Военные США оценили низкую стоимость отправки грузов в космос транспортом от SpaceX

ed47f0d5361d8cdf266a8347ec507b87.jpg

Освоение космического пространства, хоть в мирных целях, хоть в военных — очень затратное занятие. Практически любое оборудование здесь стоит в несколько раз больше, чем его земной аналог, а процесс проектирования, сборки ракеты с отправкой ее в космос настолько дорогой, что его могут позволить себе реализовать считанные государства. Все остальные пользуются наработками «космического меньшинства».

Одна из космических держав — США. Здесь космос стараются освоить не только в мирных целях, например, колонизировать Луну или Марс для создания плацдарма человечества вне Земли, но и в военных. Правда, о космических войнах между странами речь уже не идет, но все равно, военные регулярно разрабатывают какие-то спутники собственной конструкции, секретные многоразовые корабли-беспилотники и другие системы. Естественно, все это нужно как-то отправлять на орбиту, и ранее представители ВВС США сотрудничали с ULA (United Launch Alliance). Контракты с ULA оказались дорогими даже для практически необъятных бюджетов военных США, которые на это пожаловались в одном из своих отчетов в 2014 году. Ну, а потом пришел Илон Маск.
Военные США в своем отчете говорили, что обсуждать стоимость запуска с ULA сложно, поскольку ценообразование у этой компании непрозрачное. Фактически, речь шла о том, что монополия ставит свои условия, а военные могут с ними соглашаться или нет. Поскольку космос военным очень нужен, приходилось соглашаться.

Но как раз примерно в 2014 году компания Илона Маска SpaceX начала предлагать собственные услуги по запуску космических транспортников, с ценой существенно более низкой, чем у конкурентов. При этом ценообразование было прозрачным, партнеры всегда знают, что, сколько стоит и почему. Цены SpaceX регулярно обновляются, причем в сторону снижения. В общем-то, зависимость простая — чем больше запусков осуществляет компания, тем более низкий уровень цен на запуск ракеты она может себе позволить. Правда, для SpaceX здесь есть одна проблема — если что-то идет не так (например, случается авария), то прибыль за весь год «съедается», так что приходится долго восстанавливаться.

Тем не менее, компания развивается, в космос уже успешно отправляют ракеты с повторно использованными ступенями, плюс идет активная работа по внедрению технологии повторного использования космического грузовика компании, герметичной его части.

Причем SpaceX не берет дополнительные платежи в размере, как у ULA. У альянса для военных предусмотрен платеж, который представляет собой нечто вроде абонплаты за готовность к запуску ракет. Речь идет о грузах, которые важны для национальной безопасности — чем бы эти грузы ни были. Запуски ракет ULA, будь то Atlas V, Delta IV или Delta IV проходят неплохо, аварий практически нет. Но за это военные платят гораздо больше, чем SpaceX. Поэтому Falcon 9 сейчас рассматривается военными США, как достойная альтернатива ракетам предыдущего партнера (альянс работает с военным комплексом США и сейчас).

1244790ab46c14ba5c8c26cb82e9bc20.jpg

SpaceX пришлась ко двору еще и потому, что в 2016 военных попросили оптимизировать бюджет на запуски грузов в космос. Это должно быть сделано в течение нескольких лет.

Сам бюджет очень интересен для изучения. Здесь, например, есть строка, где прописаны затраты на запуск ракеты от ULA, правда, с «абонплатой», о которой шла речь выше. Но с платежом или без, а стоимость одного запуска получается чрезвычайно высокой — что-то около $420 млн. И в финансовых взаимоотношениях военных с альянсом остается много неясного, поскольку стоимость запуска ракеты того же альянса на коммерческом рынке (то есть не для военных) колеблется о $100 млн до $350 млн. Разница объясняется тем, что грузы могут отправляться ракетами разного класса, в зависимости от потребностей заказчика.

Получается, что военные отправляют свои грузы в космос по значительно увеличенной цене, которая ниже для всех других клиентов альянса. Но кто дает деньги военным? Конечно же, налогоплательщики. И вот они начинают показывать все более сильное недовольство сложившейся ситуацией.

В ULA даже начали говорить о постепенном уравнении стоимости запусков ракет для военных и коммерческих партнеров. Но пока что это лишь разговоры, дальше них дело не сдвинулось. А вот SpaceX запускает Falcon 9 за $65 млн. Правда, для военных конечная цена несколько выше, поскольку у них есть дополнительные требования к партнерам. Но в любом случае, цена получается ниже, чем у бывшего монополиста ULA. Так, спутник GPS 3 (вернее, один из спутников) был отправлен на орбиту за $96,5 млн. Это в четыре с чем-то раза ниже, чем у альянса.

Специалисты говорят, что компания Маска может отправлять грузы в космос по цене, ниже себестоимости запуска ракеты, с одной простой целью — занять определенную нишу на рынке военных заказов. И когда это случится, компания будет постепенно расширять свое влияние.

© Geektimes