Воспитай свой второй мозг. Увеличь продуктивность

3aad0eefc18bee9f3a93f5c00944bc07.jpeg

Roadmap:

  1. Второй мозг: знай всё

  2. Немного теории

  3. Отец метода Zettelkasten

  4. Да кто такой этот ваш Zettelkasten? В чем его преимущества и отличия?

  5. Хорошо, каковы его принципы?

    1. 1) Разгружайте голову

    2. 2) Пишите атомарные заметки

    3. 3) Соблюдайте автономию при создании заметки

    4. 4) Объясняйте всё своими словами

    5. 5) Связывай, группируй, ссылайся

    6. 6) Сохраняй источники

    7. 7) Копите заметки

    8. 8) Пользуйся.

  6. Практика

Второй мозг: знай всё

Наш мозг — крайне загруженная вещь. Наш мозг обрабатывает всю эту ежедневную суматоху: навестить бабушку, купить 100500 продуктов в магазине, уповать о падении рубля и так далее. В этом урагане информации мы забываем по истине важные для нас вещи.

Хотели бы вы иметь второй мозг? Мозг, способный запомнить всё. Мозг, в котором содержится вся полезная информация из книг, статей, видео, полученная вами?

Звучит прекрасно, не так ли? Может, когда-то и казалось сказками, однако не сейчас.

Немного теории

Как я уже сказал ранее — все вещи рано или поздно забываются. Если ничего не использовать (систему заметок и т.д) — ценность знаний со временем уменьшается.
Если же мы используем качественную систему заметок — ценность знаний увеличивается (Что, впринципе логично)!

Источник: https://youtu.be/cgaktoUoDVQИсточник: https://youtu.be/cgaktoUoDVQ

Хорошо, с этим разобрались…
Что такое знание? Чем оно отличается от информации?
Информация — не более чем просто изолированые «узлы». Между ними нет никакой связи. Как итог частичное понимание материала.
Знание — это информация, связанная между собой.

Источник: https://youtu.be/cgaktoUoDVQИсточник: https://youtu.be/cgaktoUoDVQ

Теперь можем начинать знакомиться с Zettelkasten:

Отец метода Zettelkasten

Пержде чем приступить к самому методу, давайте поближе ознакомимся с его отцом — Никласом Луманом.

Ни́клас Лу́ман — немецкий социолог, создатель оригинальной теории общества, один из наиболее видных современных немецких социологов неофункционалистского направления, внесший весомый вклад в научную разработку теории и методологии социальных систем и социологии права, власти, государства. Как Вы уже поняли Николас Луман был крайне продуктивен. За свою жизнь Луман написал более 70 книг и около 500 статей на социологические темы. Это сумасшедшая продуктивность! И конечно же, Луман неодкнократно подчекривал вклад своего метода ведения заметок, который помогал Луману оставаться таким продуктивным.

Никлас называл свой метод Zettelkasten с нескольких сторон. Иногда он называл его партнёром для беседы или второй памятью, кибернетической системой, жвачкой, а иногда отстойником.

faa3af7a3828ec5d08994172d7e809d6.jpeg

Да кто такой этот ваш Zettelkasten? В чем его преимущества и отличия?

«Зеттелькастен» (Zettelkästen) — способ структурировать информацию для того, чтобы пользоваться ею долгое время.
Давайте просмотрим словообразование слова «Zettelkasten»: оно пришло из прагерманского языка и состоит из двух корней: «Zettel» что значит заметка или листок бумаги, и «Kasten» — коробка. Zettelkasten в таком случае это просто коробка с заметками, которую часто называют картотекой.

Фотография ящиков ЛуманаФотография ящиков Лумана

Казалось бы, идея абсурдна, нелена и даже смысла воплощать её нет. Но это не так.

Давайте сначала посмотрим на то, как выглядит обычный блокнот с заметками:

dfmoz3w-i7axzks7me2msvmo-nc.png


Заметки изолированны друг от друга. Иной раз, если посмотреть на отдельную заметку — никакой связи с другими, казалось бы, нет.

