Водяные фуникулеры

Фуникулер на парижском холме Монмартр с 1900 по 1931 год работал без двигателя, исключительно за счет гравитации.
44feee68bc2e49c4856ac6d7c6d07e6d.jpg

Подобно лифту и противовесу, поднимающийся и спускающийся вагоны фуникулера были связаны тросом через блок на верхней станции. Это обычное решение, которое позволяет частично компенсировать массу одного вагона другим и снизить требуемую мощность. Но французы сделали так, что спускающийся вагон был ВСЕГДА тяжелее поднимающегося.
Под полом вагона располагался 5-кубовый бак для воды. Перед очередным рейсом служитель нижней станции сообщал верхнему, сколько у него пассажиров. Верхний вычитал количество «своих» пассажиров и заливал в бак соответствующий объем. Верхняя кабина становилась тяжелее нижней, и рейс можно было начинать. На нижней станции бак опорожнялся.
6f060b20b57c43bdbf0872d5a598239d.jpg

Красоту решения портит тот факт, что вода не била из родника на вершине холма, а подавалась туда паровым насосом (так что двигатель, строго говоря, у фуникулера все-таки был). Куда сливалась вода внизу — в другой бак или в канализацию — мне неизвестно. Во всяком случае, в статье 1900 года указывают, что вода для фуникулера отпускается городом по фиксированной ставке 3 сантима за кубометр.

Билет на подъем стоил 10 сантимов, на спуск — 5 сантимов. Таким образом стимулировалось наличие «живой массы» наверху.
(На мой взгляд, парижане могли пойти и дальше: пусть за подъем пассажир платит 15 сантимов, а за спуск получает 1. Полагаю, нашлось бы немало желающих заработать, и на верхней станции всегда было бы гарантировано наличие «лишних» пассажиров).

Стыковочные узлы от действующих водяных фуникулеров в Португалии
b3748e4faaeb42c4a0746a7afacbf8cd.jpg

и в Германии:
9c36b9f1432b4f20b5e006cadd630508.jpg

Подвид — британский Lynton-Lynmouth Cliff Railway:
266d9c0ac87949fcb9d0ffbc042cf489.jpg

Здесь вода из нижнего бака не сливается по умолчанию. Перед стартом резервуары обоих вагонов заполнены. Затем тормоза отпускают и начинают сливать воду из нижнего бака до тех пор, пока верхний вагон не перевесит и не начнется движение.
d4a2262e3fe94cd78a4733b7355bd50c.jpg

Наконец, в швейцарском Фрибуре техническое решение достигло своего апогея. Там до сих пор работает фуникулер, в бак которого поступают сточные воды из верхней части города.
fc7a0704f672477e866c902921c54cbe.jpg

На нижней станции стоки сливаются в ту же канализацию.
9f9b7ae0cd51408eacbc4297dd76b339.jpg

Да, пахнет. Зато энергоэффективно.

© Geektimes