Война и мир. Дополненная реальность в прицелах и навигационных системах

В эту пятницу мы предлагаем поговорить об эволюции прицелов, в которой свою роль сыграли и технологии дополненной реальности.

Большинство технологических прорывов и новых технологий чаще всего выковываются в горниле войны, и в войне же испытываются и совершенствуются.

317cbb0543b74f37a0cff786682588c1.jpg

Коллиматорные прицелы и проекционные дисплеи (HUD) — не исключение. Попытки улучшить прицельные приспособления огнестрельного оружия предпринимались с момента его изобретения. Были эксперименты с открытыми и закрытыми прицелами.

Изобретались всевозможные виды и формы открытых прицелов с мушкой и целиком:
5b0ece910e424cb69dc5f344839ba190.png

Кольцевые прицелы, апертурные и диоптрические:

0a882cd34fb24e0c9b6215b31b7815a9.png

e2c59cb896624646b1131570e0c563a5.png

Дальнейшее улучшение включало в себя установку в прицелы линз и привело к созданию оптических прицелов. Добавление в оптические прицелы электронных компонентов стало причиной создания коллиматорных и голографических систем и далее усложнилось до гиростабилизированных систем, баллистических вычислителей и, наконец, проекционных дисплеев и систем с дополненной реальностью.

Первыми электронными прицелами стали коллиматоры.

Коллиматорный прицел (в англоязычных источниках прижилось название reflector sight) — это оптическое устройство, которое комбинирует естественное изображение цели с параллельным изображением прицельной марки, спроецированной в бесконечность.

34f471e4765d4fc3ad4e3c45fca8deba.png

Это дает два больших преимущества: во-первых, можно целиться двумя глазами, что не сужает поле зрения и позволяет своевременно реагировать на изменение обстановки; во-вторых, прицельная рамка проецируется в глаз параллельным потоком и остается на оптической оси прицеливания независимо от положения головы оператора — марка перемещается по линзе прицела, но остается на точке прицеливания.

Оптические прицелы позволяют производить высокоточные выстрелы на большие расстояния, но по скорости прицеливания и эффективности работы с целями, которые быстро передвигаются, коллиматорные прицелы значительно выигрывают.

de4c8e3e57394f86a5455ec8eec715ea.gif

Эта технология была разработана и запатентована в 1900 году ирландским оптиком Говардом Граббом.

d5fa294b1cba4826b6874428b6bd2311.jpg
Говард Грабб со своим изобретением

Причем технология изначально создавалась как для стрелкового оружия, так и для всевозможных орудийных платформ. Формирование прицельной марки может осуществляться путем сбора естественного света, оптическим волноводом, но современные системы в основном используют активную подсветку светодиодами или лазером.

Коллиматорные прицелы успели поучаствовать в Первой Мировой войне. Например, они устанавливались на истребители Альбатросс и Фоккер.

2c73e3d0706d436289cafc3fd7403c76.jpg
Fokker D.VII, Скриншот из игры Rise Of Flight

К началу Второй Мировой войны эта технология стала достаточно распространенной. Особенно в тех условиях, когда было необходимо мгновенно и точно рассчитывать расстояние до цели, ее скорость и направление, а также учитывать упреждение выстрелов — в авиации, ПВО, на флоте.

Ниже — распространенный британский коллиматорный прицел MARK — 9. Его можно было увидеть на турелях и оборонительных пулеметах бомбардировщиков, а также на счетверенных зенитных установках.

be96a0bed6754e70873ca1609733cc0a.jpg

А это уже прицелы с баллистическим вычислителем. Передовые технологии своего времени!

3df9b9c703574ce5811d5a3229560ef3.jpg

628e62b7d2284305afa3434386a4415a.jpg

Как это работает:

Позднее к изображению прицельной марки и баллистическому вычислителю добавились другие нужные данные, такие как режимы работы двигателей, навигационная обстановка и т.п.

Появился классический авиационный проекционный дисплей:

45b6f7cf99784f16b16d0f8abc125a59.jpg

136f76c6550747758c10fae34346ea82.jpg

Как правило, военные технологии находят свое мирное применение. Так произошло в гражданской авиации, где самым главным является максимальная безопасность.

