«Вместо людей – машины!»

Как завещал легендарный Стив Бланк*, ребята из пермского стартапа Omi Robotics очень рано вышли из состояния «сферического стартапа в офисе». Уже первые образцы продукции нашли своего покупателя, а участие в конкурсе GenerationS позволило создать новое направление бизнеса и начать подготовку к запуску серийного производства. Разработчики альтернативы дворникам с лопатой во время конкурса нашли крупного московского инвестора, основателя фонда IMI.МС Игоря Мацанюка. До этого основатели тратили собственные и бизнес-ангельские деньги.Одновременно IMI.МС стал партнером Московской программы инкубирования технологий, что дало ему возможность размещать портфельные стартапы на API Moscow, акселерационной площадке, открытой одним из организаторов конкурса — Центром инновационного развития Москвы.Но обо всем по порядку, сегодня мы разговариваем с Олегом Кивокурцевым, одним из основателей производителя беспилотных снегоуборщиков Omi Robotics.

С.К.: Олег, расскажите, откуда пришла идея создать робота-снегоуборщика? О.К.: Мы обратили внимание на то, что бытовая робототехника набирает обороты с каждым годом, и непрерывно движется, как локомотив. И как только начали появляться следующие решения в данной сфере, такие как газонокосильщики, мы не могли оставаться на месте и ждать. Одной из основных бытовых проблем, помимо грязного пола и неровного газона, является уборка снега. С чем мы и решили бороться.

С.К.: Кто изначально был вместе с Вами и как распределялись роли в команде? О.К.: Мы работали втроем, я отвечал за продвижение проекта, продажи и привлечение инвестиций, так же на мне лежали все организаторские обязанности по поиску поставщиков и изготовителей различных компонентов. Игорь Еремеев, занимался программно-аппаратной частью. Он программировал контроллеры, а так же занимался проектированием электроники. Максим Утев придумывал конструкцию, рассчитывал все узлы и силы, действующие на оборудование.

С.К.: Расскажите, что умел прототип вашего робота? О.К.: Наш первый прототип был снегоуборщиком телеприсутствия с минимальной степенью автономности. Он был собран из подручных средств, деревянного шкафа, окрашен, ездил на колесах и напоминал скорее ящик с отвалом, но, тем не менее выглядел круто и со своей задачей справлялся. Парковку рядом с нашим офисом чистил эффективно. Им сразу заинтересовались различные СМИ, после чего нам стало поступать большое количество звонков и предзаказов.

С.К.: Как складывалось Ваше общение с инвесторами? Сложно ли было привлечь финансирование? О.К.: Мы прошли большое количество конкурсов, решающим для нас стал Generation S. Мы не занимались активным поиском инвесторов. Так получилось, что на конкурсе о нас написали статью в газете, а наш инвестор прочитал и заинтересовался. Несколько звонков по скайпу, после чего личная встреча и подписание необходимых документов для оформления сделки.

С.К.: Олег, как насчет экономики проекта: сколько времени требуется на создание одного робота, сколько он стоит, каких результатов вы уже добились по выручке, насколько это стабильно? О.К.: Сегодня, при наличии всех комплектующих сборка составляет 20 минут. Цену робота мы обозначали в соответствии с рыночными условиями — 100 000 рублей. У нас есть продажи, но активно мы их не ведем, поскольку находимся на завершении разработки первой серийной партии, по окончанию которой мы начинаем выходить на рынок. У нас большое количество предзаказов со всего мира, большинство из Европы.

С.К.: Каким Вы видите будущее проекта, с перспективой на 1 год и на несколько лет вперед? О.К.: Через год мы планируем продать несколько тысяч экземпляров нашей продукции, после чего приступить к разработке второй версии с учетом пожеланий рынка. У нас уже есть несколько договоров и предварительных соглашений с федеральными дилерами спецтехники, с крупными торговыми сетями, с аутсорсинговыми компаниями, выполняющих уборку снега, а также с магазинами, специализирующимися на роботах.Выход на международные рынки мы видим уже в этом году. Через несколько лет у нас появится большое количество конкурентов, но наш продукт будет выигрывать по цене и функционалу.

С.К.: В каком направлении, на Ваш взгляд, будет развиваться робототехника в целом? Что нужно делать, чтобы стать конкурентоспособным на этом рынке? О.К.: На сегодняшний день, на рынке бытовой робототехники не так много решений, я бы сказал даже, что рынок заполнен только на 10% своих возможностей. Самый большой потенциал у решений сегмента B2C. Люди готовы к подобным решениям, необходимо просто формировать адекватное предложение, такое как наше. Я знаю всего пока две модели роботов газонокосильщиков, если двигаться в данном направлении, можно занять часть рынка. Могу сказать, что вижу большой потенциал у решений в сельско-хозяйственной отрасли, в которой присутствует большое количество одинаковых операций. Также, что в строительно-дорожной отрасли можно преуспеть довольно быстро и без особых усилий. Катки катают асфальт абсолютно по одинаковой траектории со смещением на 1 м в минуту. Автогрейдеры, способны самостоятельно осуществлять движение рабочим органом в соответствии с программой заложенной ранее. Оператор так же производит движение вперед и назад. Экскаваторы и погрузчики осуществляют одинаковые движения в течение всей рабочей смены.

С.К.: Дайте совет молодым ребятам, у которых есть классные идеи или жажда создавать что-то новое, но совершенно нет представления, куда «бежать». Что нужно, прежде всего сделать, чтобы далекая мечта превратилась в обозримую перспективу? О.К.: Необходимо обязательно прокачивать навык продаж, участвовать в конкурсах и презентациях, верить в свой проект, потому что если не верить самому, то никто, соответственно, тоже верить не будет. Слушать только дельные советы, а так же быть наглым и трудолюбивым.

С.К.: «Наглым»? — Интересно, что Вы вкладываете в это понятие? О.К.: Быть наглым, но адекватным. Не бояться налаживать контакты с различными людьми, твердо стоять на своем и грамотно аргументировать, независимо от статуса оппонента в споре. Быть впереди конкурентов, а так же не бояться говорить правду.

*Стив Бланк — патриарх стартап-индустрии, участник восьми проектов, в том числе: E.piphany, Zilog и MIPS Computers, Ardent и Rocket Science Games.

Интервью для конкурса GenerationS взял Сергей Кокарев

© Habrahabr.ru