ВНИИТЭ планеты всей: как в СССР систему «умного дома» придумали
В середине 1980-х годов в СССР не только играли в перестройку и переделывали Simca 1307 в Москвич-2141, но и пытались спрогнозировать будущее рядового потребителя. Это было довольно сложно, особенно в условиях тотального дефицита. Однако советские учёные смогли предугадать появление ноутбуков, смартфонов, умных очков и беспроводных наушников.
Забавно, что уже тогда, 30 лет назад, были хорошо продуманы элементы носимой электроники:
«Здесь возможны самые неожиданные решения: допустим, солнечные очки, по команде пользователя превращающиеся в дисплей, показывающий время или другую необходимую информацию (частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха)».
Речь идёт о проекте, рождённом в недрах Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). С некоторыми оговорками этот проект можно назвать системой «умного дома». В институте вычислили главный недостаток всех бытовых устройств — отсутствие единой системы, которая могла бы объединить телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, принтер, колонки. И предложили решение этой проблемы в журнале «Техническая эстетика» за сентябрь 1987 года.
Итак, знакомьтесь. Перед вами Суперфункциональная Интегрированная Коммуникативная Система — СФИНКС, созданная Игорем Лысенко, Алексеем и Марией Колотушкиными, Мариной Михеевой, Еленой Рузовой под руководством Дмитрия Азрикана. Разработчики описали проект как одно из возможных проектных решений домашнего телерадиокомплекса 2000 года. Это был не столько проект вещи, сколько проект принципа взаимодействия потребителей с источниками информации.
Почти все устройства легко идентифицировать, правда?
Идея кажется довольно простой и рациональной. СФИНКС должен был объединить все устройства ввода и вывода информации общим процессором, выполняющим также роль хранилища данных и средства их приёма и передачи вовне. Полученная процессором информация распределялась по экранам, колонкам и другим блокам. Чтобы эти блоки могли быть размещены по всей квартире (например, в одну комнату подаётся на экран фильм с аудиодорожкой, в другую — видеоигра, в кабинете действует компьютер с рабочими заданиями, а на кухне — читается аудиокнига), предлагалось проложить в квартире (возможно, ещё во время строительства дома) так называемые «шинопроводы». То есть некие универсальные кабели, которые могли питать электронику и управлять ею через процессор.
Цитата из статьи:
«СФИНКС — радиоэлектронное оснащение жилища будущего. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством. Новейшие исследования дают основания надеяться на появление такого универсального носителя уже в ближайшее время. Он заменит (сначала дополнит) грампластинки, аудио- и видеокассеты, нынешние компакт-диски, фотографии и слайды (стоп-кадры), печатные тексты и т. д.».
Cлева — блок с центральным процессором СФИНКС. Вот эти странные «лепестки» в хвостовом оперении — носители информации, аналоги современных SSD, HDD, флешек, ну или в крайнем случае CD. В СССР были уверены, что сначала универсальный носитель данных будет дисковым, а потом — кристаллическим, без подвижных механизмов в устройствах считывания
Посередине — два варианта большого пульта управления. Синий — сенсорный, в углублении имеет дополнительный малый ручной пульт. Белый — псевдосенсорный, в углублении — телефонная трубка. Его можно было бы подключать к экрану в виде планшета и получать нечто, напоминающее современный ноутбук. Справа от клавиатуры — пара клавиш «больше — меньше» для регулировки любых параметров.
Справа — малый ручной пульт с пристыкованным дисплеем. Диагональное расположение кнопок, как тогда считалось, крайне удобно для работы с пультом. Каждая клавиша должна была подсвечиваться, при необходимости можно было активировать звуковой отклик на нажатие.
Отметим, что приборы СФИНКС разделялись на три группы:
- Носимые
- Связанные с жилищем
- Связанные с транспортом
Несложно узнать «умные браслеты» и часы, «умный дом» и автомобильные бортовые компьютеры.
Что можно было делать с помощью СФИНКСа»? Да то же, что мы делаем сегодня: смотреть телевизор и фильмы из медиатеки, слушать музыку, получать данные о погоде, делать видеозвонки.