По статистике, самые опасные и напряженные периоды полета — это взлет и посадка. В эти же моменты пилоты авиалайнера испытывают максимальную информационную нагрузку.

Проекционные экраны впервые стали устанавливаться в гражданские авиалайнеры в начале 80-х в Аляске. В отличие от боевых, гражданские проекторы крепились к потолку, а отражатель откидывался только по мере необходимости:

01ceee709cc040f6b884e47718bd3c72.jpg

65be1262de334b8ab584039ef55230f3.jpg

Основная задача этого прибора — обеспечивать взлеты и посадки ночью и в сложных погодных условиях. При посадке экран выводит направление на правильную взлетную полосу, оптимальную глиссаду и даже вычисляет точку касания. Все это позволяет пилоту не отвлекаться на приборы и постоянно держать ВПП в поле зрения.

Проекционные дисплеи до сих пор широко применяются в военной авиации, но у них есть существенный недостаток. Воздушный бой происходит в трехмерном пространстве, что вынуждает пилота крутить головой на 360 градусов, а жизненно важная информация выводится на стационарно закрепленный экран.

Именно поэтому конструкторы уже давно думают об интеграции HUD в летный шлем.

Первая серийная попытка у ВМС США была предпринята в 1969 году и называлась VTAS (Visual Target Acquisition System). В первом поколении опускающийся монокуляр позволял пилоту осуществлять захват цели и наведение бортовых ракет воздух-воздух без использования стационарного проекционного дисплея.

1845ebec6ffa4b5a899644730e19e00d.jpg

70eaf41299bf44ebb346e7fd106b17fb.jpeg

Отечественные аналоги были разработаны для МИГ-29 и СУ-27, выполняли те же функции и назывались «Сура» и «Щель».

06238cbe69d349cfb1b7f3a9b8f44bad.jpg

f23e6c212292469a8ea20760e139649a.jpg

Вертолетчиков также не обошли вниманием. В знаменитом КА-50 применялся комплекс Обзор-800.

e73dc13808bd41db9982f0c61472393d.jpg

А пилоты Апачей пользуются уже более продвинутыми монокулярами IHADSS:

317cbb0543b74f37a0cff786682588c1.jpg

Это уже более серьезное устройство, обеспечивающее не только целеуказание, но и навигацию, вывод изображения в инфракрасном диапазоне для ночных полетов и многое другое.

При этом обучение работе с IHADSS очень сложное, долгосрочное и вызывает жуткие головные боли. Пилот буквально адаптируется к режиму хамелеонного зрения, когда зрачки правого и левого глаза начинают работать асинхронно. Еще этот навык забывается после длительного перерыва, и приходится адаптироваться заново.

Современные системы лишены этого недостатка, так как являются бинокулярными. Вот некоторые из них:

Шлем для пилота ПАК ФА:

a5f62d73cc2c47d98be51312656cedc6.jpg

Шлем для пилота от BAE Systems:

236046a9610f42fe959896ff0c09e873.jpg

Современные системы гораздо легче и совершеннее первого поколения, они способны выводить все возможные данные по работе бортовых систем, управлять режимами полета и навигации, а также обеспечивать вывод улучшенного и обработанного изображения в реальном времени.

da3df2d8bb9d46969e6bc7988f63710f.jpg

И если первые прототипы в прошлом веке не пошли в серию из-за большого веса и риска для шеи пилота, то в настоящем эта проблема решена:

3af0ff583875478585c935b7cb5e6fbc.jpeg

Военные новинки адаптируются для гражданского применения, вот, например, разработка концерна THALES для гражданской авиации:

92d066a43b0d4d8f86769ede2993914b.jpg

Есть еще она сфера, где жизненно важна навигация в трехмерном пространстве — это подводная работа. Divers Augmented Vision Display (DAVD) предназначен для навигации, связи и облегчения работы водолазов.

1f85341c06ee41868ee7d506a1b467c5.jpg

Вот как работает комплекс:

Можно утверждать, что с развитием технологий HUD мы увидим все новые и новые виды прицелов для разного рода оружия, а также системы, которые сделают полеты гражданской авиации еще более комфортными для пилота и безопасными для пассажиров.

© Geektimes