Власти фундаментально меняют стратегию контроля за интернетом

do_bfhphy2u0oj1oyvo3vbimufa.png

Международная правозащитная группа «Агора» опубликовала аналитический доклад «Свобода интернета 2018: делегирование репрессий», который вновь зафиксировал падение показателей для России. К сожалению, в прошлом году был принят рад законов и законопроектов, которые угрожают свободному развитию Рунета. Роскомнадзор заблокировал миллионы IP-адресов в попытке помешать работе мессенджера Telegram. Случилось много других неприятных событий.

Но самое главное, что аналитики «Агоры» делают вывод о фундаментальном повороте государственной политики в сфере интернета: от блокировки интернет-провайдеров и массового уголовного преследования рядовых пользователей власти перешли к попытке установить контроль над платформами.
«Признав блокировки на уровне интернет-провайдеров неэффективными, государство вынуждает к сотрудничеству крупные сервисы и монополизирует рынок доступа в интернет, — резюмируют эксперты. — Делегирование полицейских и цензорских функций частным игрокам не только минимизирует ущерб репутации, но и, очевидно, более оправданно с точки зрения расходования ресурсов и эффективности контроля».

В такой ситуации фактически платформы оказались перед выбором — либо они принимают на себя функции и полномочия цензоров, либо условия их работы в России станут невыносимыми, сказал руководитель «Агоры» Павел Чиков.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев склонен согласиться с такими выводами. По его словам, речь идет о коллективной ответственности за происходящее в Сети. Это форма тотального контроля, которая широко применяется при дедовщине в армии и тюрьме.


Всего в прошлом году в российском сегменте зафиксировано 662 842 отдельных факта ограничения свободы интернета, что примерно в шесть раз больше, чем годом ранее. Основной прирост связан с блокировками интернет-страниц и запретами информации (110 тыс. случаев в 2017 году против 649 тыс. в 2018-м).

В 2018 году власти ежедневно блокировали 1300 страниц в интернете, каждые восемь дней суды приговаривали пользователей к реальным срокам лишения свободы.

По оценке экспертов, несмотря на незначительное снижение количества нападений в 2018 году по сравнению с предыдущим годом, общий уровень насилия по-прежнему остается высоким.

m0-46beqmqqrdtfi5l3lqn_92qu.png


Подводя итоги года, эксперты обращают внимание на ряд законов и законопроектов, возлагающих на интернет-компании дополнительные обязанности, связанные с идентификацией пользователей, контролем их коммуникаций и активностей. Также появились новые категории запрещенной информации.

Например, 1 января вступил в силу так называемый «Закон о мессенджерах», требующий от владельцев интернет-сервисов мгновенного обмена сообщениями идентифицировать пользователей по номеру мобильного телефона.

В апреле в первом чтении принят законопроект об увеличении штрафов за отказ удалить или заблокировать доступ к запрещённой информации (до 5 миллионов рублей для физических и 50 миллионов — для юридических лиц).

В сентябре вступил в силу закон об ответственности операторов поисковых систем за отказ подключиться к Реестру запрещенных сайтов и удалять из результатов поисковой выдачи ссылки за заблокированные ресурсы. Первой компанией, привлеченной к ответственности, стал Google, оштрафованный в декабре решением Роскомнадзора на 500 000 рублей.

Приняты поправки в статью 17.15 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за отказ удалить информацию, запрещённую решением суда. Одновременно в Уголовный кодекс вводится наказание до 1 года лишения свободы за злостное неисполнение такого требования.

В декабре вступили в силу поправки в Закон «Об информации», позволяющие во внесудебном порядке блокировать призывы к совершению противоправных действий, представляющих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и других лиц.

В декабре же в Госдуму внесли несколько новых законопроектов, серьёзно угрожающих свободе интернета. Так называемый «Закон о суверенном Рунете» предусматривает введение жёсткого централизованного контроля над точками обмена трансграничным интернет-трафиком, позволяющим по усмотрению властей отключать отдельные сервисы, типы трафика, ограничивать доступ в интернет отдельных лиц и территорий в соответствии с заданными параметрами. Законопроект также предусматривает чрезвычайный режим управления Рунетом, когда при возникновении «угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования» Роскомнадзор может брать на себя централизованное управление всеми сетями связи.

В это же время в Госдуму внесен пакет законопроектов, устанавливающих ответственность за неуважение к власти в интернете и распространение «недостоверной информации, создающей угрозу жизни граждан или массового нарушения порядка», а также позволяющие блокировать такую информацию в Сети.

Низкая оценка свободы интернета в России отмечают и эксперты других организаций. Например, согласно ежегодному докладу Freedom on the Net 2018: The Rise of Digital Authoritarianism, подготовленному неправительственной организацией Freedom House, Россия с 67 баллами из 100 возможных четвёртый год подряд остаётся в группе из 19 стран с несвободным интернетом вместе с Китаем, Эфиопией, Ираном и Сирией.

© Habrahabr.ru