«Здесь происходит просмотр фильмов, видеопрограмм, телепередач, произведений искусства, других изображений и фонограмм, коллективные компьютерные игры, сюда же могут выводиться фрагменты семейного альбома. Семья может устраивать дружеские телемосты или деловые встречи. Дополнительная информация (время, погода, справки, другие каналы и т. п.) может предъявляться на врезном кадре»,
— мечтали в СССР.
Предусматривалось как проводное, так и беспроводное подключение остальных девайсов. Разработчики были уверены, что процессор сможет принимать информацию и ретранслировать её остальным бытовым устройствам через радиосигнал (прообраз Wi-Fi). Центральный процессор должен был содержать в себе блок, переводящий различные типы сигналов в цифровую форму.
Сам процессор выступал только в качестве средства для того, чтобы раздать задания остальным устройствам. Поэтому его не требовалось хранить на видном месте. Правда, если запихать устройство куда-то далеко, то в него трудно будет вставлять «лепестки» — хранители информации. Предполагалось, что каждый такой диск отвечает за досуг или рабочую нагрузку для одного члена семьи. То есть, например, на одном носителе записаны фильмы и игры, на другом — музыка и обучающие программы, на третьем — деловые и творческие приложения и т. д.
Необходимый контент центральный процессор должен был транслировать на дисплей.
«СФИНКС позволяет начать оснащение квартиры с любой первоочередно необходимой монофункции. Число устройств растет не прямо пропорционально числу пользователей и функций, а весьма незначительно».
— фактически, это идея смартфона. Сколько приложений (функций) не устанавливай, а размер аппарата не меняется. Разве что карту памяти побольше придётся вставить.
Система выглядела очень красиво, но все возможности СФИНКСа, как и сама система, в то время хорошо смотрелись только на страницах журналов. О создании работоспособного макета, не говоря уже о внедрении идеи в жизнь, не могло быть и речи. Советский Союз стремительно приближался к последнему этапу распада, с талонами на сахар, мыло и мясо, с обострившимися межнациональными конфликтами и обнищанием населения. Кому были интересны фантазии каких-то дизайнеров и инженеров?
А что потом?
Что касается ВНИИТЭ, то до середины 2000-х ничего интересного там не происходило. Государство изменилось, и если раньше почти все изделия, выпускавшиеся в СССР, проходили через ВНИИТЭ, то теперь этого не было. Институт обеднел, потерял филиалы в других городах и многих сотрудников, закрыл дизайн-центр на Пушкинской площади. Персонал занимался преимущественно научной работой практически тем же составом, что был в 80-х.
Однако в середине нулевых ситуация изменилась. Пришли новые люди, появились новые идеи. А в 2013 году НИИ был присоединен к Университету РТУ МИРЭА приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от № 461. На этом его деятельность не закончилась. Наоборот, с 2014 года проводится ежегодный Международный день промышленного дизайна (в том числе — на территории «Сколково»). Снова запустилась эргономическая лаборатория, возобновляются отдел теории и методологии и проектный отдел, появились государственные задания и образовательные проекты. Из наиболее ожидаемых проектов выделим «Эргономический атлас». Почему он важен? Рассказывает Сергей Моисеев, директор по развитию института:
«С 1971 года у нас в стране не замеряли антропометрические показатели, а их физические параметры со временем меняются. Атлас уже на финальной стадии работы, скоро он выйдет. Это важная вещь, потому что сейчас в России стандарты на одежду, стандарты охраны труда, рабочих мест — все это соответствует измерениям 1971 года».
Что касается руководителя проекта СФИНКС Дмитрия Азрикана, то он перебрался в США, где стал дизайн-директором компании International Promotion Inc. В Чикаго, и получил более ста свидетельств на промобразцы и патентов России и США. А разработанная им авторская программа подготовки дизайнеров в Western Michigan University (USA) была утверждена и получила сертификат NASAD (Национальная Ассоциация Школ Искусства и Дизайна).
Дмитрий, кстати, доработал свою идею. В 1990 году в Испании был представлен его концепт «электронного офиса» Furnitronics. А на выставке в 1992 году в Японии шквал эмоций вызвал футурологический концепт «Плавающие острова».
Что ещё интересного можно почитать в блоге Cloud4Y
→ Как нейроинтерфейсы помогают человечеству
→ Киберстрахование на российском рынке
→ Свет, камера… облако: как облака меняют индустрию кино
→ Футбол в облаках — мода или необходимость?
→ Биометрия: как дела с этим у нас, и у «них»