Хорошо, а что если наши заметки будут на карточках?

ord-684dxtsqveewjueoezvev1u.png

Тогда мы будем иметь кучу неструктурированных карточек с разным набором информации. Однако очевидной связи здесь, опять же, нет.

Окееей. Тогда давайте отсортируем все карточки по папкам, с соответсвующей ей информацией?

3ffrsaedwgxyf0uvogfvy8kki_0.png


Да, так намного лучше. Так поиск информации становится легче, однако сама связь между группами неочевидна. К тому же какая-нибудь заметка может относиться сразу к нескольким видам. (Например: биология+математика, хотя мы имеем только две отдельные папки: биология и математика)

Так… Тогда давайте вместо папок использовать теги? Так мы сделаем сортировку менее жесткой и более эффективной

dzb0oq_ezx4hgfzravvd0tbpnji.png


Так мы приблизимся к методу, который создал Луман. Однако это всё равно не то. Связь между заметками не так очевидна.

Тогда мы можем буквально связать сами заметки?

h7ogcmmigdrhik-4cctpi6qjvyk.png


Именно. Так мы получим исконный метод ведения заметок Zettelkasten. Кто-то здесь проглядывает взаимосвязь с всемирной паутиной, другой — с Википедией. И те и те правы.
Представьте, что 1 заметка — это 1 картонная карточка. Карточки хранятся в специальном шкафу с выдвижными ящиками. У каждой карточки есть номер. Именно по номерам Луман ссылался на другие карточки. Но теперь всё хранится на компе или в облаке, вместо номеров мы ссылаемся прямо на заметки.

Вся наша записаная информация не только лучше усваивается, когда мы её сами записываем, но так связь с другой информацией становится более очевидной! В этом и есть прелесть Zettelkasten.

Хорошо, каковы его принципы?

  1. Разгружайте голову

  2. Пишите атомарные идеи

  3. Соблюдайте автономию при создании заметки

  4. Объясняйте всё своими словами

  5. Связывай, группируй, ссылайся

  6. Сохраняй источники

  7. Копите заметки, не бойтесь добавлять новые

  8. Пользуйся.

А теперь давайте поподробнее:

1) Разгружайте голову

Не нужно пытаться удержать всё в голове. Метод Zettelkasten кроме самого процесса ведения заметок, так же включается в себя работу с ними. Можно сказать, что вы сами воспитываете свой «второй мозг», нагружаете его полезной вам информацией, а после некоторого промежутка времени (когда ваш «второй мозг» будет достаточно обучен), вы просто садитесь, связываете заметки и творите!

2) Пишите атомарные заметки

Другими словами одна заметка = одна идея.

Не нужно в одну заметку вписывать целую главну книги (если только вся глава — не одна идея. Хотя и тут Вам следует раскрыть тему как можно лучше и, желательно, компактнее). Такой подход заставляет смотреть на материал по-другому, не воспринимать его неделимым сплошным куском смысла, а выделять отдельные идеи/практики/методы и так далее.

3) Соблюдайте автономию при создании заметки

Другими словами каждая заметка должна быть самодостаточна.

Заметка должна быть понятна вне контекста. Представьте, что вы читаете ваши записи спустя некоторое время после прочтения книги. Текста заметки должно быть достаточно для того, чтобы понять, что вы имели в виду.

Кроме того, советую вам максимально дополнять заметки. Все ваши заметки рано или поздно должны быть связаны
(См. подробнее в пункте 5)

4) Объясняйте всё своими словами

Представьте, будто объясняете тему человеку, который о ней ничего не знает. Здесь даже можно последовать примеру Феймана:

Техника Фейнмана — это четырехступенчатый процесс понимания любой темы. Эта техника отказывается от автоматического запоминания в пользу истинного понимания, достигаемого путем отбора, исследования, написания, объяснения и уточнения.

По мнению экспертов написание информации из книг своими словами — это необходимое условие для понимания. Не вникнув в суть, вы вряд ли сможете сформулировать мысли автора в виде текста.

Лично я использую этот принцип напрямую, когда сразу фиксирую свои мысли/идеи, возникшие в процессе чтения книги. Определенно это занимает больше времени, однако я готов тратить время на лучшее понимание материала.

