Вопрос о Йотафон
Занимаясь много лет разработкой продуктов, я привык задавать много вопросов. Например, «а что будет, если сделать так? А кому это нужно? А как они это будут использовать? Понравится ли им это?» и тд. Это не из вредности, это так надо, когда ты разрабатываешь продукты для пользователей, и пытаешься решить для тех, кто будет применять твой продукт в реальной жизни, какую-то проблему, с которой они сталкиваются.
Когда более года назад начались контролируемые «тизеры» Йотафона, некая смутная мысль зародилась у меня в голове, а сейчас, когда его наконец-то полностью анонсировали, эта мысль у меня в голове только укрепилась. Сам телефон я в руках не держал пока, так что знаком с ним только по отзывам в интернете, но я и не обзор пишу, а для того, что я хочу написать, щупать телефон необязательно. Я, несмотря на пятницу, не пытаюсь троллить, а сформулирую вопрос и мысли вокруг него, а если вдруг у вас будет ответ или же какое-то дополнение, я с удовольствием почитаю. При этом я только приветствую попытки российской компании создать новый продукт, пусть и на базе зарубежных компонентов, поэтому не стоит воспринимать этот пост из серии «тебе лишь бы похаять наши разработки». Короче, момент такой. Я не понимаю use-case этого телефона. У меня не проходит ощущение, что два экрана в телефон воткнули because we can, а не потому что это может быть реально востребовано пользователями. Если взглянуть на преимущества, которые озвучиваются на сайте, то у меня есть вопросы к реальному применению в жизни этих преимуществ. Например, «Всегда включен» — то есть этот экран всегда показывает какую-то информацию, будь то книги, RSS или какие-то уведомления. Конечно, есть много любителей видеть все уведомления системы немедленно после их получения, но про приватность тоже не нужно забывать. А вот то, что там можно сохранить какой-то материал, который останется даже если аккумулятор устройства разрядится — это замечательно, но как часто это нужно? Или в ситуации, когда у устройства два экрана и аккумулятор нормальных размеров просто не поместился внутри телефона, это окажется более востребованным, чем обычно?
Электронные чернила, конечно, многими воспринимаются как более удобный механизм для чтения книг, а самое главное — более щадящий с точки зрения потребления электроэнергии. Но давайте подумаем о том, как среднестатистический городской пользователь использует смартфон. Этот пользователь, допустим, едет на метро утром на работу — зарядив предварительно телефон дома. Он может читать книги и на обычном экране, потому что никакого яркого солнечного света вокруг него в метро нет. Приехав в офис, он вполне может подключить телефон по USB к компьютеру или даже в розетку через зарядное устройство, чтобы на обратном пути точно так же продолжить чтение книги или RSS, или чего угодно. Почитать книги в отпуске? Ну не знаю, стоит ли ради 2–3 недель отпуска в году покупать устройство, с натяжкой для этого подходящее? Или Йотафон предназначен для какой-то другой аудитории, которая будет пользоваться им по-другому?
Выводить на второй экран картинки вместо уведомлений? Ну оооок. Достижения? Да если кто-то будет ходить и постоянно хватать мой телефон, чтобы посмотреть, что у меня там на задней крышке написано-нарисовано, я же ему первый руки оторву. Индивидуальность такая штука, что лучше всего воспринимается издалека и без деталей. Да, кстати, а что с чехлами? Получается, если мне так важны все эти уведомления на экране, то чехол, закрывающий заднюю сторону, уже и не подойдет? Только какой-нибудь «бампер», как делала когда-то Apple для iPhone 4. А ведь чехлы — это как раз важная часть того самого стремления «выделиться», показать свой вкус или отсутствие такового.
В общем, если смотреть чисто по фичам, которые подаются как unique selling points этого устройства, то меня терзают смутные сомнения, что большинство из них высосаны, так сказать, из пальца и реально современными пользователями могут оказаться невостребованными. Это Джобс мог себе позволить проводить маркетинговое исследование «глядя в зеркало» и решая, что он знает, чего хотят пользователи, и даже он «промахивался», а вот в случае с Йотафоном такой фокус может не пройти. Если же Йота проводила исследования, в которых пользователи говорили о том, что им эта функция второго экрана нужна позарез (ага, за счет времени работы от аккумулятора), тогда, конечно, я буду рад ошибиться и посмотреть на результаты продаж устройства, скажем, через год. Выделяться на фоне конкурентов, конечно, нужно, но если это происходит за счет применения «маркетингового буллшита», то надолго его обычно не хватает.
Записей на такую тему не нашлось.