Вояджер-1 продолжает миссию

Когда спутник «Вояджер-1» запускали для исследования окраин Солнечной системы никто не предполагал, что его миссия затянется на 47 лет. Аппарат проекировался под пятилетнюю миссию и рекордов работоспособности от него никто не требовал. И тем не менее американские инженеры создали крайне неприхотливый и стойкий агрегат, работоспособность которого уже не раз удавалось восстановить.

Однако годы берут свое и постепенно аппарат деградирует. Атомная батарейка на распаде плутония и термопары для преобразования тепла в электричество выдают все меньше энергии. Для того чтобы сохранить работу научного оборудования и систем связи пришлось отключить многие в помогательные системы, в том числе нагреватели из-за чего вернуть их в работу может стать ещё сложнее. Любое включение/отключение элементов может привести к отказу и поэтому учёным приходится постоянно просчитывать риски, так как даже безобидная манипуляция может стать последней для аппарата.

58a75eb42095c8d0026e55f2e9e02ee2.png

Одной из серьезнейших проблем в последние годы стало засорение части топливных трубок двигателя ориентации. Из-за этого аппарату стало сложно удерживать направление антенны на Землю. Всего у аппарата 3 двигателя — два для ориентации и один доя коррекции. Все они могут заменять друг друга и поэтому после активной фазы орбитальных маевров работал только один из них. Так как прочистить засор было невозможно, то в 2018 году было осуществлено переключение на двигатель коррекции. Однако недавно были выявлены признаки засора и на нем, причём сильнее, чем на отключенном ранее двигателе.

Очевидно, что требовалось вновь сменить рабочий двигатель, однако сейчас эта задача оказалась нетривиальной. Запуск двигателей без предварителоного разогрева опасен и может привести к их отказу. Однако свободной энергии на включение обогревателей двигателя в аппарате нет. Поэтому пришлось долго думать что бы такое отключить, чтобы разогреть движок. Научную аппаратуру решили не трогать из-за того, что без неё миссия потеряет всякий смысл — аппарат до сих пор собирает научные данные. Поэтому приняли соломоново решение — на час отключить основной обогреватель. Если он не включится, то аппарат ещё сможет проработать некоторое время за счет вспомогательных обогревателей.

Однако операция прошла успешно: и двигатель удалось запустить, и главный обогреватель через час снова включился. Так что полет продолжается. Не могу не восхититься инженерами, которые спроектировали и обслуживают Вояджеры.

Автор: Владимир Герасименко

Оригинал

© Habrahabr.ru