Да, вам этот этап может показаться сложным, однако уверяю Вас, резуьтат определенно стоит приложенных сил.

5) Связывай, группируй, ссылайся

Это, пожалуй, один из важнейних пунктов в ведении заметок методом Zettelkasten. У всякой новой заметки должен быть свой тег и ссылки, которые могут дополнить её. Делая теги и ссылки, мы будем получать целые группы. Как я уже говорил ранее — в этом и есть основное отличие простой информации от структурированных знаний.

Создавать свои знания можне несколькими способами:

  • Группируйте заметки по темам. В этом могут помочь папки, теги и категории.

  • Cвязывайте заметки в последовательности. Например, картотека заметок Лумана предполагала интерсную систему индексации. Новая идея, вставала в картотеку сразу за заметкой, к которой она относилась по смыслу и которую развивала. Таким образом, со временем картотека ветвилась и обрастала подробностями.

  • Cсылайтесь на другие заметки прямыми ссылками. Действуйте по аналогии с устройством Википедии. Если какой-то факт или термин может быть пояснен другой заметкой — вставляйте ссылку.

Если Вас смущает структура заметок — не волнуйтесь. Придет время — структура появится сама. До тех пор, её отсутствие воспринимайте как преимущество.
Со временем вы сами поймёте что стоит структурировать, а что нет.

Заниматься или нет связыванием заметок ссылками — вопрос без однозначного ответа. Но держать в уме ряд вопросов, позволяющих сопоставлять новое с накопленным опытом точно не помешает.

Что мне уже известно на эту тему? Какие похожие мысли я уже встречал? Есть ли противоположное мнение? Как это соотносится с моим текущим знанием: дополняет, развивает или противоречит ему?

6) Сохраняй источники

Не забывайте оставлять ссылку на источник к каждой заметке (если она нужна)! Записывайте всё: от названия книги/статьи/видео до номера страницы/таймкода/ссылки/.pdf файла, где вы повстречали мысль.

7) Копите заметки

Не удаляйте старые заметки, даже если они вам кажутся неактуальными. Так Вы сможете проследить, как развивалось ваше мышление и какая информация устаревала. Более того, со временем вы можете обнаружить идеи, которые в конце концов оказались правильными. Не бойтесь накидывать в цеттель заметок, худший сценарий — заметка не пригодится сразу. У Лумана было 90 000 заметок, он себя не сдерживал.

Не бойтесь перегрузить ваше хранилище идей. Чем больше осмысленных заметок там будет находится, тем сильнее оно будет помогать вам.

Если использовать метод правильно, то не стоит волноваться хаоса. Наоборот, различные мысли, собранные вместе, начинают вступать в синергию друг с другом.

8) Пользуйся.

Пожалуй, самая главная часть в использовании Zettelkasten. Если вы все делали правильно* — значит у вас есть твердое понимание интересующей Вас темы. У вас уже есть материал на написание статьи, курсовой, или даже книги!

Конечно, огромное колличество знаний набирается не за неделю-две

Практика

Сразу скажу: лично я пользуюсь цифровыми решениями, потому далее мы не будем рассматривать бумажную версию.

Вот список специализированных программ, которые лучше всего подойдут новичку:

Лично я пользуюсь org-roam (+ org-roam-ui), однако тем, кто не увлекается org-mode и emacs — советую Obsidian.

Давайте для примера создадим заметку. Допустим, вот я просмотрел видео и услышал интересную вещь: информация, прочитанная перед сном, усваивается лучше. Я совершенно не знаю когда эта информация мне пригодится, но всё же её запишу:

Вот пример того, как выглядит конечная заметка:

Заметьте: я оставил ссылку на источник, дал тег самой карточке (заметке)

Пример моего пользованияПример моего пользования

Вот так выглядит моя вторая память на 08.02.2023. Да, на данный момент все не так богато. Однако это лишь дело времени и моих усилий.

Имена всех Имена всех «узлов» (заметок) скрыл

Скажу Вам даже так: вся эта статья написана благодаря Zettelkasten. Я самостоятельно собирал информацию из разных источников, связывал её, и думал что к чему.

P.s: вам источники нужны?

© Habrahabr.ru