is it a Possibility? » — Ajay Lele, IPCS, 2003 (ссылка);

  2. »Astronaut Frank Culbertson Letter from September 11, 2001» — Frank Culbertson, NASA, 2001 (ссылка);

  3. »9/11 Remembered in Space Photos» — Space.com, 2017 (ссылка).

© Habrahabr.ru